Многим кажется – что работа в кино – это чудо, и творчество начинается с самого первого мгновения. Но так не бывает: все, даже те, кто впоследствии становится высочайшими профессионалами, начинают с азов. Известнейший сейчас художник по гриму Людмила Раужина рассказала о том, как ей пришлось на «Мосфильме» долго учиться профессии, основа которой – изготовление постижерных изделий.
«Начинали мы, как и все подмастерья. К нам в цех привозили огромные мотки сарлыка – волоса буйвола, из которого в основном и делают весь постиж. Все это вываливали на пол, а мы, ученицы, сидели, разбирали, мыли и дезинфицировали. Потом расчесывали и сортировали эти волосы по длине на специальных железных ворсильных щетках – кардах», – рассказала Людмила Раужина.
Людмила Раужина рассказывает о своих первых постижерных изделиях
Из тонких и коротких волос делали основу для пошива бород, усов, баков, бакенбард и бровей – крепе. Это тонкая прядь, заплетенная между двумя нитками в косичку толщиной 1-2 см. Крепе делали на специальном станке. Он представлял собой две стойки между которыми натягивались нити для такого плетения. На этом же станке изготавливались и трессы – волосы, сплетенные специальным образом, из которых делают парики.
«Иногда для изготовления постижерских изделий использовался и человеческий волос. Его «начесывали» так же, как сарлык. Крупные постижерные изделия из человеческого волоса шить невозможно – он очень мягкий и не держит форму. А вот для оформления, к примеру, края усиков и придания им естественного вида легонькие и тоненькие человеческие волосы как нельзя кстати», – отметила Людмила Раужина.Профессия передавалась из рук в руки, все постигалось на практике, путем кропотливого труда. После освоения работы с сарлыком следующей стадией обучения, по словам Людмилы Раужиной, стало изготовление париков.
Художник по гриму Нина Александровна Тихомирова
«Мы учились крепить волосы к основе из муслина – тонкой ткани полотняного переплетения преимущественно из хлопка, а также шерсти, шёлка или льна. В то время, когда мы начинали работать, удобного для работы английского тюля у нас еще не было и в помине. Так вот, нам давали кусочек материала и крючок. Мы «оттягивали» волоски и крепили их к основе, фиксируя узелками. А после того, как я освоила эту работу, я стала учиться шить. Я помню свои первые постижерные изделия. Это были бороды и усы для массовки, которые мы сдавали на склад», –рассказала Людмила Раужина.
Людмила Раужина рассказывает о своих учителях в профессии
Как раз с этих «маленьких усов» и началась «большая карьера» художника по гриму. Уже опытный и именитый на тот момент гример Нина Александровна Тихомирова увидела первые постижерные изделия Людмилы Раужиной и позвала ее на картину.
Людмила Раужина рассказывает о ремонте париков«Первым фильмом, в работе над которым я приняла участие, был «Чайковский» (1970) режиссера Игоря Таланкина. Картина была сложной: потребовался труд трех гримеров и еще десяти помощников, одной из которых была я. Заглавную роль в картине исполнил Иннокентий Смоктуновский, и за его грим отвечала одна из моих самых первых мастеров и учителей в профессии – Нина Александровна Тихомирова. У нее была сложная задача – создать образ Петра Ильича Чайковского в четырех возрастах, при том, что все эти перевоплощения предстояли одному лишь Смоктуновскому. А я занималась тем, что изготавливала постижерные изделия, которых для этой исторической картины требовалось множество, и училась ремонтировать парики», – поделилась Людмила Раужина.Ремонт париков – ювелирная работа. Как привести старое изделие в порядок? Нужно «выщипать» переднюю часть парика, которая чаще изнашивается. Обычно это 2 – 2,5 сантиметра. Так вот, необходимо заменить старую истрепавшуюся материю на новую и заново пришить к ней волосы. По словам Людмилы Раужиной, после этого парик моют, расчесывают, и он смотрится как новый и опять готов к появлению в кадре.
Иннокентий Смоктуновский в образе Петра Ильича Чайковского
Иннокентий Смоктуновский в образе Петра Ильича Чайковского
«Однажды Нина Александровна Тихомирова доверила мне работу с Иннокентием Смоктуновским. В то время актер жил в Ленинграде, а в Москву приезжал лишь по работе. И один раз актера пригласили на фотосъемку. Помните, раньше в киосках продавали открытки с портретами всенародно любимых артистов? Казалось бы, что сложного в этой съемке? А все дело в том, что для фильма «Чайковский» Нина Александровна попросила Иннокентия Смоктуновского побриться наголо, чтобы было проще наносить ему сложный грим. Но не мог же артист сниматься лысым для фотокарточек! Так вот, мне доверили приклеить Иннокентию Смоктуновскому парик. Я до сих пор отлично помню тот день, яркую красную футболку-поло, в которой снимался артист. У меня до сих пор сохранилось фото, где у Смоктуновского рыжие волосы и короткая стрижка. Этот образ создала я», – вспоминает Людмила Раужина.

Иннокентий Смоктуновский в фильме «В четверг и больше никогда»

Иннокентий Смоктуновский в фильме «В четверг и больше никогда»
А потом гримеру предстояло полностью создавать образ для Иннокентия Смоктуновского для картины «В четверг и больше никогда» режиссера Анатолия Эфроса.
Людмила Раужина рассказывает о работе над фильмом «В четверг и больше никогда» режиссера Анатолия Эфроса«Это была моя первая самостоятельная работа в качестве художника по гриму. За такую возможность я благодарна еще одному своему мастеру и старшему коллеге – Михаилу Сергеевичу Чикиреву, работавшему с такими режиссерами, как Сергей Бондарчук и Юрий Озеров. Именно он пришел к начальнику нашего цеха и сказал: «Людмила может работать самостоятельно». Для фильма «В четверг и больше никогда» я создавала Иннокентию Смоктуновскому образ чудаковатого старика. Усы, брови, парик, борода, веснушки – фронт работы был огромным, как и простор для творчества. А помимо Смоктуновского в ленте снимались такие именитые актеры, как Любовь Добржанская, Олег Даль, Вера Глаголева, Гражина Байкштите и многие другие. И всех их я гримировала. После этой работы мой творческий путь в кино пошел в гору», – рассказала Людмила Раужина.
О дальнейшем творческом пути Людмилы Раужиной мы расскажем в наших новых материалах. Продолжение следует.
Комментарии (0)