Минуло две недели после трагедии в Керчи. 17 октября студент 4-го курса политехнического колледжа Владислав Росляков устроил настоящую бойню - взорвал в здании учебного заведения самодельную бомбу и расстрелял находившихся внутри людей из ружья. 21 человек погиб, более 50 пострадали. Сам Росляков застрелился.
Особенности этого, судя по всему, тщательно спланированного нападения заставили журналистов вспомнить о событиях в американской школе «Колумбайн», произошедших почти двадцать лет назад – это, в частности, подтверждает копирование подростком одежды одного из американских стрелков, место взрыва одной из бомб, а также место и способ самоубийства.
Одним из первых подобную параллель, кстати, провёл президент Владимир Путин:
«Все началось с известных трагических событий в школах США. Молодые люди с неустойчивой психикой каких-то лжегероев себе создают. Это результат глобализации, как ни странно. В соцсетях и интернете мы видим, что целые сообщества созданы».
По словам главы государства, ЧП в Керчи лишь подтверждает тот факт, что общество (и отнюдь не только в России) плохо реагирует на стремительно изменяющиеся условия в мире. «Не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей. Они хватают суррогат героизма. Это приводит к трагедиям подобного рода», — резюмировал президент.
В обстоятельствах трагедии ещё предстоит разбираться следствию. Впрочем, важно не только восстановить точную картину преступления, но и понять его причины. Чтобы оценить всю тяжесть ситуации, в которой все мы оказались, и попытаться найти из неё хоть какие-то выходы.
Симптомы очень нехорошие. Произошедшее в Керчи пока вполне классифицируется как school shooting – явление, зародившееся и ставшее впоследствии одной из главных национальных бед США. С 1970 года стрельба в американских школах происходила около 1300 раз. Пик, кстати, был достигнут в нынешнем году – огонь на поражение в американских учебных заведениях открывали 82 раза! 51 погибший – это самое большое число убийств в школах за всю историю страны.
Эвакуация школьников во Флориде (США), февраль 2018 г. Фото: USA TODAY
Что заставляет подростков (увы, уже не только американских) браться за оружие? Каждый раз звучат самые разные мнения – травля одноклассников, несчастная любовь, проблемы в семье и пр. Соглашаться или нет - личное дело каждого. Мы же попробуем оттолкнуться от слов российского президента. При всём желании трудно отделаться от чувства, что сегодняшняя общемировая масс-культура заточена на воспитание и подготовку самых настоящих… убийц. В те же компьютерные «шутеры» с утра до ночи режутся уже едва ли не пятилетние дети. Что такое убийство, его изощрённые способы, виды растерзанных жертв – пусть и через виртуальное пространство, но всё это проникает в сознание ребёнка с самых ранних лет. Любая игра-«стрелялка» к тому же оттачивает великолепную реакцию (это к вопросу о том, что Росляков по мнению сетевых экспертов в одиночку не мог совершить такое количество убийств за столь короткий промежуток времени).
Культ насилия царит и в современном западном кинематографе. Реками льётся кровь в фильмах Квентина Тарантино – обладателя всех самых престижных кинонаград. Запредельная жестокость в его картинах не является чем-то противоестественным, напротив! Герои, оставляющие за собой горы трупов – это, как правило, весьма симпатичные ребята.
Фото: кадр из к/ф "Убить Билла" (Miramax Films, Production I.G, 2003)

Фото: кадр из к/ф "Бешеные псы" (Live Entertainment, Dog Eat Dog Productions, 1992)

Режиссёр Квентин Тарантино, фото Jens Kalaene / ZB / Globallookpress.com
Предвижу возражения, что это «постмодернизм», «кинематографический приём», «эстетика», «стилизация», да и вообще все фильмы Тарантино имеют возрастные ограничения. Всё так. Вот только едва ли это поймёт десяти- пятнадцатилетний подросток, который порой принимает «суррогат» за чистую монету. Конечно, он вряд ли после просмотра возьмётся за пистолет, но ценность человеческой жизни в его глазах после подобных фильмов явно девальвируется. Самое страшное, повторюсь, что насилие показано привлекательно.

Владислав Росляков, запись камер видеонаблюдения

Кадр из х/ф "Джанго освобожденный ("The Weinstein Company, Columbia Pictures, 2012)
Не отстают от своих западных коллег их отечественные эпигоны – стрельбой, пытками, кровью полны картины молодых российских режиссёров и клипмейкеров. С развитием цифровых технологий оградить детей от опасного контента всё сложнее, да и любой запрет, как известно лишь рождает дополнительный интерес. Что же делать?
Молчание общества в данном случае показательно – о трагедии пытаются скорее забыть. Может быть потому, что просто боятся признаться в главном: то, что стало причиной страшного преступления Владислава Рослякова нельзя остановить никакими металлодетекторами, ни бойцами спецназа, которых, увы, к каждой школе не приставишь.
В сетевой переписке, обнаруженной журналистами, керченский стрелок вполне ясно проговаривает мотив преступления в стиле «Колумбайн»:
Что если чувство внутренней пустоты и бессмысленности существования в Рослякове породила окружающая его действительность, где люди (в данном случае родители подростка) раздавлены бесконечной гонкой за деньгами, морально дезориентированы неопределенностью – экономической, социальной, нравственной? Подвержены различным стрессам вплоть до полной потери воли? И голливудская картинка стала для молодого человека лишь детонатором внутреннего взрыва?«Я ненавижу вставать по утрам, а потом засыпать, зная, что завтра будет как вчера. Зачем вообще жить? Я ко всему безразличен. Был бы дробовик – летальность 99 %».
Нам так хотелось догнать и перегнать США – по уровню жизни, развитию технологий, росту ВВП… Мало, кто тогда (да и теперь) слушал тех, кто предупреждал о том, что school shooting является обязательной оборотной стороной «американской мечты». В рамках заданного политического и социального-экономического курса российское государство наверняка ужесточит контроль за интернетом и, может быть, повысит возрастной ценз для десятка-другого фильмов, однако «избирательное зрение» в решении этой проблемы поможет едва ли. Людям постарше остается лишь вспоминать и недоумевать, как ещё совсем недавно мы спокойно жили без железных дверей с домофонами, без видеокамер и металлодетектооров, без вооруженной охраны в школах, и главное – без вооруженных детей…
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта Mosfilm.ru
Фото на главной странице: кадр из х/ф "Слон" (реж. Гас Ван Сент, США, 2003), pinterest.co.uk
Комментарии (0)