Размышления у «парадного подъезда» российского кино

Авторская колонка редактора сайта Mosfilm.ru

«Успех измеряется деньгами». Если оттолкнуться от этого старого как мир изречения, которое мы, впрочем, с потрясающей лёгкостью снова подхватили в конце 1980-х (а теперь и вовсе возвели в жизненную философию), получается, что российское кино, наконец, не только «задышало», но и стало приносить своим создателям вполне приличную прибыль. «Притяжение», «Лёд», «Тренер» – эти картины собрали по миллиарду рублей. Да и вообще фильмов, которые окупаются в прокате, в последние годы выходит не так уж и мало. Особняком в этом ряду, конечно, стоит спортивная драма «Движение вверх», сорвавшая небывалую кассу в более чем 3 млрд рублей! Когда такое было?
Российское кино снова смотрят, зритель охотно идёт на премьеры, артистам порой аплодируют стоя, успевая, правда… жевать поп-корн. И в этом, собственно, нет ничего плохого. Просто за рамки одноразового зрелища, пусть и сделанного очень профессионально, новые фильмы (за редким исключением), увы, не выходят. Зачастую просто не хочется их пересматривать. Да и, по сути, незачем.
Что же произошло? Вдруг перевелись операторы и режиссёры? Испортилась актёрская школа? Отнюдь! В сегодняшней киноиндустрии на самом деле мало непрофессионалов – не выдерживают конкуренции. Законы рынка, как выяснилось, одинаково работают во всех сферах, в том числе и в кинематографе (хотя и халтуры по-прежнему хватает). Вот только по каким принципам может существовать в этих условиях настоящее искусство? Может и должно ли оно быть рентабельным?
«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Кто-то усматривает в этих словах лукавство, но едва ли сам Александр Сергеевич относился к своим произведениям как к товару, в который неизменно превращает даже самое высокое искусство капитализм. Но вот ведь парадокс – его произведения хорошо продавались и продаются до сих пор! Или вот другой пример. Картины Андрея Тарковского при жизни режиссёра никогда не собирали в советском прокате баснословных сумм. Но их продолжают смотреть уже более полувека. И уж если посчитать, сколько за это время было продано копий фильмов «Зеркало» или «Солярис»
Царская ли, социалистическая ли Россия всегда рождала великих художников. Гений всё равно возьмёт свою «кассу» - он не ищет аудитории, да и не кассу работает. Сама история мировой культуры подтверждает небезызвестную мысль Гоголя о том, что настоящее искусство заканчивается в тот момент, когда художник задумывается о деньгах или славе. Перефразируем на современный язык - хайпе. Удержаться и, правда, сложно. Но тем больше сейчас ждёшь от тех, кто не поступился истинными принципами служения искусству – Владимира Меньшова, Николая Губенко, Карена Шахназарова, давно молчащего Вадима Абдрашитова. Всё это представители ещё советской школы кино. Что делать, если «Второй русский капитализм» пока крайне скуп на новые имена?
И вроде бы не сказать, что новое поколение кинематографистов погрязло в мелкотемье. Напротив! Активно экранизируются великие военные и спортивные победы, подвиги первых космонавтов… Правда почему-то в основном по голливудским лекалам. Может быть, поэтому и выходит каким-то пластиковым, глянцевым, клишированным? О фильме, где правдиво показана наша сегодняшняя жизнь, и заикнуться-то уже не смею…
Так что восьмизначные цифры бокс-офисов сегодня скорее работают на капитализацию режиссёра на кинематографическом рынке, чем являются мерилом настоящего таланта. Впрочем, как справедливо заметил Дима Семицветов в рязановском шедевре полувековой давности: «Товарищи, деньги пока ещё никто не отменял!» Картину эту, кстати, в первый год проката посмотрели почти тридцать миллионов зрителей.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта Mosfilm.ru

Фото: Detector Media

Поделиться новостью: