Профессия: звукооформитель или как «сочиняются» шумы?

Профессия: звукооформитель или как «сочиняются» шумы?
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
⇐ Вернуться к списку

Традиционно считается, что всё самое интересное на «Мосфильме» происходит в съёмочных павильонах или на натурных площадках – и с этим сложно поспорить. Но есть на киностудии совершенно уникальное место, где событий происходит не меньше, чем на съёмочной площадке. Тут и дерутся, и скачут на лошадях, и разбивают автомобили, а если нужно, могут вызвать посреди лета февральскую вьюгу. Правда, всё это – талантливая звуковая имитация. Mosfilm.ru – о специалистах шумового озвучания.

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ШУМЕТЬ

Справочник по звукорежиссуре сообщает, что «шумовым озвучанием называется процесс подбора и укладки на изображение всех фоновых и синхронных шумов». Этот этап начинается сразу после речевого озвучивания картины при условии, что монтаж фильма полностью закончен (хотя, как говорят сами шумовики – это утопия!). Пионером записи и воссоздания шумовых эффектов считается американский кинодеятель Джек Фоли, работавший в Голливуде в 1930-1960-е гг. Он стал первым звукооформителем фильмов - представителем профессии, без которой кино сейчас просто немыслимо. Кстати, на Западе шумовиков называют foley artist так имя некогда безвестного каскадёра вошло в историю.

«Звуковая картина фильма также важна, как и её визуальный ряд – одно без другого просто не существует. Для звукорежиссёра автомобиль, который издаёт множество звуков – от шума двигателя до скрипа кожаных сидений – тоже является актёром!» - рассказывает руководитель «Тонстудии» «Мосфильма» Андрей Егоров. – «Всё, что грубо говоря «шевелится» в кадре должно сопровождаться соответствующими шумами. При записи важно добиться их максимального правдоподобия. Этим как раз и занимаются две наши студии для записи шумов».

Шумы — это не «приложение» к звуковой фонограмме, не «затычка» для звуковых дыр или провалов, а самостоятельное выразительное средство, обладающее широкими возможностями. Потому и людей, занятых в этой профессии можно по праву назвать настоящими актёрами. Как правило, синхронное шумовое озвучивание — это целый спектакль.

Шумовики обычно работают бригадами по 2-3 человека согласно уже сложившимся профессиональным канонам. Сначала просматривают куски фильма, приготовленные для озвучивания – по традиции, это отрывки не более десяти минут. На этом этапе главное определить, какими инструменты будут необходимы для создания звуков. К примеру, если на экране герои скачут на лошадях, используются деревянные или пластиковые плошки-блюдца, издающие при ударах требуемые звуки – цокот копыт.

Плошки.jpg
Шумовики используют посуду не по прямому назначению

После подбора инструментов проводится репетиция. Для точной синхронизации звука и изображения, студия в помощь звукооформителям оборудована большим экраном.

Большой-экран.jpg
Большой экран помогает максимально точно синхронизировать картинку и звук 

Ну а дальше, собственно, запись. Количество дублей не ограничено – и дело тут не только в профессионализме звукооформителей, сколько в фантазии звукорежиссёра. Ведь один и тот же звук может иметь сотни вариаций.

Запись.jpg
Звукорежиссёры за работой

КАК «ДОБЫВАЮТ» ЗВУК?

Сегодня по техническому оснащению "Мосфильм" может сравниться с голливудскими студиями. Но в шумовом озвучании большей ценностью обладают не технологии записи – они давно идеальны, а реквизит, с помощью которого извлекаются звуки. Студия, в которой работают звукооформители, на первый взгляд напоминает какой-то странный склад. Здесь всё вперемешку – одежда, посуда, мебель, предметы быта, хозяйственные принадлежности, фрагменты строительных конструкций…

«Отбор реквизита происходит не по эстетическим, а по звуковым качествам», - рассказывает Андрей Егоров. - «Конечно, на все случаи жизни предметов не соберёшь – это невозможно. Таким образом, то, что вы видите и слышите на экране, зачастую разнится с тем, что использовалось для извлечения звука на записи».

В качестве примера руководитель «Тонстудии» демонстрирует воротные петли из железа, издающие характерный протяжный скрип при открывании. Невозможно поверить, но именно этот звук использовался в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» в кульминационной сцене с раскачиванием колокола.

Егоров-и-петли.jpg

Петля-близко.jpg
Руководитель "Тонстудии" Андрей Егоров со знаменитым предметом реквизита  

Фрагмент фильма "Андрей Рублёв" (реж. А. Тарковский)

Отдельного описания заслуживают полы студии, также обладающие различными «звуковыми» качествами. Покрытие выполнено из разных материалов и разграничено на квадраты: металлический — для имитации шагов по кровле жилого дома, деревянный в двух вариантах —  грубый пол деревенской избы и паркет для шагов по квартире. Рядом – фрагмент морского побережья, есть и гравий, и песок, и кафель, и даже брусчатка с Красной площади.

Полы.jpg
"Звуковые полы"

Двери – еще один часто используемый «звуковой персонаж». Каких здесь только нет! И каждая со своим неповторимым скрипом. Особым успехом у кинематографистов пользуется массивная металлическая дверь из Бутырской тюрьмы — сегодня её «голос» можно услышать почти в каждом сериале о буднях правоохранителей.

Рама.jpg
"Царство петель" - двери, шкафы, оконные рамы - настоящая "коллекция скрипов" 

Есть в студии записи шумов и такие предметы и приспособления, о назначении которых обычный посетитель не сможет догадаться при всем желании. Например, вот эта огромная деревянная конструкция, напоминающая качели, в точности воспроизводит шум морского прибоя.

Прибой.jpg
Конструкция, имитирующая звук морского прибоя

А это крутящееся колесо имитирует шум ветра. И таких профессиональных секретов и звукооформителей – тысячи.

Колесо-ветер.jpg
Колесо, вызывающее звук ветра  

«ШУМНАЯ» МУЗА ТАРКОВСКОГО

Звукооформитель Фаина Янпольская – настоящая легенда «Мосфильма».  Работает на киностудии с 1967 года -  сразу после окончания консерватории. За пятьдесят лет озвучила фильмы Сергея Бондарчука, Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Никиты Михалкова, Сергея Урсуляка, Карена Шахназарова и многих других выдающихся режиссёров.  Особое место в её фильмографии занимает работа с Андреем Тарковским. Шутка ли, Фаина Михайловна является автором всех шумов в картинах, признанных мировыми шедеврами кино - «Зеркало», «Сталкер», «Солярис».

«Андрей Арсеньевич был очень требовательным человеком», - вспоминает Фаина Янпольская. - «Звук для него имел не меньшее, а может быть даже и большее значение, чем изображение. Вслушивался даже в малейший шорох, пробовал множество различных вариантов и, надо отметить, никогда не ошибался».

Фаина Михайловна уверена, что помимо музыкального образования и хорошего слуха, звукооформитель должен обладать и актёрским мастерством, ведь его задача - не просто точно воспроизвести тот или иной звук, но вжиться в роль, передать настроение и характер своего героя.

Фаина Янпольская, звукооформитель:
«80 процентов нашей работы – это шаги. Казалось бы, чего здесь сложного? Мне неоднократно заявляли: «Это можно сделать и на компьютере!» А что компьютер сделает? «Тук-тук-тук», медленнее или быстрее. Но если человек идёт и у него плохое настроение, несчастье какое-то, у него же и походка соответствующая. А если, например, у человека сын родился, ведь он парит над землёй! Машина не сможет так точно передать живые человеческие эмоции!» 

Янпольская.jpg
Фаина Янпольская работала с классиками отечественного кино

Развитие технологий записи значительно облегчили труд звукооформителя, признаётся Фаина Янпольская. Раньше, при линейном звуковом монтаже бригада шумовиков состояла из 10-12 человек: озвучивали каждый кадр в один приём, ошибка одного автоматически срывала запись. Сегодня же один специалист может полностью озвучить целый сериал!

Профессии звукооформителя невозможно обучиться иначе как на практике, считает Фаина Михайловна, а потому активно делится опытом с молодым поколением. Вот уже 14 лет в паре с ней занимается озвучанием Кирилл Банакин, кстати, также до работы звукооформителем успевший получить музыкальное образование. Сейчас тандем шумовиков занимается озвучанием 11-серийного фильма Сергея Урсуляка «Ненастье» по одноименному роману Алексея Иванова. 

Тандем.jpg
Творческий тандем

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ШУМОВОГО ОЗВУЧАНИЯ?

Казалось бы, в эпоху высоких технологий любой звук можно воспроизвести с помощью компьютерных программ. В малобюджетных сериалах часто как раз и происходит, но в большом кино машина не способна заменить человека, уверен руководитель «Тонстудии» Андрей Егоров. Даже собственной фонотекой шумов, в которой более ста тысяч клипов, «Мосфильм» пользуется редко. Ведь в кино каждый кадр, как и мгновение жизни, неповторим. Точных синхронных шумов, использовавшихся ранее, подобрать вообще невозможно. Синтезируются лишь так называемые  редкие звуки.

«Есть звуки, которых в природе вообще не существует. Как, к примеру, озвучить фантастический фильм, герои которого используют гаджеты, которых ещё просто не изобрели. Как они звучат? – никто ещё не знает. Приходится придумывать. Подобными разработками занимается уже звуковой дизайнер. Это новая профессия, которая сейчас стремительно набирает популярность», - подытожил Андрей Егоров.

ОТ РЕДАКЦИИ

Несмотря на то, что шумовые эффекты используются в кино с 30-40-х годов прошлого столетия, слова «Озвучание» в русском языке официально не существует (см. "Озвучивание"). Филологи относят данное существительное к профессионализмам. 


Узнать больше о возможностях "Тонстудии" «Мосфильма» можно здесь. По вопросам аренды музыкальных студий звоните по телефонам +7(499)143-9408,+7(499)143-9803 и +7(499)143-9521, либо пишите на электронные адреса egorov@mosfilm.rucpy@mosfilm.ru и balter@mosfilm.ru. Начальник ПК «Тонстудия» - Андрей Егоров. Руководитель Центрального производственного управления (ЦПУ) киноконцерна «Мосфильм» – Татьяна Балтер, главный диспетчер – Сергей Миненков.

Поделиться новостью: