04 декабря 2025
Редакция новостей
327
На курсах «Мосфильма» для ассистентов режиссера по актерам состоялась встреча с Владимиром Хотиненко. Режиссер, чьи фильмы - от «Мусульманина» до «72 метров» - становились событиями в культурной жизни страны, два часа говорил о главном: как найти «своего» актера, зачем превращать пробы в документальное кино и почему искусственный интеллект никогда не заменит живой человеческой эмоции. Мастер поделился уникальными профессиональными секретами, личными историями и философией режиссуры, в которой нет места шаблонам.
Владимир Хотиненко начал мастер-класс не с теории, а с истории своей судьбы, которая, по его словам, и привела его в кино. Архитектор по образованию, он с «отличием» закончил Свердловский архитектурный институт и, чтобы избежать трехлетней обязательной отработки, сознательно ушел в армию. Служба в конвойных войсках, перевозка заключенных, армейский быт - этот опыт стал его первой школой жизни и наблюдений за человеком.
Именно там, в армии, произошла судьбоносная встреча. Его друг сообщил, что на творческую встречу в Свердловск приехал Никита Михалков. Хотиненко, в солдатской форме, попал на эту встречу и поразил мэтра историями из своей службы.
«Рассказал Михалкову множество историй. Гениальных, смешных, порой абсурдных. Он слушал, слушал, а потом говорит: «Службу закончишь — приезжай. Будешь с нами работать», — поделился воспоминаниями Владимир Хотиненко.
Так начался его путь в кинематограф. Но главной темой встречи стала работа режиссера с актером.
КАСТИНГ - ЭТО НЕ ПРО КОЛИЧЕСТВО, А ПРО КАЧЕСТВО ПОИСКА
Режиссер отметил, что скептически относится к современной моде пробовать по 500 человек на роль. Он убежден, что работа ассистента режиссера по актерам (кастинг-директора) — это не массовый отбор, а глубокое понимание материала и режиссерского замысла.
Своим главным учителем в этом деле он назвал одну из легендарных ассистентов режиссера Инну Штеренгарц, с которой проработал много лет. Она была «абсолютно женщина среднего века», театралкой, которая объездила все провинциальные театры, знала все спектакли и могла точно предсказать, подойдет ли актер.
«Она мне и Маковецкого подарила, и Миронова, и всех основных актеров. Как ассистент предлагала уже интересный, отобранный материал, а я дальше уже смотрел, мой это инструмент или нет. У меня же выбор актера происходит подсознательно. Как в музыке. Скрипка Страдивари и скрипка Гварнери — они же звучат по-разному? Так и с актерами. Для меня важен личный контакт, чтобы понять, смотрим ли мы в одну сторону», — отметил режиссер.
ПРОБЫ КАК ИСКУССТВО: ОТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ИНТЕРВЬЮ ДО "ФОТОАТЕЛЬЕ"
Классические пробы, когда актер заучивает сцену из сценария и играет ее в условных декорациях, Хотиненко давно не практикует. Он создает для актера ситуацию, максимально раскрывающую его личность и потенциал.
Для фильма «Рой» режиссер снимал пробы в гостиничном номере. Актерам давали прочитать сценарий, а затем Хотиненко представал перед ними в роли журналиста, приехавшего написать статью о событиях фильма. Он задавал спонтанные вопросы, а актеры, импровизируя, отвечали от лица своих персонажей.
«Потом я склеил такую документальную картину на час с лишним. Когда худсоветы смотрели, некоторые женщины плакали. Потому что актеры не изображали персонаж, они по ходу ориентировались, отвечали на мои вопросы. И получалась живая-живая история», — объясняет режиссер.
Для кинопроб масштабного фильма «72 метра», где было много новых персонажей-подводников, Хотиненко придумал формат «фотоателье». Группа построила стилизованную фотозону с пальмами. Актеры приходили, одетые «как для кино», а режиссер изображал болтливого фотографа, задавая неожиданные вопросы.
«Я их не составлял заранее, эти вопросы. Не предупреждал актеров заранее. Они вот так вот спонтанно отвечали, и можно было уже понять, насколько артист уже существует в образе», - отметил режиссер после просмотра материалов проб со слушателями курсов.
«РЕЦЕПТОВ НЕТ. ЕСТЬ СЛУЧАЙ, УДАЧА, ИНТУИЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ»
Владимир Хотиненко особо отметил, что свою методологию в кино постоянно изобретал заново, отталкиваясь от конкретного материала и актера:
- Претенденток на главную женскую роль в «Мусульманине», он просил прочитать не сценарий, а стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос». Через поэзию раскрывалась глубина и трагизм героини.
- Польскому актеру на пробах к картине «1612» режиссер предложил прочитать монолог персонажа на родном языке. Не понимая польского, режиссер уловил нужную энергетику и внутреннюю суть персонажа.
- Работая с Андреем Краско над образом командира подлодки в «72 метра», Хотиненко задал ему ключевой вопрос: «Какие бы ты сказал последние слова в жизни?» Тот ответил: «Конечно, я имею в виду жену». Это сошлось с режиссерским пониманием образа: на лодке такой командир — царь и бог, а дома — «подкаблучник». Контраст и стал основой характера.
«Дело в том, что рецептов нет. Почему? Это не лекция никакая… В какой-то мере, необходимо и везение, нам же, мне всегда чуть-чуть везло. А дальше интуиция! Это имеет огромное значение», — подчеркнул Владимир Хотиненко.
ДИАЛОГ С ИСКУССТВЕНЫМ ИНТЕЛЕКТОМ И НЕРУШИМОСТЬ АКТЁРА
Отвечая на вопросы слушателей, Владимир Хотиненко подробно остановился на теме искусственного интеллекта (ИИ). Режиссер активно изучает возможности нейросетей в разработке новых проектов, например, для визуализации идей или поиска нестандартных решений. Однако его позиция категорична:
«Без актера никакого кино нет. И чего никогда не достигнет искусственный интеллект, хотя некоторые спорят, но я это точно знаю, - никогда не достигнет тактильности. Вы знаете, что в нашей жизни в основе лежит тактильность? Живая эмоция! Мы опираемся на опыт нашей жизни. Вот это - не заменить».
По его мнению, ИИ может вытеснить лишь тех, кто и так работает шаблонно. Но истинное искусство, рожденное в живом контакте режиссера и актера, в непредсказуемости человеческой реакции, останется прерогативой человека.
«Мое твердое убеждение: независимо от того, что он много чего может и кого-то вытеснит, мы выбрали такую профессию, в которой можно «вытесниться» и без искусственного интеллекта… Бояться, с моей точки зрения, не надо. Надо научиться с ним общаться», - подчеркнул Владимир Хотиненко.
ФИНАЛ: «С ЧЕМ НУЖНО НАЧИНАТЬ? ПРИДУМАЙТЕ ПЕРСОНАЖА»
Завершая мастер-класс, Владимир Хотиненко дал будущим кастинг-директорам главный совет, который, как сообщил режиссер, он вынес из всей своей карьеры и из «разговора» с самим Федором Достоевским (в работе над экранизацией «Бесов»).
«Самое печальное, и этого много, к сожалению, в сегодняшнем кино, когда персонаж - это просто человек. Когда это «просто человек», понимаете? Поэтому я всегда говорю: знаете, с чего нужно начинать? Придумайте, понимайте своего персонажа! Не имя, а его суть – через привычки, содержимое карманов, внешний вид и т.д. … Персонаж — это всегда больше, чем просто роль в сценарии. Его нужно найти, почувствовать и затем — отыскать его в живом актере», - подвел итог Владимир Хотиненко.
В этом - квинтэссенция подхода мастера: кинематограф как поиск живой человеческой правды, где технологии, методы и сценарии - лишь инструменты для того, чтобы разглядеть и запечатлеть эту правду в союзе с самым главным материалом кино - актером.