У посетителя любого архива, как правило, в памяти остаются довольно стандартные воспоминания – бесконечные стеллажи, нескончаемые картотеки, алфавитные указатели и прочие не особо занимательные вещи. Попадая же в хранилища «Мосфильмофонда», первая мысль, на которой ловишь себя: «Да это же настоящая сокровищница отечественного кино!» Где ещё воочию увидишь, а может, и прикоснёшься, к оригиналам плёнки, c которыми работали Иван Пырьев, Михаил Ромм, Михаил Швейцер, Никита Михалков, Владимир Меньшов, Карен Шахназаров и многие другие выдающиеся режиссёры нашего кино?! Предлагаем совершить небольшой экскурс в одно из самых необычных подразделений «Мосфильма».
Фонды
Собрание «Мосфильмофонда» сегодня – около трёх тысяч наименований! По сути, это «живая» история Киноконцерна – с 1930-х годов по настоящее время. Конечно, каталог МФФ количественно уступает коллекции «Госфильмофонда» (которому в своё время «Мосфильм» передал внушительное количество уникальных материалов), однако в собрании студии немало лент, которые с полным правом можно назвать культурным наследием страны – это и довоенные картины Роома, Зархи, Райзмана, и лидеры советского проката 1960-1970-х годов. Те картины, которые были сняты на «Мосфильме» и права на которые сегодня принадлежат Киноконцерну.
Плёнка, с которой в разное время работали операторы «Мосфильма»
Экскурсий в неприметное здание «Мосфильмофонда», словно бы затерявшееся среди многочисленных объектов Киноконцерна, конечно, не водят – это всё-таки не картинная галерея. Собранные здесь материалы будут интересны, прежде всего, историкам кино, откроют много нового и тем, кто пока не знаком с технологией кинопроизводства до «эпохи цифровизации». Ведь здесь вам подробно расскажут, что такое, к примеру, негатив изображения и чем он отличается от негатива фонограммы, как изготавливается контратип и в чём его отличие от фильмокопии? – из всего этого как раз и состоит собрание «Мосфильмофонда». Мы же ограничимся наиболее интересными моментами работы этого подразделения «Мосфильма».
Собрание «Мосфильмофонда» - это не статичная музейная экспозиция: постоянно идет проверка состояния киноматериалов, происходит постепенная их оцифровка, и запись в созданную на «Мосфильме» электронную библиотеку, по сути, в цифровой архив. Кинофонд постоянно пополняется. Одно из последних поступлений – остросюжетный фильм «Решение о ликвидации», производство которого осуществлялось Киноконцерном «Мосфильм».
Кассета Betacam с записью фильма «Решение о ликвидации»
Также на хранение поступают материалы по фильмам, реставрация которых производилась специалистами Киноконцерна. Кроме того, сегодня исходные материалы по любой кинокартине, снятой с господдержкой, должны быть переданы на хранение в «Госфильмофонд» - все необходимые для этого работы производятся на «Мосфильме».
«Как правило, новинки российского кино поступают нам в цифровом формате – мы получаем мастер-копию, записанную на жёсткий диск. Наши коллеги из комплекса «Телекино и компьютерная графика» «переводят» фильм на плёнку, дальше делается фонограмма и изготавливается позитивная копия. Вместе с негативом изображения и негативом фонограммы мы отправляем эти материалы в «Госфильмофонд» на «вечное» хранение, - рассказывает руководитель «Мосфильмофонда» Татьяна Никишкина.
Весь собранный в «Мосфильмофонде» материал можно разделить на две части: «аналоговую» (плёночные носители) и «цифровую» (кассеты Betacam SP, Betacam Digital, HDCAM, DCP, DTRS и пр.)
Металлический архивный шкаф для хранения видеокассет
Хранилище негативов
В отличие от копий на видеокассетах, хранящихся при комнатной температуре, плёночный негатив требует для себя особых условий. Можно сказать, что это носитель, требующий к себе самого трепетного отношения. Поэтому и содержится в специально оборудованных подземных помещениях, на «минус первом» этаже. Эти комнаты с многочисленными стеллажами - можно сказать, и есть святая святых «Мосфильмофонда».
«Температура в хранилище не должна превышать 20-ти, максимум 25 ℃. Но не столько важна температура, сколько относительная влажность воздуха: её показатели должны быть стабильными и держаться на уровне 40-60%. Если меньше – негатив пересыхает и начинается так называемое «скручивание» носителя, если больше – на плёнке может появиться конденсат. Последнее – наиболее опасное», - рассказывает главный технолог Лаборатории обработки плёнки Лидия Нефёдова.
Внутри хранилища негативов
Главный враг плёнки – плесневый грибок. А потому помещение, где хранятся негативы должно неизменно быть сухим и чистым. Кстати, полы здесь моют с использованием дезинфицирующих средств. Впрочем, если плёнка всё же «заболела», остановить разрушительные процессы можно. Для этого работники «Мосфильмофонда» используют параформ - химическое вещество на основе формальдегида, крайне вредное для человека. Так что процесс «лечения» плёнки похож на хирургическое вмешательство: технолог, в защитных перчатках и респираторе, закладывает один грамм параформа в специальный мешочек, который потом помещают в железную коробку с плёнкой. Две недели – и любые бактерии уничтожены, а сама плёнка отправляется в своеобразную «прачечную» - специальную машину ультразвуковой очистки.
Подземные хранилища оборудованы современной системой вентиляции, круглосуточно работает сразу несколько кондиционеров. Даже при внезапном и продолжительном отключении электричества плёнке ничего не угрожает – главное, чтобы в помещение не проникла влага, а это полностью исключено.
Стеллажи для хранения плёнки
Каждый день контролёры «Мосфильмофонда» просматривают тысячи метров плёнки – на предмет механических повреждений, конденсата или, наоборот, излишней сухости. Особое внимание – негативам 1930-х годов. «Хоть и говорят, что плёнка хранится вечно, но и её надо «поддерживать», - шутит Лидия Нефёдова. Вся работа выполняется вручную – на специальном перемоточном столе. В два диска заряжается бобина с плёнкой, а дальше уже всё зависит от зоркого глаза специалиста. Длина негатива может достигать трёхсот метров, позитивной копии и вовсе - шестисот! Попробуйте-ка сохранить внимание до самого последнего кадра!
Стол для просмотра и ручной перемотки плёнки
База данных
Всеобщая «цифровизация», которую переживает сейчас, пожалуй, любая сфера нашей жизни не миновала и «Мосфильмофонд». Вся информация о фондах, ранее каталогизированная на бумаге, была сведена в единую электронную базу – сегодня сотрудники хранилища используют специальную компьютерную программу, которая, разумеется, постоянно обновляется. Просто, удобно, содержательно.

Электронный каталог «Мосфильмофонда» прост и удобен в использовании
«Достаточно ввести название интересующего фильма и через секунду вы будете знать не только его инвентарный номер и место хранения, но и форматы, в которых имеются в наличии материалы по фильму – будь то негатив, первая позитивная копия, Betacam или же dtrs-кассета. В техническом описании обязательно указывают сведения о реставрации, звуке, метраже картины», - рассказывает руководитель «Мосфильмофонда» Татьяна Никишкина.

Специалисты «Мосфильмофонда» сохранили и бумажную картотеку
Кому это нужно?
Как мы уже говорили выше, обширная фильмотека «Мосфильма» постепенно проходит реставрацию и переводится в цифровой формат высокого разрешения. Кстати, все эти работы «Мосфильм» проводит за счет собственных средств. Более пятисот картин доступны для просмотра в Сети – в бесплатном онлайн кинотеатре «Мосфильма». Фильмы из коллекции «Мосфильма» традиционно востребованы телевидением. Сегодня Киноконцерн имеет все возможности, чтобы предоставить телеканалам материалы в соответствии с современными требованиями к качеству, в том числе и в высоком разрешении.
Телеканалы теперь редко запрашивают Betacam, современные требования – формат Full HD

По возвращению кассеты на предмет повреждений и дефектов пленки просматривают контролёры «Мосфильмофонда»
У читателя вполне резонно может возникнуть вопрос: если идет переход на «цифру» то, зачем хранить плёнку? «Пленка - это носитель для целей долгосрочного хранения, с горизонтом на многие десятки лет», - считают работники «Мосфильмофонда». В стремительно меняющемся мире цифровых технологий, плёнка, как мы уже убедились, по-прежнему остаётся одним из самых надёжных носителей, хотя внешне выглядит уже старомодно. Но это всего лишь одна из многочисленных уловок великого искусства под названием кино.
По вопросам телепроката фильмов обращайтесь в отдел телевизионных прав и интернет-проектов по телефонам +7(499) 143-98-07 , +7(499) 143-86-04 . Телефон «Мосфильмофонда»nikishkina@mosfilm.ru.
Также по всем интересующим вас вопросам обращайтесь по телефонам +7(499)143-9521 либо пишите на электронные адреса cpy@mosfilm.ru и balter@mosfilm.ru. Руководитель Центрального производственного управления (ЦПУ) Киноконцерна «Мосфильм» – Татьяна Балтер, главный диспетчер – Сергей Миненков.
Комментарии (0)