Ко дню рождения кинорежиссёра Карена Шахназарова. Авторская колонка редактора Mosfilm.ru
«Человек — существо текучее» писал в своих дневниках Лев Толстой, указывая на то, что наша личность постоянно изменяется и нет двух одинаковых «я» даже в коротком промежутке между сегодня и завтра. Река времени постоянно меняет нас. Но способна ли река потягаться с вставшим против неё океаном? Наподобие лемовского Соляриса? Кельвин, Сарториус, Снаут и многие до них думали, что исследуют его, но океан загадочной планеты исследовал их самих.
Пересматривая фильмы Карена Шахназарова (а почти каждый из них манит какой-то мистической загадочностью и обилием возможных интерпретаций), поневоле ловишь себя на мысли, что режиссёр не отражает, а именно моделирует нашу реальность, посылая нам свои фильмы подобно космическому океану. Создавая эту самую «текучесть» массового сознания. В «Курьере» режиссёр лишь намекнул на то, какое будущее готовит нам Иван Мирошников на основе желаний Кати Кузнецовой и вуаля! Сбылось слово в слово (особенно про собачку в красивой спортивной машине). Не помогло даже более чем тревожное предупреждение, выпущенный следом - «Город Зеро». Сюрреализм, говорите? Было сложно расшифровать? Ну, что же, воля ваша. Одна из метафор «Цареубийцы» - возмездие из прошлого — сегодня и вовсе выглядит как приговор стране, усомнившейся в справедливости собственного существования. Фильм снят в 1991-м, советская империя исчезла в том же году.
«Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, управляет прошлым», - Шахназаров любит цитировать Джорджа Оруэлла в своих интервью. Блестяще образованный интеллектуал, он и, правда, сделал историю основным героем своих картин - «День полнолуния» «Яды или Всемирная история отравлений», «Всадник по имени Смерть». Для чего? Показать насколько коротки на самом деле нити, связывающие нас с прошлым? И наше сегодняшнее бытие — это лишь вариация тысячекратно сыгранных сюжетов? Нет, для демиурга такого уровня это слишком просто. Ведь кто-то эти сюжеты всё-таки запускает. Океан Лема посылал обитателям станции «Солярис» «гостей», вовлекая их в ситуацию мучительного нравственного выбора. Как известно, чувство рождает действие... Будит ли в нас чувства своими фильмами режиссёр Шахназаров? Безусловно!
Но что же движет самим Творцом? Какова его мотивация?
Не режиссирует ли сам Шахназаров свою жизнь и собственное «я» словно загадку, разгадать которую (хотя бы попробовать!) можно по ключам, которые мастер аккуратно оставляет в каждом своем высказывании. Он никогда не снимал конъюнктурных картин, никогда не гнался за модой, но странное дело — всегда актуален. Его стиль и авторский почерк не спутаешь ни с чьим другим. Не потому ли, что в своих фильмах режиссёр поднимает только те темы, которые его по-настоящему волнуют. Вера в себя, дружбу и призвание - в «Мы из джаза». Одиночество гения — в «Зимний вечер в Гаграх». Сила безграничной отцовской любви - в «Американской дочери». Даже свой военный фильм «Белый тигр» он снял наперекор господствующему тогда (да и сейчас) в нашем кинематографе антисоветскому мейнстриму, попытавшись исследовать мистическую природу зла, породившего нацизм.
Сегодня его картины изучают в киноакадемиях по всему миру. Последний фильм «Анна Каренина. История Вронского» посмотрели в Индии и даже Бразилии. Для российского кино в условиях мировой голливудской гегемонии – это невероятный успех.
Но, послушайте, он ведь знал всё это с самого начала! Да-да! Так и заявил в дипломной работе: «Всего двадцать четыре года, впереди целая жизнь... Надо начать жить крупно. Надо успеть отшагать далеко». Шахназаров вошёл в искусство, будучи ровесником шукшинского героя из рассказа «Шире шаг, Маэстро!» Поразительно точно уловив настроение автора и смысл произведения – кажется, будто этот короткометражный фильм снял сам Василий Макарович. Настолько искренней любовью к простому человеку и родной земле пропитан каждый кадр. Хотя казалось бы: что общего между городским интеллектуалом из семьи, принадлежащей к древнему аристократическому роду, и алтайским крестьянином, по легенде пришедшем во ВГИК в сапогах? Но ведь как бывает: оба они словно родные люди. В обоих – тысячелетняя Россия.
«Неужели вы не замечаете того, что происходит на земле?» - удивлённо спрашивал у окружающих шукшинский герой, а вместе с ним режиссёр-дебютант. И оба, в отличие от нас, знали ответ. Вернее, чувствовали его.
Карен Георгиевич, Вы успели отшагать далеко. Но, пожалуйста, не сбавляйте шаг.
Фото: кадры из фильма «Шире шаг, Маэстро!» (дипломная работа К. Шахназарова), при использовании изображений ссылка на источник обязательна.
Комментарии (0)