Mosfilm.ru о творческой «кухне» режиссёра Леонида Гайдая.
Леонид Гайдай умел смешить. И многим до сих пор кажется, что делал он это с какой-то феноменальной лёгкостью - столь сильным и будто бы непринуждённым вдохновением в его картинах дышит едва ли не каждый кадр. И лишь внимательно изучив в архивах «Мосфильма» «дело» ленты «Операция «Ы», снятой в 1965 году, понимаешь, какой титанический труд проделан режиссёром и всей съёмочной группой.
Щепетильность, с которой мастер комедии подходил к созданию своих фильмов, можно проследить на примере постановочного проекта картины. Для каждого из трёх эпизодов: «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы», согласно канонам кинопроизводства того времени, были изготовлены раскадровки – mosfilm.ru впервые публикует некоторые из них.
Внешне они представляют собой картонные листы с подробным текстовым и графическим изложением того, каким образом должна быть снята та или иная сцена. Помимо информации о месте и времени съемки, названия эпизода документ содержит текст сценария, так называемый «мизанкадр» с рисунком-схемой расположения героев и сообщение о технике съёмки. Подробно, удобно, содержательно – таким образом, данным документом-«подсказкой» могли пользоваться все участники киногруппы.
Впрочем, сравнивая раскадровки и то, что в конечном итоге видишь на экране, убеждаешься в том, что Гайдай часто отходил от намеченной схемы и весьма удачно импровизировал. Попробуем сделать покадровый разбор сцены на базе, в ходе которой Балбес (исп. Ю. Никулин) «придумывает» название предстоящей операции.
СЦЕНАРИЙ: «Операция «Ы», - неожиданно говорит Балбес». НА ЭКРАНЕ: изображение совпадает с раскадровкой.
СЦЕНАРИЙ: «Директор испуганно поворачивается». НА ЭКРАНЕ: изображение снова совпадает с раскадровкой.
СЦЕНАРИЙ: «Бывалый и Трус также поворачиваются к Балбесу». НА ЭКРАНЕ: герой Юрия Никулина вновь появляется на крупном плане и, закусив губу, таинственно кивает.
СЦЕНАРИЙ: «Балбес, закусив губу, таинственно кивает». НА ЭКРАНЕ: как уже нетрудно догадаться, этот план режиссёр «передвинул». В кадре директор базы спрашивает: «Почему «Ы»?
СЦЕНАРИЙ: «Почему «Ы»? - спрашивает директор, на секунду потеряв самообладание». НА ЭКРАНЕ: Бывалый и Трус обращаются к Балбесу. В кадре – три персонажа, а не два как было запланировано ранее.
СЦЕНАРИЙ: «Балбес встаёт, закрывает двери, подзывает всех к себе и сообщает: Чтобы никто не догадался!» НА ЭКРАНЕ: Балбес действительно встаёт с места, но не идёт к дверям, а подходит к директору базы и, выглянув в окно, произносит фразу: «Чтобы никто не догадался!»
Таким образом, мы видим, что в процессе съёмки режиссёр «оптимизировал» раскадровку, причём сделал это весьма удачно. Вот, что в итоге получилось:
Ещё один пример, где Леонид Гайдай изменил первоначальный замысел – сцена обеда на строительной площадке в новелле «Напарник».
СЦЕНАРИЙ: «Верзила с наслаждением обедает. Набив полный рот, он произносит странную фразу без согласных: О-Е-А-О-А Е-О-Е
- Что, что? – спрашивает Владик.
И тогда Верзила, проглотив пищу, переводит:
- Я говорю: кто не работает, тот ест! Учись студент! Владик от негодования чуть не подавился, закашлялся, встаёт, закрывая кадр».
НА ЭКРАНЕ: режиссёр увеличил число кадров с 2-х до 4-х, сделав тем самым и «картинку», и диалог более динамичными. И да! Как вы уже поняли, по сценарию Шурика (исп. А. Демьяненко) изначально звали Владиком.
Весь эпизод в картине:
И таких примеров удачной режиссёрской импровизации – масса. Сегодня уникальные материалы архивов «Мосфильма» служат настоящими учебниками для начинающих кинематографистов. Фонды Киноконцерна постепенно оцифровываются – подробная история создания самых известных фильмов со временем будет доступна всем посетителям сайта Mosfilm.ru.
Фото: Фонды "Мосфильма", РИА, Soyuz.ru
Комментарии (0)