Фильмы-юбиляры: «Город Зеро» (режиссёр К. Шахназаров)

Фотогалерея
Евстигнеев и Филатов
Филатов и Джигарханян
Актёры фильма
Рабочий момент
На площадке
Работа с актёрами
⇐ Вернуться к списку
Mosfilm.ru начинает публикацию серии материалов о картинах, которые в этом году отмечают круглые даты – 30, 40, 50 лет с момента выхода в широкий прокат. Рабочие моменты съёмок, уникальные фотографии, материалы прессы тех лет, авторские обзоры – всё это в новой рубрике сайта.

Дата выхода на экран: 1988 год

Жанр: фантастика, фантасмагория, трагикомедия, мистика

В главных ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Алексей Жарков, Пётр Щербаков и др.

Сюжет: Инженер машиностроительного завода из Москвы Алексей Варакин (Леонид Филатов) приезжает в провинциальный город в командировку с целью согласовать технические детали изменения конструкции кондиционеров. Несуразности и странности начинаются уже на проходной…

Карен Шахназаров о фильме:

  «Эта картина абсолютно сегодняшняя, в ней – наше ощущение от жизни сегодня, состояние внутреннего разлома, кризиса… Думаю, это сейчас свойственно многим: понимание, что надо что-то делать, и, с другой стороны, неспособность что-либо совершить. Так жить больше нельзя – так можно выразить это ощущение. И финал у фильма открытый – мы не предлагаем выхода, потому что и сами не видим его… Форма нашей картины может кому-то показаться сложной и необычной. Мол, абсурд, сюрреализм… Но разве жизнь, в которой все мы живём, жили долгие годы, не абсурдна? А процессы, происходящие сейчас, этот абсурд только обнажили». «Аргументы и факты», №35, 1989.

Пресса о фильме:

   «Пожалуй, впервые за последние годы я увидела глубокий, умный, философский фильм, который при этом не скучно смотреть. То есть не только не скучно, а очень интересно и радостно. Моё зрительское впечатление от картины К. Шахназарова и А. Бородянского «Город Зеро» - целый спектр добрых изумлений. Удивляет не давным-давно обнародованная талантливость авторов и артистов, а богатство её граней, свежесть и новизна проявлений».

 Д. Смирнова, «Советская культура», №2, 1988.

   «Господи, да неужели это мы?.. Нечего, увы, и спрашивать. Наш дом, наша улица. В фокусе фильма - те незримые реалии, которые составляя невидимую сердцевину и главный фундамент чудовищностей нашего недавнего прошлого, не ушли, однако, с ним безвозвратно. Но – переданы нам, въелись в нас как всё ещё не истребленное и чрезвычайно трудно истребимое его наследие и до сих пор образуют глубинную основу всего того, что противостоит нашей жизни, пытающейся освободиться от прошлого в своих отчаянных перестроечных усилиях. Это глубинная природа того перевёрнутого сознания, которое прочно укореняется в обществе, когда главный способ его существования начинает состоять в том, чтобы не столько жить, сколько постоянно священнодействовать, исполняя перед самим собой какой-то торжественный ритуальный танец и вытягиваясь в струнку перед созданными его же собственным духом обрядовыми фантомами этого нескончаемого священнодействия, способного освятить любой бред реальной жизни».

И. Виноградов, «Московские новости», №6, 1989.

   «Прошлое — в буквальном смысле — не возвращается, хотя кажется, что исхода нет из болота. Но стоит нашему здравому смыслу свернуть в наезженную колею и снова воззвать, под гнетом державного абсурда, к кому угодно, а не решить самому — беда. Точно «на нуле» окажемся, да и этот вариант «с нуля» уже попробовали. Хватит».

 А. Шемякин, «Советский экран», № 16, 1989 год

Редакция mosfilm.ru:

    Спорить или соглашаться с мэтрами кинокритики, наговорившими и написавшими о «Городе Зеро» в своё время столь много великолепных слов – занятие бессмысленное. Выдано такое количество интерпретаций фильма, что при чтении голова идёт кругом - совсем как у главного героя Варакина, перед которым водят хороводы вчерашние советские люди, вдруг лишившиеся твёрдой почвы под ногами. Хочется сказать лишь о том, что и через три десятка лет с экрана льётся всепоглощающее чувство зыбкости бытия, ощущение человеческой бесприютности и усталости под грузом собственной истории.
   Само именование главного героя «Алексей Михайлович Варакин» - концентрат тревоги. С одной стороны, царское имя. С другой - изнывающая фамилия, в которой, если следовать набоковской синестезии, довольно чётко слышатся и видятся не то «бараки», не то «враки»… Да, да – истерзанная, измученная Россия! – непременно закричат на каком-нибудь «прогрессивном радио» (ах, какое открытие! – авт.).
   Впрочем, если зритель испытывает чувство неуютности, значит и кино по-прежнему актуально. Более того, сегодняшняя зрительская тревога кратно усилена современными информационными потоками. Может ли усилится абсурд? – вопрос, конечно, странный, но защититься от окружающего хаоса с каждым годом всё сложнее. Стали ли мы больше знать о собственном прошлом? Или всё так же, как смотритель подземного «музея истории» (где ж подлинная история? – конечно в бункере!) в исполнении Евгения Евстигнеева безапелляционно заявляем любому сомневающемуся: «Как неопровержимо доказал...»
   «Учёных» всё больше, мифология массового сознания всё крепче, да и ехать уже никуда не нужно. «Город Зеро» круглосуточно перед глазами: мониторах, планшетах, экранах смартфонов. Включил – и снова нескончаемые хороводы всевозможных комментаторов, и снова разноголосица о том, «как нам обустроить Россию» - правда, рефлексирующих прокуроров, готовых пустить себе пулю в лоб за идеалы, особо не видно. Напротив, пулю готовы пустить в лоб именно вам – столь бескомпромиссна уверенность в собственной правоте. «Раздели мою точку зрения или умри!» – вот девиз сегодняшних обитателей «Города Ноль». (Впрочем, и «рыцарство» персонажа Владимира Меньшова едва ли можно считать подлинным. Как справедливо заметил еще в 1989 году Андрей Шемякин: разве главная доблесть человека — быть похожим на кого-то? А именно верностью заветам отцов так гордится Прокурор. Хотя, в то же время в этом герое явно прослеживается аллюзия на Ипполита из «Идиота» Достоевского - по крайней мере, чисто по отчаянному поступку…)
   Как и в фильме, вам и сегодня подадут на блюде (пардон, экране) вашу собственную голову – в знак особого внимания – правда, уже не виде торта, а селфи (дескать, весь мир кружится вокруг вас). Но эту же самую голову будут нещадно пилить ежедневной пилой новостей, от которых, как и Варакин, постепенно можно сойти с ума.
   И снова замкнутый круг – вся гамма эмоций, блестящее сыгранная (нет, прожитая!) Леонидом Филатовым: возмущение, испуг, попытка играть по правилам новых обитателей цифрового «Города Зеро», отчаяние, смирение - «Что я должен делать?» Впрочем, попытаться сбежать по-прежнему можно. Только уже не на лодке, а просто выключив гаджет. Кто-то так и делает: и таких людей можно понять. Невозможно переживать круг эмоций Варакина каждый день – сгоришь. Присоединишься к сонму озлобленных сетевых «комментаторов».
   Но тем-то и ценнее сегодняшние «Алексеи Михайловичи Варакины», остающиеся в этом безумном мире онлайн - со своими грустными глазами, тихим голосом и чисто шукшинским желанием разобраться: что же всё-таки со всеми нами происходит?

Фильм «Город Зеро» доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре «Мосфильма»: http://cinema.mosfilm.ru/films/film/1980-1989/gorod-zero/
Поделиться новостью: