Попадая в комплекс КСПС «Мосфильма», где собрана уникальная коллекция костюмов, мебели и реквизита, понимаешь, сколько труда обычных, казалось бы, людей стоит за теми известными фильмами, которые мы знаем и любим долгие годы. И, первое, что привлекает внимание среди огромного количества развешанных костюмов – это выделенные вещи с прикрепленными надписями и фотографиями.
Рассказывает Алла Оленева, заместитель руководителя комплекса КСПС «Мосфильма», художник по костюмам:
«Раньше, когда съемки картины подходили к концу, костюмы главных героев какое-то время до выхода картины на широкий экран хранились у художника по костюмам, а затем сдавались в секции, где их развешивали и могли с ними сделать все, что угодно. Любой художник мог их взять для своих нужд и перешить, или перекрасить. Никогда не было какой-то системы или задач по выявлению костюмов даже из знаковых фильмов. Поэтому те уникальные костюмы, которые представлены сейчас у нас с надписями – это заслуга наших работников, секционеров, которые по зрительной памяти в общей массе выявили эти вещи и повесили на всеобщее обозрение. Это их инициатива из любви к фильмам и актерам, которые снимались в этих костюмах. Конечно, это просто чудо, что с этими экземплярами ничего не произошло за столь длительное время пока они были в свободном доступе – их не порвали и не перекрасили. Иногда и работающие с нами художники по костюмам помогают выявлять известные вещи, подсказывают и узнают их. Я работаю в комплексе КСПС «Мосфильма» с 2009 года, и уже тогда некоторые костюмы были выявлены и висели на виду, поэтому мы решили эту работу продолжить. Бывает, что случайно находятся уникальные единицы – жилетка из «Карнавальной ночи» (1956), костюмы Андрея Миронова из «Бриллиантовой руки» (1968) или Сергея Юрского из «Любовь и голуби» (1984). Костюмы тех лет, особенно, созданные для исторических фильмов «Иван Грозный»(1944-1945), «Война и мир» (1967), «Борис Годунов» (1986) и сказок, таких как «Садко» (1952), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Руслан и Людмила» (1971-1972) – неповторимые и сделанные вручную. Часто это ручная вышивка золотом, мелкие детали, кружево. Сейчас повторить такое – практически невозможно. Это колоссальный труд. Такие уникальные костюмы мы, конечно, в прокат не даем. Но, отдаем не менее красивые и тоже со своей киноисторией. Очень жаль, что отношение к вещам сейчас стало гораздо хуже, чем раньше. Нет бережного отношения, нет ответственности. А ведь достаточно того, чтобы человек, который взял вещь даже на время относился к ней аккуратно».
Из невеселых историй секционеров о том, в каком состоянии зачатую возвращают вещи после праздников, съемок и фотосессий, можно, наверное, составить целую книгу. Часто весь процесс происходит даже без участия непосредственного заказчика – через курьеров или таксистов, спросить с которых ничего нельзя. Поэтому, секционеры – люди довольно строгие и принципиальные, так как именно благодаря их работе сохраняется уникальная коллекция вещей и костюмов «Мосфильма».
И, если великие актеры, работая в потрясающих костюмах на съемках наших любимых фильмов, смогли не испачкать и не порвать их, чтобы работой художников можно было любоваться и много лет спустя, наверное, это под силу и нам?
Комментарии (0)