Электронная библиотека "Мосфильма"

Сегодня комплекс «”Телекино” и компьютерной графики» заканчивает устанавливать программное обеспечение на электронную библиотеку ALTO и начинает переносить туда съемочные материалы. Главный инженер «Мосфильма» Игорь Богдасаров — о том, что такое электронная библиотека, и зачем она киностудии.

— Почему возникла необходимость в новом оборудовании?

Сейчас мы впервые с 2008 года проводим полную модернизацию комплекса «Телекино». «Мосфильм» делал крупные закупки в 2011 году, но они в основном касались комплекса компьютерной графики. Тогда были обновлены рабочие станции  и рендер-фермы (специальные машины  для просчета компьютерной графики), но нужно понимать, что это лишь фрагменты комплекса. Его основа была заложена в 2008 году, а в современном мире девять лет — очень большой срок. Поэтому сейчас мы покупаем новые сервера и массивы, обновляем программное обеспечение и заменяем диски — словом, приводим аппаратную и программную  составляющие к современным требованиям так, чтобы все устройства могли  обмениваться данными по высокоскоростным протоколам, в том числе и с библиотекой.

— Зачем киностудии нужна электронная библиотека?

После того, как победила цифра, данные начали записывать на диски и карты памяти. Но со временем материалов стало слишком много (цифру, в отличие от пленки, никто не экономит), и нам пришлось решать, как работать с этим объемом данных. С одной стороны, нужны носители, которые делают хранение надежным, с другой, они не должны требовать лишних затрат. Ведь запись на обычный жесткий диск оказалась довольно дорогим методом. Для начала, массивы тратят много электроэнергии, а уже она преобразуется в тепло, которое тоже нужно отводить. Это все траты, как, впрочем, и ресурс самих дисков. В итоге мы решили, что лучшим вариантов для нас будет электронная библиотека.

— Что там будет храниться?

Весь съемочный материал и архив «Мосфильма», в том числе отреставрированные копии. Их постоянно заказывают телеканалы и организаторы фестивалей — и все это огромный объем данных, сотни DCP, на которых записаны не только разные варианты фильмов (с субтитрами и без), но и разные форматы (для большого экрана или телеверсии). 

С введением новой системы сотрудники «Телекино» не будут думать, в какую папку положить файл, и сколько его хранить. Об этом подумает система. Библиотека — не простой набор дисков, на которых мы размещаем данные. В электронное хранилище, как и на склад, нельзя просто сбросить что-то: если ты не знаешь, где найти вещь, считай, ты ее выкинул. После того, как мы завершим работу, Мосфильмофонд станет своеобразным бэкапом — аналоговым хранилищем, где  лежит запасной вариант кинолент.

— Насколько этот способ безопасен?

Обычный человек каждый день имеет дело с телефонами и компьютерами и, если он не делает глупостей, оттуда ничего не пропадает. Если он зайдет на сомнительный сайт или откажется от антивируса, возможны потери. Но даже в этих случаях мы же не переходим на дисковый телефон? Нужно забыть о преимуществах аналогового хранения, нравится это кому–то или нет, со временем все будет храниться в цифре. В нашем случае данные хранятся в двух экземплярах, даже физически библиотека находится в двух серверных. Это два зеркальных массива. А сама система является закрытой, поэтому несанкционированный доступ к системе полностью исключен. Вирусы проникают через двери, открытые для удобства пользователей (например, для установки приложения), здесь все двери закрыты.

— Может ли заказчик обратиться за своим материалом спустя годы?

Любой заказчик может хранить свой материал в процессе работы, но сохранять его в течение нескольких лет бессмысленно. Когда картина  смонтирована, съемочный материал становится бесполезным. Все как с пленкой: негатив просто удаляют. В течение нескольких лет хранят картины, которые по каким-то причинам остановились, и мы просто не можем их удалить. Но это форс-мажорная ситуация. Хотя, если кому-то потребуется хранить свои данные, то готовы начать переговоры.

— Какие процессы «Мосфильм» хотел бы модернизировать в будущем?

Сейчас мы думаем, как автоматизировать работу реставраторов, и ждем, когда появятся новые решения в области передачи данных: мы хотели бы удаленно передавать фильмы в формате 4К между студиями и просмотровыми залами. Сейчас технологии пересылают данные, а не транслируют их онлайн. Маленькая задержка — и картинка развалится.

Поделиться новостью: