Сегодня в нашей рубрике российский киновед, кинокритик Сергей Александрович Лаврентьев затронет проблему, касающуюся не только искусства кино – мы поговорим об интернете.
С. А. Лаврентьев:
Проблема, о которой пойдет сегодня речь, является, на мой взгляд, едва ли не главной в нашей стране (и не только в кино). Если грубо сказать, что это такое – непоколебимая уверенность поколения, которое сейчас входит в жизнь, в том, что интернет – это «все». Там все – правда, все присутствует в жизни, и было в ней всегда.
Несколько жизненных ситуаций заставили меня убедится в обратном. Недавно я давал интервью девушке, где упомянул фильм «Дипан», который получил главный приз Каннского фестиваля. Читаю статью – фильм называется «Эрран» - ничего понять не могу. Девушка мне объясняет, что по-русски он называется именно так, и тут же выводит на планшете – «Эрран». И тут же утверждается , что это не так! А девушка умная, все хорошо написала, но даже у очень умных людей есть уверенность, что вот там (в интернете) все как надо.
Иногда складывается впечатление, что эта уверенность зиждется на том, что, наверное, интернет наполняется кем-то божественным, и никто не понимает, что там сидят такие же люди, которые все это туда «впечатывают».
Однажды, на экзамене в институте у одного студента был билет с вопросом о статье Эйзенштейна про цвете в кино:
– Этого нет, – сказал он.
– Как «этого нет»? Это классическая статья Эйзенштейна.
– Этого нет в интернете.
– …
Еще пример. Меня пригласили на передачу, которую вела Светлана Сорокина. Я приехал пораньше, меня загримировали, ко мне подходит девушка-ассистент и говорит: «Мы вас позовем, когда нужно будет и объявим, что вы кинокритик, кинодраматург…» Я говорю: «Какой кинодраматург? С чего вы взяли?»
У меня нет мании величия, и меня никогда не интересовало, что про меня пишут в интернете. Но тут я набрал свое имя, и там было написано, что я, во-первых, кинодраматург, во-вторых – профессор ВГИКа, в-третьих – лауреат Государственной премии и в-четвертых – директор Московского кинофестиваля. (Я живой пока еще и, если вы пишите про живущего человека – проверьте).
Самое интересное: я четыре раза снимался в кино (один фильм не вышел). В интернете тоже четыре картины, но последняя – фильм «Личный номер» и роль журналиста в аэропорту. «Личный номер» – это картина моего однофамильца Жени Лаврентьева, которую я никогда не видел (соответственно и никакого журналиста я не играл). Но это написано на всех русских сайтах! И тут я думаю: «дай я посмотрю сайт IMDB» (Internet Movie Database). И даже там есть этот «Личный номер» и я в нем значусь как актер! Что тут говорить?
Это по всему миру пошло. (На нашем сайте еще добавилась роль в 78-ой серии сериала «Интерны»). Откуда это берется? Причем, я не хочу сказать, что это свойство только нашей сети. Вовсе нет. Если вы хотите узнать в IMDB , например, о каком-нибудь итальянском фильме 1958 года - вы там его найдете. Но, как правило, в то время итальянские картины снимались в копродукции с французами, западными немцами, испанцами, и часто этот фильм во всех 4-х странах шел под разными названиями. Так и на этом сайте IMDB он значится как 4 разных фильма…
Завершить это можно совершенно удивительным эпизодом, который имеет отношение к истории кино. Первая картина Федерико Феллини «Белый шейх», по сути, «каталог» его будущих образов. Там все есть: и маленькая проститутка Кабирия, танцующая на улице, и музыка Рота , которая будет звучать в финале «8 с половиной», и люди, которые спускаются по лестнице под эту музыку. Помимо всего прочего, эта картина про провинциальную даму, которая отправляется в Рим со своим женихом якобы для получения традиционного благословения Папы. Была традиция, когда Папа с балкона Собора Св. Петра благословлял молодоженов, вступающих в брак. На самом деле она едет туда для того, чтобы увидеть Белого шейха – героя комиксов, которыми она зачитывается в своей провинциальной глуши. Приехав в вечный город, она оставляет своего жениха (говорит: «Жди меня здесь») и бросается в редакцию, где и знакомится с Белым шейхом, который, разумеется, оказывается актером-халтурщиком. Потом совершенно ошарашенная этим событием, она возвращается к жениху, получает благословение и уезжает в горести домой. Вот про что эта картина? – тогда это все было не особо понятно.
Нельзя полагать, что искусство или знания придут к тебе с помощью одного нажатия пальца на клавишу. Героиня Феллини как раз этого не делает – она идет к предмету своего обожания и прилагает усилия. И, придя, она разочаровывается. Если ты не прилагаешь усилия для того, чтобы что-то познать – то, что ты познаешь, не обязательно, но очень часто, может оказаться имитацией истины. Да, технические средства созданы для того, чтобы приблизить искусство к тебе. Но бывает, что по мере приближения, оно становится меньше искусством, а больше суррогатом. Словом, всегда, нажимая клавишу в поисках чего-то, помните о простушке Ванде из «Белого шейха».
Интервью брала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
9.12.2015
С. А. Лаврентьев:
Проблема, о которой пойдет сегодня речь, является, на мой взгляд, едва ли не главной в нашей стране (и не только в кино). Если грубо сказать, что это такое – непоколебимая уверенность поколения, которое сейчас входит в жизнь, в том, что интернет – это «все». Там все – правда, все присутствует в жизни, и было в ней всегда.
Несколько жизненных ситуаций заставили меня убедится в обратном. Недавно я давал интервью девушке, где упомянул фильм «Дипан», который получил главный приз Каннского фестиваля. Читаю статью – фильм называется «Эрран» - ничего понять не могу. Девушка мне объясняет, что по-русски он называется именно так, и тут же выводит на планшете – «Эрран». И тут же утверждается , что это не так! А девушка умная, все хорошо написала, но даже у очень умных людей есть уверенность, что вот там (в интернете) все как надо.
Иногда складывается впечатление, что эта уверенность зиждется на том, что, наверное, интернет наполняется кем-то божественным, и никто не понимает, что там сидят такие же люди, которые все это туда «впечатывают».
Однажды, на экзамене в институте у одного студента был билет с вопросом о статье Эйзенштейна про цвете в кино:
– Этого нет, – сказал он.
– Как «этого нет»? Это классическая статья Эйзенштейна.
– Этого нет в интернете.
– …
Еще пример. Меня пригласили на передачу, которую вела Светлана Сорокина. Я приехал пораньше, меня загримировали, ко мне подходит девушка-ассистент и говорит: «Мы вас позовем, когда нужно будет и объявим, что вы кинокритик, кинодраматург…» Я говорю: «Какой кинодраматург? С чего вы взяли?»
У меня нет мании величия, и меня никогда не интересовало, что про меня пишут в интернете. Но тут я набрал свое имя, и там было написано, что я, во-первых, кинодраматург, во-вторых – профессор ВГИКа, в-третьих – лауреат Государственной премии и в-четвертых – директор Московского кинофестиваля. (Я живой пока еще и, если вы пишите про живущего человека – проверьте).
Самое интересное: я четыре раза снимался в кино (один фильм не вышел). В интернете тоже четыре картины, но последняя – фильм «Личный номер» и роль журналиста в аэропорту. «Личный номер» – это картина моего однофамильца Жени Лаврентьева, которую я никогда не видел (соответственно и никакого журналиста я не играл). Но это написано на всех русских сайтах! И тут я думаю: «дай я посмотрю сайт IMDB» (Internet Movie Database). И даже там есть этот «Личный номер» и я в нем значусь как актер! Что тут говорить?
Это по всему миру пошло. (На нашем сайте еще добавилась роль в 78-ой серии сериала «Интерны»). Откуда это берется? Причем, я не хочу сказать, что это свойство только нашей сети. Вовсе нет. Если вы хотите узнать в IMDB , например, о каком-нибудь итальянском фильме 1958 года - вы там его найдете. Но, как правило, в то время итальянские картины снимались в копродукции с французами, западными немцами, испанцами, и часто этот фильм во всех 4-х странах шел под разными названиями. Так и на этом сайте IMDB он значится как 4 разных фильма…
Завершить это можно совершенно удивительным эпизодом, который имеет отношение к истории кино. Первая картина Федерико Феллини «Белый шейх», по сути, «каталог» его будущих образов. Там все есть: и маленькая проститутка Кабирия, танцующая на улице, и музыка Рота , которая будет звучать в финале «8 с половиной», и люди, которые спускаются по лестнице под эту музыку. Помимо всего прочего, эта картина про провинциальную даму, которая отправляется в Рим со своим женихом якобы для получения традиционного благословения Папы. Была традиция, когда Папа с балкона Собора Св. Петра благословлял молодоженов, вступающих в брак. На самом деле она едет туда для того, чтобы увидеть Белого шейха – героя комиксов, которыми она зачитывается в своей провинциальной глуши. Приехав в вечный город, она оставляет своего жениха (говорит: «Жди меня здесь») и бросается в редакцию, где и знакомится с Белым шейхом, который, разумеется, оказывается актером-халтурщиком. Потом совершенно ошарашенная этим событием, она возвращается к жениху, получает благословение и уезжает в горести домой. Вот про что эта картина? – тогда это все было не особо понятно.
Нельзя полагать, что искусство или знания придут к тебе с помощью одного нажатия пальца на клавишу. Героиня Феллини как раз этого не делает – она идет к предмету своего обожания и прилагает усилия. И, придя, она разочаровывается. Если ты не прилагаешь усилия для того, чтобы что-то познать – то, что ты познаешь, не обязательно, но очень часто, может оказаться имитацией истины. Да, технические средства созданы для того, чтобы приблизить искусство к тебе. Но бывает, что по мере приближения, оно становится меньше искусством, а больше суррогатом. Словом, всегда, нажимая клавишу в поисках чего-то, помните о простушке Ванде из «Белого шейха».
Интервью брала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
9.12.2015
Комментарии (0)