На днях Редакция Новостей встретилась с мастером короткометражного кино, обладателем Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, режиссером и художником-мультипликатором, сценаристом, актером Гарри Бардиным.
РН: У вас такой широкий спектр деятельности! Что привело на "Мосфильм" на этот раз?
ГБ: На этот раз - очень значимое событие: завершаю целый этап моей жизни.
Я написал книгу "И вот наступило потом", в которую вошли биографические воспоминания. Мне кажется, если говорить о фильме, то это жизнь, уложенная в секунды. Полтора года работы сложились в десятиминутный фильм. С точки зрения игрового кино это огромный срок. И вот сегодня у меня радостный день - перезапись фильма, для меня это всегда венец работы. Перезапись будут делать мой старый добрый друг Владимир Кузнецов и звукорежиссер Александр Хасин, который рядом со мной все последние годы. В общем, хорошая компания. Название картины "Слушая Бетховена", такое неопределенно-личное... Сын советовал мне поменять его, так как получается не очень звучно: "А ты видел "Слушая Бетховена"?" Но я, тем не менее, оставил, как есть. Фильм о свободе.
РН: Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля получили за проволочный мультфильм "Выкрутасы" в уже далеком 1988 году. Не было соблазна повторить успех материала? Или это принцип: каждый раз новая идея, свежая концепция?
ГБ: Нужно спросить у жюри Каннского кинофестиваля, не хотят ли они повторить. Я не против. Как получится: я делаю работу не в расчете на увенчанность, а просто потому, что не делать не могу, по принципу "делай, что должен, и будь, что будет". Как сложится судьба моего нового фильма, пока не знаю. А вообще - все зависит от идеи. Дальше я ищу форму, наиболее, на мой взгляд, этой идее соответствующую, найдя, напрягаю всех студийцев, бросаю их из огня в полымя. Они только привыкли к прежней, а тут раз - и новая. Думаю, интересно и мне, и им: не застаиваемся на чем-то найденном, не дублируем себя и других стараемся не повторять. Это весь принцип.
РН: Вы и озвучиваете, и “делаете" мультфильмы. Насколько, на ваш взгляд, велика роль озвучивания в мультипликации?
ГБ: Конечно, велика. Если говорить о моих старых картинах, мне всегда было нужно услышать персонажа устами какого-нибудь актера. Иногда я все озвучивание делаю сам, от начала до конца, как, например, в "Выкрутасах". Сложилась целая команда моих любимых актеров. В "Банкете" я собрал целый цветник актеров, которых трудно было заполучить, очень горжусь этим. Я часто работаю с Арменом Джигарханяном, Константином Райкиным. В "Гадком утенке" у меня дебютировал Владимир Спиваков: сам напросился и очень даже хорошо справился с ролью Петуха. Я нечасто беру "попросившихся", четко понимаю потенциал человека, что с ним можно сделать, а что нет.
РН: Никогда не посещали мысли, что более выразительной и универсальной для восприятия является, все-таки, "немая" мультипликация? Как балет...
ГБ: То, что я делаю, в какой-то степени и есть хореография. Например, "Гадкий утенок" - это мюзикл, в нем поют, танцуют, двигаются под музыку. Мне потребовалось три месяца, чтобы, сидя в наушниках, придумать всю пластику и хореографию персонажей до мельчайших подробностей. "Три мелодии", следующий фильм, - тоже без реплик, только пластика, - это хореография на классические мелодии. Фильм, работу над которым я завершаю сегодня, также положен на Аллегретто Симфонии №7 и "Оду радости" Симфонии №9 Людвига ван Бетховена. Их записал Национальный филармонический оркестр Владимира Спивакова, при том сделал это бесплатно.
Что отличает этот фильм от других? На "Три мелодии" 2/3 бюджета выделило Министерство культуры, остальное я как продюсер искал сам на краудфандинге - в интернете помогали зрители. На это раз вообще в министерство не обращался. Как в песне поется:
"Если я заболею,
К врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям -
Не сочтите, что это в бреду..."
Кризис как болезнь. И вот не в бреду, а в реальности я снова обратился к своим зрителям: они собрали весь бюджет проекта. Фильм сделан полностью на народные деньги, и для меня очень важно не обмануть ожидания верящих в меня людей.
РН: Когда фильм увидят зрители?
ГБ: Пока не знаю. Необходимо получить прокатное удостоверение и придумать, где показать. Короткий метр - это не та товарная единица, где можно мне сначала полтора часа разговаривать, а под конец десятиминутный фильм запустить. Это должен быть какой-то специальный показ. Думаю, на экранах кинотеатров фильм не появится.
РН: Как вы решились на короткий метр?
ГБ: Я должен был высказаться: зашел на трибуну, мне дали десять минут, я высказался, - теперь сходи с трибуны. На полный метр это высказывание не тянет, я и уложился в десять минут. По принципу "краткость -сестра того самого"...
РН: Какие работы проводите на "Мосфильме"?
ГБ: Монтажные работы. Запись музыки выполнена в Московском Международном Доме Музыки, хотя иногда делаю их здесь. Перезапись всегда проходит на "Мосфильме"!
Поклонники старого доброго советского кино, конечно, помнят реплики из "Большой перемены":
- Однажды мне было грустно целых десять минут, а потом прошло.
- Да, десять минут - это много...
Киноконцерн “Мосфильм” желает Гарри Яковлевичу Бардину удачи и ждет новых успешных картин!
Александра Мищенкова
Редакция Новостей
8.10.2015
РН: У вас такой широкий спектр деятельности! Что привело на "Мосфильм" на этот раз?
ГБ: На этот раз - очень значимое событие: завершаю целый этап моей жизни.
Я написал книгу "И вот наступило потом", в которую вошли биографические воспоминания. Мне кажется, если говорить о фильме, то это жизнь, уложенная в секунды. Полтора года работы сложились в десятиминутный фильм. С точки зрения игрового кино это огромный срок. И вот сегодня у меня радостный день - перезапись фильма, для меня это всегда венец работы. Перезапись будут делать мой старый добрый друг Владимир Кузнецов и звукорежиссер Александр Хасин, который рядом со мной все последние годы. В общем, хорошая компания. Название картины "Слушая Бетховена", такое неопределенно-личное... Сын советовал мне поменять его, так как получается не очень звучно: "А ты видел "Слушая Бетховена"?" Но я, тем не менее, оставил, как есть. Фильм о свободе.
РН: Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля получили за проволочный мультфильм "Выкрутасы" в уже далеком 1988 году. Не было соблазна повторить успех материала? Или это принцип: каждый раз новая идея, свежая концепция?
ГБ: Нужно спросить у жюри Каннского кинофестиваля, не хотят ли они повторить. Я не против. Как получится: я делаю работу не в расчете на увенчанность, а просто потому, что не делать не могу, по принципу "делай, что должен, и будь, что будет". Как сложится судьба моего нового фильма, пока не знаю. А вообще - все зависит от идеи. Дальше я ищу форму, наиболее, на мой взгляд, этой идее соответствующую, найдя, напрягаю всех студийцев, бросаю их из огня в полымя. Они только привыкли к прежней, а тут раз - и новая. Думаю, интересно и мне, и им: не застаиваемся на чем-то найденном, не дублируем себя и других стараемся не повторять. Это весь принцип.
РН: Вы и озвучиваете, и “делаете" мультфильмы. Насколько, на ваш взгляд, велика роль озвучивания в мультипликации?
ГБ: Конечно, велика. Если говорить о моих старых картинах, мне всегда было нужно услышать персонажа устами какого-нибудь актера. Иногда я все озвучивание делаю сам, от начала до конца, как, например, в "Выкрутасах". Сложилась целая команда моих любимых актеров. В "Банкете" я собрал целый цветник актеров, которых трудно было заполучить, очень горжусь этим. Я часто работаю с Арменом Джигарханяном, Константином Райкиным. В "Гадком утенке" у меня дебютировал Владимир Спиваков: сам напросился и очень даже хорошо справился с ролью Петуха. Я нечасто беру "попросившихся", четко понимаю потенциал человека, что с ним можно сделать, а что нет.
РН: Никогда не посещали мысли, что более выразительной и универсальной для восприятия является, все-таки, "немая" мультипликация? Как балет...
ГБ: То, что я делаю, в какой-то степени и есть хореография. Например, "Гадкий утенок" - это мюзикл, в нем поют, танцуют, двигаются под музыку. Мне потребовалось три месяца, чтобы, сидя в наушниках, придумать всю пластику и хореографию персонажей до мельчайших подробностей. "Три мелодии", следующий фильм, - тоже без реплик, только пластика, - это хореография на классические мелодии. Фильм, работу над которым я завершаю сегодня, также положен на Аллегретто Симфонии №7 и "Оду радости" Симфонии №9 Людвига ван Бетховена. Их записал Национальный филармонический оркестр Владимира Спивакова, при том сделал это бесплатно.
Что отличает этот фильм от других? На "Три мелодии" 2/3 бюджета выделило Министерство культуры, остальное я как продюсер искал сам на краудфандинге - в интернете помогали зрители. На это раз вообще в министерство не обращался. Как в песне поется:
"Если я заболею,
К врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям -
Не сочтите, что это в бреду..."
Кризис как болезнь. И вот не в бреду, а в реальности я снова обратился к своим зрителям: они собрали весь бюджет проекта. Фильм сделан полностью на народные деньги, и для меня очень важно не обмануть ожидания верящих в меня людей.
РН: Когда фильм увидят зрители?
ГБ: Пока не знаю. Необходимо получить прокатное удостоверение и придумать, где показать. Короткий метр - это не та товарная единица, где можно мне сначала полтора часа разговаривать, а под конец десятиминутный фильм запустить. Это должен быть какой-то специальный показ. Думаю, на экранах кинотеатров фильм не появится.
РН: Как вы решились на короткий метр?
ГБ: Я должен был высказаться: зашел на трибуну, мне дали десять минут, я высказался, - теперь сходи с трибуны. На полный метр это высказывание не тянет, я и уложился в десять минут. По принципу "краткость -сестра того самого"...
РН: Какие работы проводите на "Мосфильме"?
ГБ: Монтажные работы. Запись музыки выполнена в Московском Международном Доме Музыки, хотя иногда делаю их здесь. Перезапись всегда проходит на "Мосфильме"!
Поклонники старого доброго советского кино, конечно, помнят реплики из "Большой перемены":
- Однажды мне было грустно целых десять минут, а потом прошло.
- Да, десять минут - это много...
Киноконцерн “Мосфильм” желает Гарри Яковлевичу Бардину удачи и ждет новых успешных картин!
Александра Мищенкова
Редакция Новостей
8.10.2015
Комментарии (0)