Редакция Новостей вновь посетила монтажный цех «Мосфильма». Сейчас в нем работает режиссер Ольга Стефанова над своим новым документальным фильмом. Картину планируют закончить к осени, названия пока у нее нет. Несмотря на это, уже точно известно, что в имени фильма будет фигурировать название полярной станции «Восток». Мы пообщались с режиссером и попросили рассказать о будущем фильме, о станции и о том, что именно ее привлекает в документальном кино.
Режиссер Ольга Стефанова:
Станция «Восток» – это полюс холода нашей земли, это самая холодная точка на земном шаре. Место, где зимой −89 °C. И там живут люди. Эта станция знаменита тем, что прямо под ней обнаружено гигантское подлёдное озеро с тем же названием «Восток». Это реликтовый водоем, который замерз, скорее всего, когда Антарктида еще не была покрыта льдом. И помнит он соответственно историю нашей земли, помнит возникновение континентов, климат, который был в прошлом.
Ученые предполагают, что там есть жизнь (подо льдом). Внутри этого озера существуют какие-то бактерии доселе не известные человечеству, которые могут пролить свет на огромное количество разных тайн. Это озеро считается последним крупным географическим открытием ХХ века. И вообще станция таит в себе множество загадок и множество испытаний для человека. Там проходило большое количество экспериментов, там происходило очень много драматических ситуаций, вызванных не только руками человека.
В 1982 году случился пожар: сгорела дизельная электростанция и оставила людей накануне полярной ночи при −70 °C без света и тепла. И не было никакой возможности их оттуда вытащить и спасти: туда не долетит в это время ни один самолет, не доедет ни один вездеход. По всем существующим законам физики это было невозможно. Люди добираются туда летом, когда температуры совсем другие. А когда наступает зима, навигация заканчивается (топливо замерзает, транспортные уже средства не ходят), и наступают 9 месяцев полной изоляции.
Вот люди остались живы. И мы рассказываем о том, как это было. Мы рассказываем о том, что давало им силы жить. И вообще, основная мысль кино: рассказать про то, что происходит, когда человек нарушает все естественные законы мироздания, какие тайны открываются ему, что он приобретает, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия, который устраивает ему сама жизнь. И мы говорим о том, что человеку дает такую дерзость – отважиться на все то, что мы покажем в фильме, и чем он бывает вознагражден за это.
- Ольга, расскажите, как пришла такая идея: снять фильм о полярной станции?
Она не пришла вдруг, это такая давняя история. Здесь на «Мосфильме» с кинокомпанией «Лекс-фильм» мы делаем уже второе кино про Антарктиду. Вообще, эта студия любит полярные проекты. У нас много арктических тем, и много проектов об этом выходило и выходит.
В принципе, наша встреча с продюсером студии Александром Жуковым – это большая удача и для меня, большое счастье. Потому что темой Антарктиды я стала заниматься еще до того, как пришла на эту студию. И есть фильм, который я сделала, будучи год на зимовке.
В Антарктиде полярные станции существуют вахтовым методом. Вахта длится год: люди приезжают на год, зимуют, потом через год приезжает новая смена и т.д. Вот я поставила себе такую задачу: уехать туда на год и снять фильм про то, как этот год проходит в Антарктиде. Мне очень хотелось испытать все на себе. Этот год очень многое перевернул в моей жизни.
Вышел фильм «Зимовка», после чего и произошла наша здесь встреча. Тема продолжилась, обрела, скажем так, более широкий взгляд. Было еще две экспедиции, уже не годовые, а на летний период.. И за это время мы успели проехать все российские полярные станции в Антарктиде и сделать первый проект, который называется «Русская Антарктида. ХХI век». Мне сложно определить жанр этого фильма. Если хотите: роуд-муви по Антарктиде с историческим экскурсом.
И после этого выросла идея снять кино про самую уникальную из всех этих станций, у которой своя история потянет на полнометражный фильм.
- Ольга, как долго вы снимали фильм»?
Конкретно этот? Вообще, надо сказать и в «Русскую Антарктиду» и вот в этот фильм про «Восток» вошли материалы снятые за 6 экспедиций. И эти 6 экспедиций растянулись на 6 лет. То есть, чисто по соображениям логистики (по тому, как летают самолеты, как ходят пароходы, как можно добраться с одной станции на другую) невозможно осветить вот это все за один раз. Либо ты попадаешь только в сезон, либо только в зиму. Либо ты попадаешь на «Восток» и не попадаешь в «Мирный». А если ты попадаешь в «Мирный» - ты не попадаешь на «Восток» и так далее. И таких факторов много. И для того, чтобы все это охватить – потребовалось 6 лет периодических возвращений, съемок и пр.
Поэтому сложно сказать… Безусловно, основной массив материала ушел в «Русскую Антарктиду». То, что войдет сейчас в это кино – было снято на станции «Восток», по сути, в течение одного сезона.
Плюс сейчас год мы собирали материал в Москве и в Петербурге, связанный с историей. То есть мы находили участников каких-то легендарных событий, который на этой станции происходили, искали очевидцев, свидетелей. Распутывали, раскручивали все рассказы, все истории. Искали материалы, искали хронику, фотографии – исторический объем, скажем так, подтягивали. Плюс нам привезли очень интересный материал ребята, которые там на «Востоке» зимовали (то, что снимали сами полярники). И интересных моментов там тоже много. Это такой эксклюзив.
- Ольга, Вы не могли бы рассказать немного о себе: как пришли в кино, и почему выбрали именно документальное?
Я в кино пришла из журналистики. По первому образованию я журналист, работала в разных СМИ, в том числе и на телевидении. И основная причина, которая меня в кино и привела – это то, что работая на телевидении (мне все очень нравилось, мне было интересно и замечательно, я плавала как рыба в воде и любила это дело), но мне не хватало погружения. Мне не хватало осмысленности, мне не хватало глубины, на которую можно «нырнуть», поскольку телевидение – это все-таки конвейер (я говорю про свой личный опыт).
На одной программе у меня была авторская рубрика, где я искала разных интересных персонажей. И вот, ты приезжаешь к герою, у тебя есть смена на съемки (несколько часов), ты с ним поговорил, там прошелся, тут посидел, снял его в деле, в отдыхе, в быту – и все, тебе пора уезжать. Тебе кажется, что все только началось, а надо уже заканчивать: надо бежать, резать, писать, кроить и выдавать в эфир.
Вот мне не хватало этого внутреннего погружения. И я поступила во ВГИК, закончила режиссерский факультет мастерскую И. И. Гелейна (мы были у него первыми и единственными студентами). Он очень много для нас сделал и благодаря ему, учась на 3 курсе, мы делали фильмы на бюджет Министерства культуры
Моя первая картина – «Свет Белого моря» (еще учебная работа из 2-х серий), которую делала я и моя однокурсница. Мы поехали снимать на острова Белого моря. И это было как раз то, что нужно, то, что я искала. Мы пробыли там 2 недели, и по сравнению с телепроизводством – это казалось очень много, целая экспедиция, целая жизнь! Прожить две недели на маяке на острове с семьей, иметь возможность наблюдения, анализа, осмысления, погружения, этого «ныряния на глубину» - вот, чего так хотелось. И тогда я поняла, что да, я не ошиблась – это тот самый путь.
Беседовала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
24.06.2015
Режиссер Ольга Стефанова:
Станция «Восток» – это полюс холода нашей земли, это самая холодная точка на земном шаре. Место, где зимой −89 °C. И там живут люди. Эта станция знаменита тем, что прямо под ней обнаружено гигантское подлёдное озеро с тем же названием «Восток». Это реликтовый водоем, который замерз, скорее всего, когда Антарктида еще не была покрыта льдом. И помнит он соответственно историю нашей земли, помнит возникновение континентов, климат, который был в прошлом.
Ученые предполагают, что там есть жизнь (подо льдом). Внутри этого озера существуют какие-то бактерии доселе не известные человечеству, которые могут пролить свет на огромное количество разных тайн. Это озеро считается последним крупным географическим открытием ХХ века. И вообще станция таит в себе множество загадок и множество испытаний для человека. Там проходило большое количество экспериментов, там происходило очень много драматических ситуаций, вызванных не только руками человека.
В 1982 году случился пожар: сгорела дизельная электростанция и оставила людей накануне полярной ночи при −70 °C без света и тепла. И не было никакой возможности их оттуда вытащить и спасти: туда не долетит в это время ни один самолет, не доедет ни один вездеход. По всем существующим законам физики это было невозможно. Люди добираются туда летом, когда температуры совсем другие. А когда наступает зима, навигация заканчивается (топливо замерзает, транспортные уже средства не ходят), и наступают 9 месяцев полной изоляции.
Вот люди остались живы. И мы рассказываем о том, как это было. Мы рассказываем о том, что давало им силы жить. И вообще, основная мысль кино: рассказать про то, что происходит, когда человек нарушает все естественные законы мироздания, какие тайны открываются ему, что он приобретает, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия, который устраивает ему сама жизнь. И мы говорим о том, что человеку дает такую дерзость – отважиться на все то, что мы покажем в фильме, и чем он бывает вознагражден за это.
- Ольга, расскажите, как пришла такая идея: снять фильм о полярной станции?
Она не пришла вдруг, это такая давняя история. Здесь на «Мосфильме» с кинокомпанией «Лекс-фильм» мы делаем уже второе кино про Антарктиду. Вообще, эта студия любит полярные проекты. У нас много арктических тем, и много проектов об этом выходило и выходит.
В принципе, наша встреча с продюсером студии Александром Жуковым – это большая удача и для меня, большое счастье. Потому что темой Антарктиды я стала заниматься еще до того, как пришла на эту студию. И есть фильм, который я сделала, будучи год на зимовке.
В Антарктиде полярные станции существуют вахтовым методом. Вахта длится год: люди приезжают на год, зимуют, потом через год приезжает новая смена и т.д. Вот я поставила себе такую задачу: уехать туда на год и снять фильм про то, как этот год проходит в Антарктиде. Мне очень хотелось испытать все на себе. Этот год очень многое перевернул в моей жизни.
Вышел фильм «Зимовка», после чего и произошла наша здесь встреча. Тема продолжилась, обрела, скажем так, более широкий взгляд. Было еще две экспедиции, уже не годовые, а на летний период.. И за это время мы успели проехать все российские полярные станции в Антарктиде и сделать первый проект, который называется «Русская Антарктида. ХХI век». Мне сложно определить жанр этого фильма. Если хотите: роуд-муви по Антарктиде с историческим экскурсом.
И после этого выросла идея снять кино про самую уникальную из всех этих станций, у которой своя история потянет на полнометражный фильм.
- Ольга, как долго вы снимали фильм»?
Конкретно этот? Вообще, надо сказать и в «Русскую Антарктиду» и вот в этот фильм про «Восток» вошли материалы снятые за 6 экспедиций. И эти 6 экспедиций растянулись на 6 лет. То есть, чисто по соображениям логистики (по тому, как летают самолеты, как ходят пароходы, как можно добраться с одной станции на другую) невозможно осветить вот это все за один раз. Либо ты попадаешь только в сезон, либо только в зиму. Либо ты попадаешь на «Восток» и не попадаешь в «Мирный». А если ты попадаешь в «Мирный» - ты не попадаешь на «Восток» и так далее. И таких факторов много. И для того, чтобы все это охватить – потребовалось 6 лет периодических возвращений, съемок и пр.
Поэтому сложно сказать… Безусловно, основной массив материала ушел в «Русскую Антарктиду». То, что войдет сейчас в это кино – было снято на станции «Восток», по сути, в течение одного сезона.
Плюс сейчас год мы собирали материал в Москве и в Петербурге, связанный с историей. То есть мы находили участников каких-то легендарных событий, который на этой станции происходили, искали очевидцев, свидетелей. Распутывали, раскручивали все рассказы, все истории. Искали материалы, искали хронику, фотографии – исторический объем, скажем так, подтягивали. Плюс нам привезли очень интересный материал ребята, которые там на «Востоке» зимовали (то, что снимали сами полярники). И интересных моментов там тоже много. Это такой эксклюзив.
- Ольга, Вы не могли бы рассказать немного о себе: как пришли в кино, и почему выбрали именно документальное?
Я в кино пришла из журналистики. По первому образованию я журналист, работала в разных СМИ, в том числе и на телевидении. И основная причина, которая меня в кино и привела – это то, что работая на телевидении (мне все очень нравилось, мне было интересно и замечательно, я плавала как рыба в воде и любила это дело), но мне не хватало погружения. Мне не хватало осмысленности, мне не хватало глубины, на которую можно «нырнуть», поскольку телевидение – это все-таки конвейер (я говорю про свой личный опыт).
На одной программе у меня была авторская рубрика, где я искала разных интересных персонажей. И вот, ты приезжаешь к герою, у тебя есть смена на съемки (несколько часов), ты с ним поговорил, там прошелся, тут посидел, снял его в деле, в отдыхе, в быту – и все, тебе пора уезжать. Тебе кажется, что все только началось, а надо уже заканчивать: надо бежать, резать, писать, кроить и выдавать в эфир.
Вот мне не хватало этого внутреннего погружения. И я поступила во ВГИК, закончила режиссерский факультет мастерскую И. И. Гелейна (мы были у него первыми и единственными студентами). Он очень много для нас сделал и благодаря ему, учась на 3 курсе, мы делали фильмы на бюджет Министерства культуры
Моя первая картина – «Свет Белого моря» (еще учебная работа из 2-х серий), которую делала я и моя однокурсница. Мы поехали снимать на острова Белого моря. И это было как раз то, что нужно, то, что я искала. Мы пробыли там 2 недели, и по сравнению с телепроизводством – это казалось очень много, целая экспедиция, целая жизнь! Прожить две недели на маяке на острове с семьей, иметь возможность наблюдения, анализа, осмысления, погружения, этого «ныряния на глубину» - вот, чего так хотелось. И тогда я поняла, что да, я не ошиблась – это тот самый путь.
Беседовала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
24.06.2015
Комментарии (0)