РАЗГОВОР С КИНОВЕДОМ: РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ РЕЖИССЕРА ЛАРИСЫ ШЕПИТЬКО В КАРЛОВЫХ ВАРАХ

Российский киновед, кинокритик Сергей Александрович Лаврентьев рассказал Редакции Новостей о ретроспективе фильмов Ларисы Шепитько в Карловых Варах, о тенденциях и проблемах современных кинофестивалей, о кино сегодняшних и минувших дней.

                                                        О ТЕНДЕНЦИЯХ МИРОВЫХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ

В этом году на фестивале в Карловых Варах будет  ретроспектива фильмов Ларисы Шепитько. Пятьдесят лет назад ее дебютная картина «Зной» получила там приз, и вот к этому событию приурочен показ. То, что Лариса Ефимовна – великий  режиссер, это бесспорно. Но не в этом суть, а совершенно в другом…
Вот фестиваль в Карловых Варах в Чешской Республике делает ретроспективу этого режиссера. У нас, где миллион фестивалей есть, практически ни один не делает ретроспективы выдающихся великих режиссеров, которые работали в том числе здесь на «Мосфильме», которые создали славу нашего кино, которых изучают во всех киношколах мира.

И это как раз очень обидно, потому что сейчас на всех фестивалях в мире такая ретроспективная часть является очень важной. Потому что, увы, а кино современное может быть плохим или хорошим, но все равно оно не сопоставимо с великим кинематографом прошлого. А для многих  молодых людей, это  прекрасная возможность посмотреть то кино, которое тогда было, о котором они, может быть, слышали. И посмотреть его так,  как его смотрели: не в телевизоре в два часа ночи с рекламой, а в кинотеатре, и хорошо бы еще на кинопленке (как это будет в Карловых Варах). Это становится как бы такой одной из основополагающих «фишек» фестиваля. Например, в Канне недавно показывали «Ивана Грозного», в Венеции существует программа «Венецианская классика», в Сан-Себастьяне ретроспектива является также неотъемлемой частью кинофестиваля.

                                                        О ТОМ, КАК ВОСПРИНИМАЮТ ФЕСТИВАЛИ У НАС

Вот чехам надо было писать, просить разрешения на права, потом понять, где достать копии – достаточно длинная история. А ведь у нас совершенно спокойно можно взять и провести ретроспективу Ларисы Шепитько или Элема Климова, Марлена Хуциева, Глеба Панфилова – абсолютно великих режиссеров. Но этого нет. И самое грустное заключается в том, что люди, которые делают фестивали, у нас в особенности, свято верят в то, что фестивали – это красные дорожки, платья артисток, которые по этим дорожкам идут, банкеты, а потом опять платья артисток, красные дорожки и банкеты. А то, что между двумя дорожками и  этими парадами платьев происходит  – это не существенно. А потом хорошо в светской хронике написать: какая артистка с кем пришла, и что на ней было надето. Да, это тоже неотъемлемая часть фестивалей, но не главная. А у нас она стала главной, как бы заместила то, что главным быть должно.

Фестиваль становится чем-то модным. Вот мне рассказывали коллеги, работавшие на московском кинофестивале, что они были очень горды, что в прошлом году на демонстрации  картины Годара «Прощай речь» люди в зале дрались из-за того, что не поделили место. Ну и что? – потом прошло некоторое время, и картина появилась в прокате. Совершенно никто не дрался, она прошла в 2-3 кинотеатрах и очень быстро была снята по причине того, что ее никто не хотел смотреть. А тут было модно пойти, потому что это Годар (и кто-то что-то даже о нем  слышал). «Пойдем подеремся? А потом напишем об этом в фейсбук». То есть сам Годар становится информационным поводом для того, чтобы перейти к тому, что «действительно интересно». Это ситуация вообще жизни нашей. Также и в кино, когда картина не так важна, как то, что вокруг нее. Выходит фильм, сообщают, что он столько-то денег стоил. Какая разница сколько он стоил или что было во время съемок? – это вещи, которые к художественности вообще никакого отношения не имеют. А это является важным. На «Форсаж 7» нужно пойти, потому что несчастный Пол Уокер погиб в автокатастрофе. Даже смерть человека становится таким информационным поводом, для того, чтобы раскрутить картину. А плохая картина или хорошая, удалась или не удалась – не имеет значения никакого.

                                                                           О ЛАРИСЕ ШЕПИТЬКО

В истории кино такая штука, что какие-то персонажи занимают в ней по праву лидирующие позиции, а какие-то нет. Про Тарковского, который дебютировал одновременно с Ларисой Шепитько, все знают и все говорят. А вот про нее как-то меньше. Тем и важная задача подобного рода ретроспективы: вытащить на свет вот таких режиссеров, про которых по каким-то причинам (не по злому умыслу) знают меньше. А они гораздо выше всех тех нынешних, про которых трубят на каждом углу
Если говорить о ней: судьба у нее была такая сложная. Лариса Ефимовна успела снять не так много картин. Если «Зной» был активно поддержан, то «Крылья» прошли не сказать, что с большим зрительским успехом. «Родина электричества» была запрещена на 20 лет, «Ты и я» тоже как-то сбоку прошел. «Восхождение» – да, его, конечно, все смотрели, и все поражались! И потом ее гибель во время съемок «Матеры» автоматически перевела ее в такой ранг великих. И все как-бы понимали, что великая, но какого-то постоянного обращения к ее картинам не было. Раньше знали, про то, что она сделала в кино. Потом лет через 10-15 после ее смерти уже мало кто знал, сейчас – вообще никто не знает.

Я знаю, что была идея: построить какой-то кинотеатр или киноцентр с залом, в котором всегда показывались бы великие картины «Мосфильма». И я уверяю, что там всегда был бы зритель. Не много: там не ломали бы стулья, не били бы окна – но человек по 5-10 в зале сидело бы всегда. Он бы существовал, как музей – зал того периода, когда кино было искусством. Но, к сожалению, этот период сейчас завершен, и настало кино, как развлечение. Жизнь такая. Это не значит, что надо рвать на себе волосы и говорить: «Не смотрите «Мстителей», а смотрите «Броненосец Потемкин»!», - нет, конечно. Можно смотреть и то и другое. Но, смотря «Мстителей» желательно бы знать, что было когда-то. Вот поэтому, я считаю, что очень важно, что будет происходить в Карловых Варах и очень бы сильно хотелось, чтобы идея создания ретроспективного зала воплотилась в жизнь.

Интервью брала Анастасия Иванова
Редакция Новостей
27.05.2015
Поделиться новостью: