В преддверии Дня Победы Редакция Новостей встречалась с продюсером, режиссером Федором Максимовичем Поповым. Он рассказал нам своей новой работе над фильмом в жанре военно-исторической драмы «Коридор бессмертия».
- Федор Максимович, поделитесь: как к Вам пришла идея создания такого фильма?
Лет пять назад, на даче, читая всякую литературу, я вдруг натыкаюсь на потрясающую историю. Сначала увидел фотографию девочки с косичками, которая выглядывает из паровоза. Подписано: «Колонисты. Дорога Победы». Я стал читать, и был просто поражен! Во-первых, масштабам событий; а во-вторых, тем, что об этом никто не знал, об этом невероятном материале.
Когда прорвали в январе 43 года блокаду, шел ее 500 день. И все знали про Дорогу жизни, которая проходила по Ладоге, но она работала только зимой. Так вот, блокада прорвана, и первое, что было сделано – это сооружение железной дороги, которая соединяла большую землю с осажденным Ленинградом. Дорогу построили за 17 дней в 33 километра, из них километр и 300 метров через Неву. Строили под бомбежкой, под обстрелами военные строители и много женщин. Преимущественно такой женский труд, поскольку все были на фронтах. Пять тысяч человек – масштаб, который невозможно представить. Мне стало интересно, я начал изучать эту тему, разрабатывать ее.
- То есть сценарий писали Вы?
Я делал попытки создавать сценарий. Признаюсь честно, две попытки были не удачные, и я обратился к Дмитрию Каралису. Мне его порекомендовали как специалиста, и тут я вспоминаю, что статья была им подписана, та самая. То есть так круг замкнулся. Я обратился к нему с предложением быть консультантом, он обратился со встречным предложением: быть соавтором сценария. Писали мы его где-то года два. В прошлом году он получил поддержку от Министерства культуры, его также очень высоко оценило Российское военно-историческое общество. Его представитель сказал очень лестные слова о сценарии, и нас это сильно вдохновило. С тех пор мы продолжаем какие-то вещи дорабатывать, сценарий развивается, развиваются характеры, ситуации.
- На каком этапе проект находится сейчас?
В настоящее время у нас идет активная подготовка. Теперь я могу сказать, что нас поддерживает армия (продолжается работа по заключению договоров, но устная поддержка уже обещана). В РЖД передвигаются переговоры, и есть такое ощущение, что они приведут к успеху. Это, конечно, вопрос непростой. Все-таки картина дорогая, сниматься будет долго, много техники железнодорожной потребуется. Это бремя серьезное, к тому же, это не их профильное дело – снимать кино. Но оно их интересует, потому что он про них.
Что интересно, дорогу сами железнодорожники называли «Дорогой смерти», потому что там действительно было огромное количество жертв. И прямые попадания были, тогда составы стаскивали, сбрасывали под откос, ремонтировали пути, и шли новые поезда. В день проходило около до 35 составов, по ней было переведено 75 % грузов. Представляете ее значение!
Мне кажется, что совместными усилиями студии «Стелла», РЖД, Министерства обороны и Министерства культуры есть возможность превратить эту «Дорогу смерти» в «Коридор бессмертия».
- Федор Максимович, расскажите немного о сюжете, о героях…
По сюжету я могу только сказать, что это военно-историческая драма с элементами и мелодрамы, и детектива. Главный герой – машинист, политрук, командир поезда. У этого человека есть прототип: Георгий Михайлович Федоров, по кличке Жора Полундра. Это нами не придумано, личность такая существовала. Невероятно интересно! Не зря ведь говорят, что жизнь такие сюжеты предлагает, которые в голове искусственно не создаются. И есть девушка Маша Яблочкина. Ее прототип – живой очевидец событий Марья Ивановна Яблонцева. Кстати интересно, как сама Марья Ивановна рассказывает про отношения, которые у них были между собой. Она все время свидетельствует, что они были очень деликатные, очень корректные. Вот казалось бы, какая там деликатность? Кровь, пот, слезы, смерть на каждом шару, грязь – все навыворот. При этом они вели себя очень и очень целомудренно. Это не моя придумка, не мой художественный вымысел. Так было на самом деле. Интересно развивать эту историю, погружаясь в отношения, которые были реальны.
- Когда Вы приступите к съемкам?
Съемки начнутся в конце этого года, все будет в экспедиции. Мест съемок несколько. Это, конечно, Петербург, где сохранилось историческое сортировочное депо. Причем сохранилось в том виде, как оно было: все механизмы работают, круг поворотный, паровозы стоят. Сам город будет показан: картина откроется блокадным Ленинградом. Предстоит большая работа, хочется, чтобы зрители увидели: каково это было по-настоящему.
Есть еще два важных объекта. Один под Великим Новгородом (это озеро, на котором мы будем снимать переправу, строительство дороги через мост, через Неву). Там, где исторически это происходило, уже невозможно снимать, повсюду современные сооружения. Мы нашли подходящее озеро, где все это будет воссоздаваться. Должно получиться и достоверно, и масштабно. Еще важное для нас место: военный железнодорожный полигон – там будет проходить 2/3 съемок.
- А будут ли какие-либо работы проходить на «Мосфильме»?
Конечно! Ну, во-первых, мы уже на «Мосфильме». Сейчас идет подбор кадров, и это все мосфильмовские кадры, к счастью.
К тому же, весь пост-продакшн будет проходить точно здесь. Я могу даже мотивировать: это не единственная картина, которая в производстве у меня. Иногда, бывает, я даю слабину, и меня уговаривает оператор или звукорежиссер пойти куда-то в какую-то студию... И я иду на поводу, и каждый раз об этом жалею.
Конечно, «Мосфильм» – база, равной которой нет, по крайней мере, в нашей стране.
- Федор Максимович, когда фильм уже выйдет на экраны?
Планирую закончить картину в конце следующего года. Что касается выпуска: вопрос сложный. Я очень хотел бы верить, что когда пройдет 70-летие Победы, интереса и уважения к этой теме не убавится. У нас намерение снимать картину не «на один день», без глянца. Тема обязывает к некому другому отношению. Задача сложная: одновременно сделать фильм и интересным, и зрелищным, и современным по способам его реализации, и в то же время в лучших традициях нашего советского кино.
- Если в двух словах ответить на вопрос: «О чем фильм?»
Я могу в одном слове ответить: о любви. А могу расшифровать. Любовь – это очень широкое понятие. Это не только любовь к другому полу, к другому человеку, это и любовь к Родине, и любовь к маме, к детям, к профессии. И все это там (в фильме) есть.
Анастасия Иванова
Редакция Новостей
14.05.2015
- Федор Максимович, поделитесь: как к Вам пришла идея создания такого фильма?
Лет пять назад, на даче, читая всякую литературу, я вдруг натыкаюсь на потрясающую историю. Сначала увидел фотографию девочки с косичками, которая выглядывает из паровоза. Подписано: «Колонисты. Дорога Победы». Я стал читать, и был просто поражен! Во-первых, масштабам событий; а во-вторых, тем, что об этом никто не знал, об этом невероятном материале.
Когда прорвали в январе 43 года блокаду, шел ее 500 день. И все знали про Дорогу жизни, которая проходила по Ладоге, но она работала только зимой. Так вот, блокада прорвана, и первое, что было сделано – это сооружение железной дороги, которая соединяла большую землю с осажденным Ленинградом. Дорогу построили за 17 дней в 33 километра, из них километр и 300 метров через Неву. Строили под бомбежкой, под обстрелами военные строители и много женщин. Преимущественно такой женский труд, поскольку все были на фронтах. Пять тысяч человек – масштаб, который невозможно представить. Мне стало интересно, я начал изучать эту тему, разрабатывать ее.
- То есть сценарий писали Вы?
Я делал попытки создавать сценарий. Признаюсь честно, две попытки были не удачные, и я обратился к Дмитрию Каралису. Мне его порекомендовали как специалиста, и тут я вспоминаю, что статья была им подписана, та самая. То есть так круг замкнулся. Я обратился к нему с предложением быть консультантом, он обратился со встречным предложением: быть соавтором сценария. Писали мы его где-то года два. В прошлом году он получил поддержку от Министерства культуры, его также очень высоко оценило Российское военно-историческое общество. Его представитель сказал очень лестные слова о сценарии, и нас это сильно вдохновило. С тех пор мы продолжаем какие-то вещи дорабатывать, сценарий развивается, развиваются характеры, ситуации.
- На каком этапе проект находится сейчас?
В настоящее время у нас идет активная подготовка. Теперь я могу сказать, что нас поддерживает армия (продолжается работа по заключению договоров, но устная поддержка уже обещана). В РЖД передвигаются переговоры, и есть такое ощущение, что они приведут к успеху. Это, конечно, вопрос непростой. Все-таки картина дорогая, сниматься будет долго, много техники железнодорожной потребуется. Это бремя серьезное, к тому же, это не их профильное дело – снимать кино. Но оно их интересует, потому что он про них.
Что интересно, дорогу сами железнодорожники называли «Дорогой смерти», потому что там действительно было огромное количество жертв. И прямые попадания были, тогда составы стаскивали, сбрасывали под откос, ремонтировали пути, и шли новые поезда. В день проходило около до 35 составов, по ней было переведено 75 % грузов. Представляете ее значение!
Мне кажется, что совместными усилиями студии «Стелла», РЖД, Министерства обороны и Министерства культуры есть возможность превратить эту «Дорогу смерти» в «Коридор бессмертия».
- Федор Максимович, расскажите немного о сюжете, о героях…
По сюжету я могу только сказать, что это военно-историческая драма с элементами и мелодрамы, и детектива. Главный герой – машинист, политрук, командир поезда. У этого человека есть прототип: Георгий Михайлович Федоров, по кличке Жора Полундра. Это нами не придумано, личность такая существовала. Невероятно интересно! Не зря ведь говорят, что жизнь такие сюжеты предлагает, которые в голове искусственно не создаются. И есть девушка Маша Яблочкина. Ее прототип – живой очевидец событий Марья Ивановна Яблонцева. Кстати интересно, как сама Марья Ивановна рассказывает про отношения, которые у них были между собой. Она все время свидетельствует, что они были очень деликатные, очень корректные. Вот казалось бы, какая там деликатность? Кровь, пот, слезы, смерть на каждом шару, грязь – все навыворот. При этом они вели себя очень и очень целомудренно. Это не моя придумка, не мой художественный вымысел. Так было на самом деле. Интересно развивать эту историю, погружаясь в отношения, которые были реальны.
- Когда Вы приступите к съемкам?
Съемки начнутся в конце этого года, все будет в экспедиции. Мест съемок несколько. Это, конечно, Петербург, где сохранилось историческое сортировочное депо. Причем сохранилось в том виде, как оно было: все механизмы работают, круг поворотный, паровозы стоят. Сам город будет показан: картина откроется блокадным Ленинградом. Предстоит большая работа, хочется, чтобы зрители увидели: каково это было по-настоящему.
Есть еще два важных объекта. Один под Великим Новгородом (это озеро, на котором мы будем снимать переправу, строительство дороги через мост, через Неву). Там, где исторически это происходило, уже невозможно снимать, повсюду современные сооружения. Мы нашли подходящее озеро, где все это будет воссоздаваться. Должно получиться и достоверно, и масштабно. Еще важное для нас место: военный железнодорожный полигон – там будет проходить 2/3 съемок.
- А будут ли какие-либо работы проходить на «Мосфильме»?
Конечно! Ну, во-первых, мы уже на «Мосфильме». Сейчас идет подбор кадров, и это все мосфильмовские кадры, к счастью.
К тому же, весь пост-продакшн будет проходить точно здесь. Я могу даже мотивировать: это не единственная картина, которая в производстве у меня. Иногда, бывает, я даю слабину, и меня уговаривает оператор или звукорежиссер пойти куда-то в какую-то студию... И я иду на поводу, и каждый раз об этом жалею.
Конечно, «Мосфильм» – база, равной которой нет, по крайней мере, в нашей стране.
- Федор Максимович, когда фильм уже выйдет на экраны?
Планирую закончить картину в конце следующего года. Что касается выпуска: вопрос сложный. Я очень хотел бы верить, что когда пройдет 70-летие Победы, интереса и уважения к этой теме не убавится. У нас намерение снимать картину не «на один день», без глянца. Тема обязывает к некому другому отношению. Задача сложная: одновременно сделать фильм и интересным, и зрелищным, и современным по способам его реализации, и в то же время в лучших традициях нашего советского кино.
- Если в двух словах ответить на вопрос: «О чем фильм?»
Я могу в одном слове ответить: о любви. А могу расшифровать. Любовь – это очень широкое понятие. Это не только любовь к другому полу, к другому человеку, это и любовь к Родине, и любовь к маме, к детям, к профессии. И все это там (в фильме) есть.
Анастасия Иванова
Редакция Новостей
14.05.2015
Комментарии (0)