КАК У ВРАЧЕЙ: «НЕ НАВРЕДИТЬ»
Недавно мы рассказывали вам о профессии реставратора в кино. Сегодня редакция новостей встретилась с Заместителем Генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» - главным инженером Игорем Богдасаровым. Он рассказал нам и нашим читателям, каковы основные этапы реставрации фильма, в чем их особенности и с какими сложностями приходится сталкиваться реставратору сегодня.
- Игорь Львович, для начала хотелось бы затронуть тему: «А зачем реставрация вообще нужна?»
Как-то мы касались того, что это дает людям возможность посмотреть картины-шедевры в хорошем качестве. Собственно, это – наша цель. Ни одна организация в России не выполнила столько работ по реставрации, сколько сделано на «Мосфильме» (больше пятидесяти). Это получается довольно большой пакет, ведь каждая картина – это определенная творческая работа.
Мы не так долго этим занимается, в общем то. И, кстати, большую часть мы сделали за последние несколько лет. Мы начинали с 1-2 картин в год, сейчас у нас темп гораздо выше. Есть и другие организации, занимающиеся реставрацией, но ни одна из них не делает фильмы в таком количестве. К тому же, эти работы они выполняют по чьему-либо заказу. А мы являемся не просто исполнителями заказа, мы сами – заказчики, мы делаем все это за свой счет.
- Расскажите, с чего начинает реставратор, когда приступает к работе над картиной?
Я бы сказал, начинать надо с подбора материала, с поиска: не у каждой картины исходники можно найти, не с каждым можно работать. Бывает, исходник вообще не пригоден для сканирования – сильно пострадал. Например, советская пленка: в 60-х годах Шосткинская фабрика проводила эксперимент с технологиями, они ее меняли, вышло много брака. Известно, что на «Войне и Мире» было очень много брака именно из-за этого, по вине производителя пленки. А виды браков самые разные: и отсутствие перфорации, и различные артефакты, пропечатанные на пленке, и надписи, которые должны быть по краю, были посередине – это только видимые, сразу выявляемые недостатки. Естественно, были какие-то партии пленки, которая давала потом усадку, деформировалась, появлялась, как мы говорим «шахматность» (то есть перфорации сместились относительно друг друга) – с этим справится крайне сложно. Бывает, что материала просто нет, или его нельзя вывозить из Госфильмофонда (в случае, если пленка на нитрооснове). Условно, подбор исходников – это самое первое и главное.
- Каков следующий этап?
Потом, сканирование изображения и перенос звука на цифру, как правило, с магнитной ленты. (Но, вот мы занимались реставрацией «Кубанских казаков» - там оптическая фонограмма). Одним словом – получение исходников в цифровом виде (оцифровка или сканирование изображения и запись звука). Это то, что требует квалификации: правильно отсканировать – потому что материал, как правило, сложный, не простой. Часто пленка имеет «горбатость» (она становится как желобок, выгибается и, естественно, неплотно прилегает к окну - «гейту», так называемому). Это может быть проблемой – потеря резкости – за всем этим необходимо следить. Как правило, старые склейки могут разойтись. Или от времени у них может появиться дополнительная неровность, какая-то толщина, поэтому на склейке пленка может подпрыгивать и, часто сканер надо останавливать и запускать заново, чтобы брака не было. Словом сканирование требует квалификации.
А дальше, начинается работа с материалом: это механическое, устранением дефектов. Дефекты различные: это и какие-то точки и блестки, и царапины, и те же склейки. Словом, все то, что можно сделать автоматически, с помощью аппаратного комплекса «Arhangel» делает наш сотрудник. Он должен картину несколько раз запускать, меняя настройки. Чистка вроде бы автоматическая, но подобрать эти настройки, фильтры крайне сложно, даже чтобы не потерять изображение, потому, что за дефект может быть принята любая его часть (например, звезда на небе). А в этом деле, у нас, как у врачей: «не навредить» - такой же принцип.
-Можно ли сказать, что всю основную работу делает машина?
Чтобы не навредить, приходится некоторые дефекты оставлять, автоматика их не убирает. Поэтому, даже после всех этих сложных этапов, все равно приходится большую часть дефектов убирать вручную – это процентов 70 работы, которой занимается реставратор. Чтобы убрать какой-нибудь дефект, нужно иметь кадр без этого дефекта. Как правило, это соседний кадр. Если кадр от кадра картинка статичная и не меняется, то это очень легко. Если движение быстрое, как, например, в «Александре Невском» битва, или, как в «Экипаже» было: пламя и дым разные в каждом кадре – изображение взять неоткуда, его приходится искать или дорисовывать. Это очень сложная, тяжелая, кропотливая работа. Но, при этом, она интересная, безусловно, творческая и очень нужная для кинематографа.
Редакция новостей
Анастасия Иванова
25.03.15
Недавно мы рассказывали вам о профессии реставратора в кино. Сегодня редакция новостей встретилась с Заместителем Генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» - главным инженером Игорем Богдасаровым. Он рассказал нам и нашим читателям, каковы основные этапы реставрации фильма, в чем их особенности и с какими сложностями приходится сталкиваться реставратору сегодня.
- Игорь Львович, для начала хотелось бы затронуть тему: «А зачем реставрация вообще нужна?»
Как-то мы касались того, что это дает людям возможность посмотреть картины-шедевры в хорошем качестве. Собственно, это – наша цель. Ни одна организация в России не выполнила столько работ по реставрации, сколько сделано на «Мосфильме» (больше пятидесяти). Это получается довольно большой пакет, ведь каждая картина – это определенная творческая работа.
Мы не так долго этим занимается, в общем то. И, кстати, большую часть мы сделали за последние несколько лет. Мы начинали с 1-2 картин в год, сейчас у нас темп гораздо выше. Есть и другие организации, занимающиеся реставрацией, но ни одна из них не делает фильмы в таком количестве. К тому же, эти работы они выполняют по чьему-либо заказу. А мы являемся не просто исполнителями заказа, мы сами – заказчики, мы делаем все это за свой счет.
- Расскажите, с чего начинает реставратор, когда приступает к работе над картиной?
Я бы сказал, начинать надо с подбора материала, с поиска: не у каждой картины исходники можно найти, не с каждым можно работать. Бывает, исходник вообще не пригоден для сканирования – сильно пострадал. Например, советская пленка: в 60-х годах Шосткинская фабрика проводила эксперимент с технологиями, они ее меняли, вышло много брака. Известно, что на «Войне и Мире» было очень много брака именно из-за этого, по вине производителя пленки. А виды браков самые разные: и отсутствие перфорации, и различные артефакты, пропечатанные на пленке, и надписи, которые должны быть по краю, были посередине – это только видимые, сразу выявляемые недостатки. Естественно, были какие-то партии пленки, которая давала потом усадку, деформировалась, появлялась, как мы говорим «шахматность» (то есть перфорации сместились относительно друг друга) – с этим справится крайне сложно. Бывает, что материала просто нет, или его нельзя вывозить из Госфильмофонда (в случае, если пленка на нитрооснове). Условно, подбор исходников – это самое первое и главное.
- Каков следующий этап?
Потом, сканирование изображения и перенос звука на цифру, как правило, с магнитной ленты. (Но, вот мы занимались реставрацией «Кубанских казаков» - там оптическая фонограмма). Одним словом – получение исходников в цифровом виде (оцифровка или сканирование изображения и запись звука). Это то, что требует квалификации: правильно отсканировать – потому что материал, как правило, сложный, не простой. Часто пленка имеет «горбатость» (она становится как желобок, выгибается и, естественно, неплотно прилегает к окну - «гейту», так называемому). Это может быть проблемой – потеря резкости – за всем этим необходимо следить. Как правило, старые склейки могут разойтись. Или от времени у них может появиться дополнительная неровность, какая-то толщина, поэтому на склейке пленка может подпрыгивать и, часто сканер надо останавливать и запускать заново, чтобы брака не было. Словом сканирование требует квалификации.
А дальше, начинается работа с материалом: это механическое, устранением дефектов. Дефекты различные: это и какие-то точки и блестки, и царапины, и те же склейки. Словом, все то, что можно сделать автоматически, с помощью аппаратного комплекса «Arhangel» делает наш сотрудник. Он должен картину несколько раз запускать, меняя настройки. Чистка вроде бы автоматическая, но подобрать эти настройки, фильтры крайне сложно, даже чтобы не потерять изображение, потому, что за дефект может быть принята любая его часть (например, звезда на небе). А в этом деле, у нас, как у врачей: «не навредить» - такой же принцип.
-Можно ли сказать, что всю основную работу делает машина?
Чтобы не навредить, приходится некоторые дефекты оставлять, автоматика их не убирает. Поэтому, даже после всех этих сложных этапов, все равно приходится большую часть дефектов убирать вручную – это процентов 70 работы, которой занимается реставратор. Чтобы убрать какой-нибудь дефект, нужно иметь кадр без этого дефекта. Как правило, это соседний кадр. Если кадр от кадра картинка статичная и не меняется, то это очень легко. Если движение быстрое, как, например, в «Александре Невском» битва, или, как в «Экипаже» было: пламя и дым разные в каждом кадре – изображение взять неоткуда, его приходится искать или дорисовывать. Это очень сложная, тяжелая, кропотливая работа. Но, при этом, она интересная, безусловно, творческая и очень нужная для кинематографа.
Редакция новостей
Анастасия Иванова
25.03.15
Комментарии (0)