На «Мосфильме» завершаются съемки многосерийного фильма «Мурка». Об аромате времени, костюмах революционеров и бандитов рассказывает художник по костюмам Дмитрий Андреев.
- Дмитрий, какую идею Вы старались воплотить в данной картине?
Одной из задач для меня в этой работе было показать силуэт именно начала 20-х годов. Время это было странное по силуэту, сочетанию цветов, фактур, непривычное современному зрителю. Множество фильмов было снято на тему 1910-х годов, либо в ярко выраженном стиле Ар Деко второй половины 20-х годов («ревущие 20-е»). А вот про самое начало 20-х годов в кино сказано до обидного мало. Мы с моим сохудожником Владимиром Никифоровым отсмотрели множество немых фильмов, пролистали кипу журналов мод этого времени. Проделана была огромная работа по поиску изобразительного и фактического материала к фильму. Мы даже завели страницу на Фейсбук для режиссерской группы картины, где выкладывали фотографии, фрагменты фильмов, хронику того времени, чтобы они напитались атмосферой этой эпохи.
Являясь поклонниками творчества Рустама Хамдамова, великого певца Великого Немого, мы даже взяли на себя смелость немного процитировать классика. Кто знает, тот поймет…
- Изначально продюсеры предлагали концепцию комикса. Как это отразилось в костюмах?
На мой взгляд, сценарий «Мурка» намного глубже, сложнее, чем обычно предполагает стиль комикса. На самом-то деле нас этим и «зацепила» эта история. Это очень тонкий психологический детектив с элементами «экшена». Стрельба, драки - это лишь «гарнир», приправа… Сценарий «Мурка», его атмосфера чем-то перекликается с настроением фильмов «Свой среди чужих» Никиты Михалкова и «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, «Коттон Клаб» Фрэнсиса Форда Копполы, с сериалами «Подпольная империя», «Острые козырьки». На первой же встрече с режиссером и продюсерами мы обсудили основные изобразительные моменты будущего фильма. Продюссеры попросили нас применить в костюмах некий художественный «комиксовый» прием: может быть поиграть с яркими цветами, возможно, привнести в костюмы локальные цветовые пятна. Но, как мне кажется, герой настоящего комикса имеет право нести лишь одну «краску». В этом жанре действуют лишь «плохие» и «хорошие» герои без полутонов. А в нашей истории почти каждый персонаж имеет глубокие внутренние мотивации, порой весьма противоречивые. Очень много персонажей - «перевертышей» со своими подводными течениями и подтекстами. Именно поэтому нам с Владимиром показалось, что примитивная односложная окраска в данном случае была бы неоправданна.
Однако художник-постановщик Денис Куприн придумал яркие фантастически-цветные дома, улицы. Дабы не нарушать некий цветовой баланс, мы наоборот решили увести цвет костюмов в более спокойную, почти монохромную, «сепийную» гамму. Но это вовсе не означает, что костюмы всех персонажей были черно-белыми. Все же без влияния стиля комикса в нашей работе не обошлось. По сценарию, в Одессе действуют несколько «банд-формирований». И нужно было придумать каждую банду, ее характерные отличия. Например, банда Попугайчика во главе со свои идейным вдохновителем окрашена в яркие и контрастные, «попугаистые» цвета. Одежда их вычурна и безвкусна. По сути это и были стиляги 20-х годов. И напротив, банда главного героя решена в элегантной черно-белой гамме и отчетливо напоминает типичные гангстерские фильмы в стиле 20-х годов. Банда Мурки носит характерные фактурные земляные цвета, оттенки хаки, цвета военной формы. Не стоит забывать, совсем недавно закончилась гражданская война, и многие мужчины того времени еще донашивали военную форму…
- А что касается главных героев?…
Мурка (в исполнении Марии Луговой – ред.) – очень сложный, противоречивый персонаж. Мария Климова - агент ГПУ, которая внедряется в бандитскую среду, пытается сойти за свою. И так как она позиционирует себя как Бандершу, нам приходилось одевать ее соответствующим образом. Она часто носит грубые летные сапоги, потертую мужскую куртку, кепку. В городе она одета, как деловая женщина. Строгий жакет, юбка, скромная шляпа, перчатки. Выделяться ей ни к чему. Правда, однажды Маруся появится в вечернем туалете, совершенно для нее не характерном....
- Я видела на съемочной площадке шикарные серьги…
Это серьги Варвары. Это персонаж, на котором я «оторвался» по полной программе, Светская даму дворянских кровей, Варвару Шаховскую пощадила Революция, и, в итоге, она стала дорогостоящей содержанкой, дамой полусвета. Варвара носит туалеты от самых лучших домов Европы. Она в нашем фильме олицетворяет Высокую моду, поэтому мы и решили переодевать ее почти в каждой сцене. В аристократических кругах было принято менять туалеты несколько раз на дню.
- А как вообще выглядела женщина в то время?
У рядового зрителя 20-е годы ассоциируются, прежде всего, с силуэтами «Великого Гэтсби»: укороченные платья, стеклярус и налобные повязки с пером… Но в самом начале 20-х все было не совсем так, тем более, на тот момент мода в России начала немного отставать. Поэтому я намеренно смешиваю моду конца 10-х годов и начала 20-х. Подобный микс - обычное дело. За малым исключением, никто и никогда не одевался исключительно по модной журнальной картинке. Все мы в этом смысле немного «ретрограды» и часто носим одежду прошлых лет и сезонов.
Женщина начала 20-х годов выглядела примерно так: повседневное платье длиной примерно до середины икры, вечерний туалет примерно такой же длины или в пол. Талия еще только начинает «сползать» вниз на бедра или остается пока на своем законном месте. В дополнение к приталенному силуэту, как ни странно, часто носили некое подобие каркасных фижм, крахмальные нижние юбки, как дань ушедшему стиля Рококо.
- Вы шили костюмы или брали напрокат?
Костюмы главных героев мы, конечно же, старались шить. Но иногда возникала необходимость в реально поношенных, отфактуренных вещах. В этом случае мы прибегали к услугам богатейших костюмерных складов «Мосфильма».
- А какие-то оригинальные предметы?..
Да, мы с Владимиром коллекционируем антикварную и винтажную одежду, аксессуары и порой предоставляем их для съемок исторического кино. Реквизиторам в этом смысле с нами повезло. В сериале «Мурка» мы использовали подлинные корсеты, вышитые носовые платки, часовые цепочки, запонки, мужские бабочки, подтяжки для носков, зонты и фирменные картонные упаковки для чулок 20-х годов. Наша Мурка носит подлинную обувь того времени. Все нижнее белье, мужское и женское, в нашем сериале винтажное. Мы использовали раритеты 90-х годов XIX века - 30-х годов ХХ века. Однажды мы попытались использовать фильдеперсовые чулки первой половины ХХ века, но они, к сожалению, старенькие и не выдерживают носки, сразу дают «стрелы». Лайковые перчатки я даю, потому что актриса в них ощущает себя иначе, уже на этом этапе начинается актерское перевоплощение. Я это называю «эффектом дамской подвязки». Актриса в таких подвязках чувствует себя иначе, играет по-другому. Даже если эти подвязки не видны зрителю. Светлана Ходченкова (Варвара – ред.) в одной из сцен снималась в настоящих перчатках начала 20-го века. Под платьями она носила раритетную нижнюю кружевную сорочку ручной работы. Балую актеров и актрис, и, кстати, они это ценят. Понимают важность каждой детали в костюме, даже предлагают какие-то вещи обыграть. Так, например, продюсер Джаник Файзиев, сыгравший в нашем сериале одну из главных ролей, предложил показать в кадре золотые карманные часы, которые, прячутся в жилетном кармане и, как правило, не видны.. Это был своего рода комплимент нашей работе…
- Вы задействовали склады КСПС?
Фонды КСПС на сегодняшний день, на мой взгляд, самый обширный склад костюмов в СНГ и мощнейшая помощь нам, художникам кино. Помимо сшитых в советское время костюмов, которые копились в течение десятилетий, здесь хранится огромное количество подлинников конца 19 - начала 20 веков. И этим сокровищем мы часто пользуемся. Допустим, в вечерней сцене «Ресторан Лондонской» мы использовали фраки, визитки, сюртуки начала ХХ века, и даже второй половины 19 века. Идеальная посадка, крой, ткань…Они сразу дают аромат времени. В таком костюме актер начинает иначе себя чувствовать - формируется спина, осанка. На «Мосфильме» все это богатство в свободном доступе. Ткань фраков, визиток (сукно, кастор) весьма надежна и крепка. Не выдерживают испытанием времени только шелковые подкладки, но их можно просто поменять. В недрах КСПС часто можно встретить вещи с торговыми марками ведущих модных домов России и Европы. В силу профессии мне приходилось перелопачивать склады сотни раз, и каждый раз мне удавалось находить нечто уникальное.
- Как Вы оцениваете свою работу на этой картине?
Все, что мы планировали воплотить в нашей работе, как мне кажется, по большей части удалось. Как говорила мой педагог Элеонора Петровна Маклакова: « Если нам удалось выполнить свою работу хотя бы на 60 процентов, это уже счастье». Безусловно, судить нашу работу зрителю. Но мы с надеждой и нетерпением будем ждать выхода нашего сериала.
12.01.2015
- Дмитрий, какую идею Вы старались воплотить в данной картине?
Одной из задач для меня в этой работе было показать силуэт именно начала 20-х годов. Время это было странное по силуэту, сочетанию цветов, фактур, непривычное современному зрителю. Множество фильмов было снято на тему 1910-х годов, либо в ярко выраженном стиле Ар Деко второй половины 20-х годов («ревущие 20-е»). А вот про самое начало 20-х годов в кино сказано до обидного мало. Мы с моим сохудожником Владимиром Никифоровым отсмотрели множество немых фильмов, пролистали кипу журналов мод этого времени. Проделана была огромная работа по поиску изобразительного и фактического материала к фильму. Мы даже завели страницу на Фейсбук для режиссерской группы картины, где выкладывали фотографии, фрагменты фильмов, хронику того времени, чтобы они напитались атмосферой этой эпохи.
Являясь поклонниками творчества Рустама Хамдамова, великого певца Великого Немого, мы даже взяли на себя смелость немного процитировать классика. Кто знает, тот поймет…
- Изначально продюсеры предлагали концепцию комикса. Как это отразилось в костюмах?
На мой взгляд, сценарий «Мурка» намного глубже, сложнее, чем обычно предполагает стиль комикса. На самом-то деле нас этим и «зацепила» эта история. Это очень тонкий психологический детектив с элементами «экшена». Стрельба, драки - это лишь «гарнир», приправа… Сценарий «Мурка», его атмосфера чем-то перекликается с настроением фильмов «Свой среди чужих» Никиты Михалкова и «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна, «Коттон Клаб» Фрэнсиса Форда Копполы, с сериалами «Подпольная империя», «Острые козырьки». На первой же встрече с режиссером и продюсерами мы обсудили основные изобразительные моменты будущего фильма. Продюссеры попросили нас применить в костюмах некий художественный «комиксовый» прием: может быть поиграть с яркими цветами, возможно, привнести в костюмы локальные цветовые пятна. Но, как мне кажется, герой настоящего комикса имеет право нести лишь одну «краску». В этом жанре действуют лишь «плохие» и «хорошие» герои без полутонов. А в нашей истории почти каждый персонаж имеет глубокие внутренние мотивации, порой весьма противоречивые. Очень много персонажей - «перевертышей» со своими подводными течениями и подтекстами. Именно поэтому нам с Владимиром показалось, что примитивная односложная окраска в данном случае была бы неоправданна.
Однако художник-постановщик Денис Куприн придумал яркие фантастически-цветные дома, улицы. Дабы не нарушать некий цветовой баланс, мы наоборот решили увести цвет костюмов в более спокойную, почти монохромную, «сепийную» гамму. Но это вовсе не означает, что костюмы всех персонажей были черно-белыми. Все же без влияния стиля комикса в нашей работе не обошлось. По сценарию, в Одессе действуют несколько «банд-формирований». И нужно было придумать каждую банду, ее характерные отличия. Например, банда Попугайчика во главе со свои идейным вдохновителем окрашена в яркие и контрастные, «попугаистые» цвета. Одежда их вычурна и безвкусна. По сути это и были стиляги 20-х годов. И напротив, банда главного героя решена в элегантной черно-белой гамме и отчетливо напоминает типичные гангстерские фильмы в стиле 20-х годов. Банда Мурки носит характерные фактурные земляные цвета, оттенки хаки, цвета военной формы. Не стоит забывать, совсем недавно закончилась гражданская война, и многие мужчины того времени еще донашивали военную форму…
- А что касается главных героев?…
Мурка (в исполнении Марии Луговой – ред.) – очень сложный, противоречивый персонаж. Мария Климова - агент ГПУ, которая внедряется в бандитскую среду, пытается сойти за свою. И так как она позиционирует себя как Бандершу, нам приходилось одевать ее соответствующим образом. Она часто носит грубые летные сапоги, потертую мужскую куртку, кепку. В городе она одета, как деловая женщина. Строгий жакет, юбка, скромная шляпа, перчатки. Выделяться ей ни к чему. Правда, однажды Маруся появится в вечернем туалете, совершенно для нее не характерном....
- Я видела на съемочной площадке шикарные серьги…
Это серьги Варвары. Это персонаж, на котором я «оторвался» по полной программе, Светская даму дворянских кровей, Варвару Шаховскую пощадила Революция, и, в итоге, она стала дорогостоящей содержанкой, дамой полусвета. Варвара носит туалеты от самых лучших домов Европы. Она в нашем фильме олицетворяет Высокую моду, поэтому мы и решили переодевать ее почти в каждой сцене. В аристократических кругах было принято менять туалеты несколько раз на дню.
- А как вообще выглядела женщина в то время?
У рядового зрителя 20-е годы ассоциируются, прежде всего, с силуэтами «Великого Гэтсби»: укороченные платья, стеклярус и налобные повязки с пером… Но в самом начале 20-х все было не совсем так, тем более, на тот момент мода в России начала немного отставать. Поэтому я намеренно смешиваю моду конца 10-х годов и начала 20-х. Подобный микс - обычное дело. За малым исключением, никто и никогда не одевался исключительно по модной журнальной картинке. Все мы в этом смысле немного «ретрограды» и часто носим одежду прошлых лет и сезонов.
Женщина начала 20-х годов выглядела примерно так: повседневное платье длиной примерно до середины икры, вечерний туалет примерно такой же длины или в пол. Талия еще только начинает «сползать» вниз на бедра или остается пока на своем законном месте. В дополнение к приталенному силуэту, как ни странно, часто носили некое подобие каркасных фижм, крахмальные нижние юбки, как дань ушедшему стиля Рококо.
- Вы шили костюмы или брали напрокат?
Костюмы главных героев мы, конечно же, старались шить. Но иногда возникала необходимость в реально поношенных, отфактуренных вещах. В этом случае мы прибегали к услугам богатейших костюмерных складов «Мосфильма».
- А какие-то оригинальные предметы?..
Да, мы с Владимиром коллекционируем антикварную и винтажную одежду, аксессуары и порой предоставляем их для съемок исторического кино. Реквизиторам в этом смысле с нами повезло. В сериале «Мурка» мы использовали подлинные корсеты, вышитые носовые платки, часовые цепочки, запонки, мужские бабочки, подтяжки для носков, зонты и фирменные картонные упаковки для чулок 20-х годов. Наша Мурка носит подлинную обувь того времени. Все нижнее белье, мужское и женское, в нашем сериале винтажное. Мы использовали раритеты 90-х годов XIX века - 30-х годов ХХ века. Однажды мы попытались использовать фильдеперсовые чулки первой половины ХХ века, но они, к сожалению, старенькие и не выдерживают носки, сразу дают «стрелы». Лайковые перчатки я даю, потому что актриса в них ощущает себя иначе, уже на этом этапе начинается актерское перевоплощение. Я это называю «эффектом дамской подвязки». Актриса в таких подвязках чувствует себя иначе, играет по-другому. Даже если эти подвязки не видны зрителю. Светлана Ходченкова (Варвара – ред.) в одной из сцен снималась в настоящих перчатках начала 20-го века. Под платьями она носила раритетную нижнюю кружевную сорочку ручной работы. Балую актеров и актрис, и, кстати, они это ценят. Понимают важность каждой детали в костюме, даже предлагают какие-то вещи обыграть. Так, например, продюсер Джаник Файзиев, сыгравший в нашем сериале одну из главных ролей, предложил показать в кадре золотые карманные часы, которые, прячутся в жилетном кармане и, как правило, не видны.. Это был своего рода комплимент нашей работе…
- Вы задействовали склады КСПС?
Фонды КСПС на сегодняшний день, на мой взгляд, самый обширный склад костюмов в СНГ и мощнейшая помощь нам, художникам кино. Помимо сшитых в советское время костюмов, которые копились в течение десятилетий, здесь хранится огромное количество подлинников конца 19 - начала 20 веков. И этим сокровищем мы часто пользуемся. Допустим, в вечерней сцене «Ресторан Лондонской» мы использовали фраки, визитки, сюртуки начала ХХ века, и даже второй половины 19 века. Идеальная посадка, крой, ткань…Они сразу дают аромат времени. В таком костюме актер начинает иначе себя чувствовать - формируется спина, осанка. На «Мосфильме» все это богатство в свободном доступе. Ткань фраков, визиток (сукно, кастор) весьма надежна и крепка. Не выдерживают испытанием времени только шелковые подкладки, но их можно просто поменять. В недрах КСПС часто можно встретить вещи с торговыми марками ведущих модных домов России и Европы. В силу профессии мне приходилось перелопачивать склады сотни раз, и каждый раз мне удавалось находить нечто уникальное.
- Как Вы оцениваете свою работу на этой картине?
Все, что мы планировали воплотить в нашей работе, как мне кажется, по большей части удалось. Как говорила мой педагог Элеонора Петровна Маклакова: « Если нам удалось выполнить свою работу хотя бы на 60 процентов, это уже счастье». Безусловно, судить нашу работу зрителю. Но мы с надеждой и нетерпением будем ждать выхода нашего сериала.
12.01.2015
Комментарии (0)