ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО В 8-ОМ ПАВИЛЬОНЕ

На «Мосфильме» завершаются съемки многосерийного фильма «Люся Гурченко». Большая часть съемок прошли в комплексной декорации, построенной в 8-ом павильоне. Редакция новостей в этой связи подготовила интервью с художником-постановщиком картины Леонидом Свинцицким.

- Леонид Викторович, расскажите, пожалуйста, о декорации, которую Вы построили в 8-ом павильоне…

Проект  декорации разрабатывался совместно известнейшим киноархитектором  Любовью Павловной Скориной. Мы с ней познакомились, когда я только пришел работать на «Мосфильм» и с тех пор тесно сотрудничаем. То, что может посоветовать киноархитектор, не может предположить никто другой.
Мы совместными усилиями построили комплексную декорацию, в которой предусмотрено 15 помещений: коридор, лестничная клетка, коммунальная квартира… Каждое пространство предварительно обсуждалось с художником-живописцем Владимиром Алексеевичем Орловым: какой будет комната, какой в ней должен быть рисунок обоев и в какой мере они будут состарены. Я не использую бумажные обои. Роспись - более контролируемый процесс, при желании можно сделать рисунок нежнее. Современные альбомы в печати довольно жесткие, их можно пригасить, только если жидко развести краску и пролеcсировать поверхность. Есть такой термин «посадить» - сделать так, чтобы они не вырывались из контекста.
Восьмой павильон для нас был все-таки немного тесноват, изначально мы рассчитывали на соседний – девятый, но к тому времени, когда должно было начаться строительство, он уже был занят. Зато все, кто видели декорацию, отметили, как на сравнительно небольшом павильоне, нам удалось создать комфортное для работы пространство. На картине работает известный оператор Вадим Валентинович Алисов. Он несколько раз приходил в павильон еще на стадии строительства декорации, привыкал  к ней, и сейчас, по-моему, она очень выгодно выглядит на мониторе. Вадиму Валентинович удалось найти очень удачные точки.

- Как обыгрывается недостаток пространства в таких случаях?

ЛВ: Важно, чтобы были максимально широкие двери, сложная конфигурация помещений..
ЛП: Не колбаса нарезанная…
ЛВ: Да, не просто типичная квадратно-гнездовая планировка, а пространство, выстроенное так, что его можно было бы просматривать  с разных ракурсов. Ситуация осложнялось тем, что действие по сюжету происходит в разные эпохи. Например, из коридора в комнату у нас ведет дверь, относящиеся уже совсем к другому времени, но в данном случае это работает, потому что нами использовалась стеклянная филенка, через которую проникает свет и освещается все пространство. Это нюансы, которые непосвященному человеку сложно оценить, и ему трудно понять, с какой любовь  и тщательностью прорабатывались все изгибы, просчитывались до сантиметра поворота. Художник-постановщик ведь строит декорацию не ради декорации. Часто бывает, что все построена, а снимать-то не очень и удобно.

-  Сложно ли, когда в одном фильме сталкиваются разные эпохи?

ЛП: Герои-то одни, и они проживают одну жизнь.
ЛВ: Это очень правильная ремарка. В такие моменты подключается интуиция художника. Есть вещи, которые сложно объяснить, это приходит с опытом - начинаешь взвешивать свои прошлые работы именно на этой студии (на «Мосфильме» нет ни одного павильона, в котором я бы не строил декорации) и находишь ответ.

- На схеме видно, что павильон будто разделен на две части, условно говоря, улицу и помещения. Нельзя было расшириться за счет двора?

Тогда пропало бы расстояние, необходимое для съемок на улице. Здесь мы тоже много снимали. Когда немцы заходили в Харьков, семья Гурченко жила  в полуподвальчике и наблюдала сквозь окошко, как по улице проходили  военные колонны. Здесь же строился кинотеатр. Мы специально сделали мостовую с уклоном, характерным для залов кинотеатров. Потом на нее поставили ряды театральных стульев, затянули стены темной тканью и сделали колонны, пилястры… Говоря канцелярским языком, это было рентабельное решение: ткань, брус, прокатные мосфильмовские стулья – вот и все, что нам потребовалось. Мы снимали маленький эпизод, и арендовывать на кинотеатр, подходящий по стилю, на одну-две смену было бы невыгодно.

- А в целом Вам нравится строить декорации на «Мосфильме»?

Когда мне говорят, что в Москве можно арендовать любой заводской цех и построить декорацию там, я начинаю предполагать, что могут возникнуть сложности. Не говоря уже об инфраструктуре, оператор-постановщик, например, говорит мне «неплохо бы, что у нас в кадре, перед вешалкой, висело зеркало», и через 15 минут  оно было. Такое возможно только на «Мосфильме». Не нужно бегать и искать зеркало, подходящее тебе по стилю и эпохе. Все собрано в одном месте - КСПС, я это знал, и поэтому просил продюсеров строить на «Мосфильме». Ведь в работу художника постановщика входить не только умение нарисовать эскиз и потом реализовать его совместно с киноархитектором, но и способность отстаивать свое видение, в том числе выбор места для строительства декораций, перед продюсером. К тому же, оказалось, что использование павильонных площадей на «Мосфильме» в два раза дешевле. К тому же, за последние пять лет логистика на студии стала  проще: раньше, например, с проходом на «Мосфильм» были проблемы в выходные дни, теперь ты можешь использовать павильон круглые сутки семь дней в неделю.

- Насколько активно использовались фонды КСПС во время работы?

Некоторые  элементы, как, например, для лестничной площадки, невозможно найти, можно только сделать с нуля, но мы активно использовали хорошо придуманные оставшиеся  в резерве складов Декорстроя двери, оконные коробки... Любовь Павловна ходила, смотрела и методично их выбирала… Были придуманы шикарные релиновые полы, разработана специальная программа, по которой их изготовили на цеховых станках «Мосфильма». Здесь же печатали фоны на сетке.  

- Сколько длилось строительство в целом?

Мы начали завозить ДСП  на пол 10 октября, 14 ноября уже начались съемки. Я считаю, что это очень хороший темп.  Конечно, у нас усилена художественная группа, продюсеры понимают сложность поставленных перед нами задач и идут на встречу.

18.12.2014
Поделиться новостью: