Заместитель Генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» - главный инженер Игорь Богдасаров рассказал редакции новостей о реставрации старых кинолент и ответил на вопросы читателей, интересующихся этим вопросом.
- Игорь Львович, когда на нашем сайте появляется информация о реставрации фильмов 70-80х годов, читатели часто задают вопрос, зачем реставрировать относительно нестарые картины. Действительно, зачем?
Даже новые фильмы, изготовленные по пленочной технологии, подвергаются процессу реставрации перед тем, как будут напечатаны первые копии, просто об этом мало кто знает. Любой аналоговый носитель теряет качество в процессе многократного перегона, а перегонять пленку начинают сразу после того, как проявят негатив. Одним словом, любая картина на пленочном носителе практически сразу нуждается в реставрации.
Фильмы 70-80х годов были сняты довольно давно. Как показало время, советская пленка оказалась менее надежным способом хранения информации: известны случаи, когда картину только что отсняли, а негатив уже был непригоден к работе. К пленке, в силу ее особенностей, прилипает различная пыль, появляются механические царапины, чтобы это не мешало зрительскому восприятию, собственно, и делается реставрация.
- Что подразумевает под собой реставрация?
Фильмы должны передавать атмосферу той эпохи, которой они принадлежат, но их техническое качество должно соответствовать современным носителям, новым способам показа на телевидении и в кинотеатре. Поэтому реставрация - это, в первую очередь, перевод в цифровой формат и устранение артефактов, полученных при обработке негатива, изготовлении первой копий, просмотрах и монтаже. Также мы устраняем дефекты, полученные при хранении. Даже если оно было правильным, 20-30 лет – это довольно внушительный срок. На пленке появляются плесень, грибок, потертости и пятна. Со временем она меняет геометрию и теряет цвет. После реставрации этого почти незаметно, но если посмотреть исходник, то в одном кадре можно увидеть сочные и бледные куски. Звук тоже требует реставрации. На фонограмме появляются шумы и щелчки, которые нужно устранять и синхронизировать. Все это, как я уже говорил, мешает зрительскому восприятию. А наша цель – сделать так, чтобы ничего не мешало режиссеру донести свою мысль. Мы ни в коем случае не стремимся сделать картину современной, реставрация - это чисто техническое мероприятие.
- Сейчас ведь совсем другие форматы…
Картины, конечно, необходимо сохранять в том формате, в котором они были сняты. Другой вопрос, что мониторы сейчас выпускаются для соотношения 16:9. Устранение этого несовпадения – технический и в то же время творческий процесс. Можно сделать так, чтобы кадр занимал только часть экрана, а можно его обрезать и растянуть на весь экран. Мы стараемся приглашать создателей фильмов или, если их уже нет в живых, компетентных творческих специалистов. Например, когда шла реставрация фильма «Война и мир», «Мосфильм» приглашал оператора-постановщика картины Анатолия Анатольевича Петрицкого. Он говорил, как выставлять каше, и какая часть кадра должна в результате остаться. Но это другой, более простой, вариант. Картина была широкоформатная, а мы обрезали края и сделали ее 16:9.
- Насколько я знаю, на «Мосфильме» есть уникальные комплексы, например, Archangel. Что это?
Это современный программно-аппаратный комплекс. Надо признать, что аппаратных средств реставрации довольно много, и их подбор – своего рода творческая задача. Мы в свое время остановились на продукции английской компании Snell Archangel. Комплекс PixelFarm, который у нас также есть, более мощный и считается наиболее подходящим для кинопроизводства, но требует большего объема ручной работы, чем Archangel. При реставрации современных картин, с которыми нет неразрешимых проблем, как, например, с фильмами Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Александр Невский», он большую часть работы берет на себя. В сложных случаях Archangel помогает меньше. Любой автоматический способ коварен тем, что ты можешь потерять часть изображения. Самый простой пример: когда программа автоматически убирает царапины, можно увлечься и не заметить, как она уберет в кадре все провода. Если работа идет с точками, он может убрать звездное небо. Оператор должен за этим внимательно следить и какую-то часть работ делать вручную, иначе случится потеря изображения или резкости. Мы нашли в этом смысле удачный компромисс. Силами трех человек мы реставрируем картину в течение одного месяца, я считаю, это очень хороший результат.
- Как происходит поиск исходников?
Это целая научно-исследовательская работа. В некоторых компаниях собирают исходники по нескольку лет: один кадр берут с негатива, другой – с позитива, и так далее. Мы проходим более или менее стандартный путь. Если картина сложная, отступаем от привычных для себя решений и стараемся найти оптимальный вариант. Сейчас планируем начать реставрацию картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо», это было советско-итальянское производство. В обычном понимании слова исходники не сохранились, у нас в наличии есть только лаванда и звук с позитива. Все остальное хранится в Италии, и, по условиям контракта, это невозможно привезти в Россию. Одним словом, бывают необходимые отступления.
- Думаю, найти профессиональные кадры не легче?
Да, кадры можно выращивать, а можно переманивать. Какой способ выбрать, каждый решает для себя сам. В мире более распространено переманивание, «Мосфильм» предпочитает выращивать своих специалистов, которых, бывает, переманивают другие компании. Кадры – это самое главное. Человек не должен подходить к работе формально, иначе никакая, даже самая современная, техника не поможет. Именно в таких, компетентных и неравнодушных, кадрах мы заинтересованы.
Елена Федотова
30.10.2014
- Игорь Львович, когда на нашем сайте появляется информация о реставрации фильмов 70-80х годов, читатели часто задают вопрос, зачем реставрировать относительно нестарые картины. Действительно, зачем?
Даже новые фильмы, изготовленные по пленочной технологии, подвергаются процессу реставрации перед тем, как будут напечатаны первые копии, просто об этом мало кто знает. Любой аналоговый носитель теряет качество в процессе многократного перегона, а перегонять пленку начинают сразу после того, как проявят негатив. Одним словом, любая картина на пленочном носителе практически сразу нуждается в реставрации.
Фильмы 70-80х годов были сняты довольно давно. Как показало время, советская пленка оказалась менее надежным способом хранения информации: известны случаи, когда картину только что отсняли, а негатив уже был непригоден к работе. К пленке, в силу ее особенностей, прилипает различная пыль, появляются механические царапины, чтобы это не мешало зрительскому восприятию, собственно, и делается реставрация.
- Что подразумевает под собой реставрация?
Фильмы должны передавать атмосферу той эпохи, которой они принадлежат, но их техническое качество должно соответствовать современным носителям, новым способам показа на телевидении и в кинотеатре. Поэтому реставрация - это, в первую очередь, перевод в цифровой формат и устранение артефактов, полученных при обработке негатива, изготовлении первой копий, просмотрах и монтаже. Также мы устраняем дефекты, полученные при хранении. Даже если оно было правильным, 20-30 лет – это довольно внушительный срок. На пленке появляются плесень, грибок, потертости и пятна. Со временем она меняет геометрию и теряет цвет. После реставрации этого почти незаметно, но если посмотреть исходник, то в одном кадре можно увидеть сочные и бледные куски. Звук тоже требует реставрации. На фонограмме появляются шумы и щелчки, которые нужно устранять и синхронизировать. Все это, как я уже говорил, мешает зрительскому восприятию. А наша цель – сделать так, чтобы ничего не мешало режиссеру донести свою мысль. Мы ни в коем случае не стремимся сделать картину современной, реставрация - это чисто техническое мероприятие.
- Сейчас ведь совсем другие форматы…
Картины, конечно, необходимо сохранять в том формате, в котором они были сняты. Другой вопрос, что мониторы сейчас выпускаются для соотношения 16:9. Устранение этого несовпадения – технический и в то же время творческий процесс. Можно сделать так, чтобы кадр занимал только часть экрана, а можно его обрезать и растянуть на весь экран. Мы стараемся приглашать создателей фильмов или, если их уже нет в живых, компетентных творческих специалистов. Например, когда шла реставрация фильма «Война и мир», «Мосфильм» приглашал оператора-постановщика картины Анатолия Анатольевича Петрицкого. Он говорил, как выставлять каше, и какая часть кадра должна в результате остаться. Но это другой, более простой, вариант. Картина была широкоформатная, а мы обрезали края и сделали ее 16:9.
- Насколько я знаю, на «Мосфильме» есть уникальные комплексы, например, Archangel. Что это?
Это современный программно-аппаратный комплекс. Надо признать, что аппаратных средств реставрации довольно много, и их подбор – своего рода творческая задача. Мы в свое время остановились на продукции английской компании Snell Archangel. Комплекс PixelFarm, который у нас также есть, более мощный и считается наиболее подходящим для кинопроизводства, но требует большего объема ручной работы, чем Archangel. При реставрации современных картин, с которыми нет неразрешимых проблем, как, например, с фильмами Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и «Александр Невский», он большую часть работы берет на себя. В сложных случаях Archangel помогает меньше. Любой автоматический способ коварен тем, что ты можешь потерять часть изображения. Самый простой пример: когда программа автоматически убирает царапины, можно увлечься и не заметить, как она уберет в кадре все провода. Если работа идет с точками, он может убрать звездное небо. Оператор должен за этим внимательно следить и какую-то часть работ делать вручную, иначе случится потеря изображения или резкости. Мы нашли в этом смысле удачный компромисс. Силами трех человек мы реставрируем картину в течение одного месяца, я считаю, это очень хороший результат.
- Как происходит поиск исходников?
Это целая научно-исследовательская работа. В некоторых компаниях собирают исходники по нескольку лет: один кадр берут с негатива, другой – с позитива, и так далее. Мы проходим более или менее стандартный путь. Если картина сложная, отступаем от привычных для себя решений и стараемся найти оптимальный вариант. Сейчас планируем начать реставрацию картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо», это было советско-итальянское производство. В обычном понимании слова исходники не сохранились, у нас в наличии есть только лаванда и звук с позитива. Все остальное хранится в Италии, и, по условиям контракта, это невозможно привезти в Россию. Одним словом, бывают необходимые отступления.
- Думаю, найти профессиональные кадры не легче?
Да, кадры можно выращивать, а можно переманивать. Какой способ выбрать, каждый решает для себя сам. В мире более распространено переманивание, «Мосфильм» предпочитает выращивать своих специалистов, которых, бывает, переманивают другие компании. Кадры – это самое главное. Человек не должен подходить к работе формально, иначе никакая, даже самая современная, техника не поможет. Именно в таких, компетентных и неравнодушных, кадрах мы заинтересованы.
Елена Федотова
30.10.2014
Комментарии (0)