КРЫМСКАЯ ВЕРАНДА ГРАФИНИ ПАНИНОЙ ПЕРЕЕХАЛА НА «МОСФИЛЬМ»

В четвертом павильоне строится декорация для фильма Марлена Хуциева «Любимая моя жизнь», ранее известного как «Невечерняя». О возобновившихся съемках картины и атмосфере фильма рассказал художник-постановщик картины Владимир Филиппов.

- Владимир Николаевич, Вы строите декорацию веранды особняка графини Паниной?

Да. Когда Лев Николаевич заболел, графиня Панина, уважая великого писателя, любезно предоставила в его распоряжение дачу в Гаспре. Таким образом, он провел несколько месяцев в Крыму. В это время его навещал Антон Палыч Чехов, у которого, как известно, был домик в Ялте. А Гаспра находится от нее совсем недалеко – 25-30 километров, может, и того меньше. Наш фильм об этих встречах, разговорах о высоких вещах и ерунде, имеют же они право поговорить о погоде, газете, завтраке и чае.

- Насколько я знаю, некоторые съемки проходили в Крыму – на подлинной веранде?

У фильма «Любимая моя жизнь» сложная история. Съемки начались в 2003 году, на картине тогда работал Леонид Леонидович Перцев –  замечательный художник-постановщик, которого, к сожалению, уже нет на свете. Действительно состоялось несколько экспедиций в Крым, но учитывая требовательность Марлен Мартыновича к себе и к тому делу, которым он занимается, было принято решение построить декорацию и снять некоторые моменты в павильоне.

- Я знаю, что сохранились фотографии А.П. Чехова и Л.Н. Толстого на этой веранде, она сильно изменилась с тех пор. Приходилось ли в связи с этим идти на компромиссы?

Никакого компромисса, характер постройки таков, что она несильно изменилась, поэтому мы используем, в том числе, документальные фотографии, на которых Чехов и Толстой сидят на этой веранде. С тех пор она сильно обветшала: сотни перекрасок, погибшие кафельные полы, выбитые рамы, поблекшие медные ручки. Но это мелочи, скелет и конструкция в целом сохранились в прежнем виде.

- Одно время Марлен Мартынович высказывал сомнения, что фильм вообще будет закончен. Сейчас уже появилась некая определенность?

Мне понятны некоторые переживания Марлена Мартыновича, но определенность, наконец, появилась. Мы уже съездили в экспедицию в Ялту, сняли ретроспекцию воспоминаний Толстого об обороне Севастополя, в которой он участвовал в составе четвертой батареи. Сняли бастион, я построил там натурную декорацию. Подсняли какие-то атмосферные вещи. Я бы, в общем, назвал эту картину не психологической, а атмосферной. Атмосфера интеллектуальных переживаний – вот, что важно. Благо Марлен Мартынович строго относится к вопросу воссоздания атмосферы, призывает не увлекаться нас фантазиями, и я абсолютно с ним согласен.  Все делается с чувством меры и хорошим вкусом, но при этом без всякого эстетства, привнесения каких-либо эстетско-дизайнерско-оргинально-фантазийных элементов.

- Это ведь не первая Ваша работа с Марленом Хуциевым?

Мы познакомились с Марленом Мартыновичем, когда он пригласил меня на фильм «Пушкин». Картину, к сожалению, закрыли, но когда Марлен Мартынович в 1982 году начал снимать «Послесловие», он снова обратился ко мне. Все съемки тогда проводились в павильоне, и я строил довольно большую, сложную по задумке декорацию. Сейчас, когда появилась финансовая возможность продолжить съемки фильма «Любимая моя жизнь», мы опять соединились.

- Как бы Вы сформулировали, о чем эта картина?

Фильм снимается по оригинальному сценарию Марлена Мартыновича и Игоря Марленовича Хуциевых. Марлен Мартынович всегда интересовался и работал только с материалом о вечных ценностях. Сюжет фильма «Любимая моя жизнь» – это большая история, но опять же, о самом главном, о нравственном.

Все работы ведутся «Мосфильм-Декорстроем».

Елена Федотова
22.10.2014
Поделиться новостью: