ВАЛЕРИЙ УСКОВ: ПОСТРОИЛ ЭТОТ БОЛЬШОЙ "МОСФИЛЬМ" ПЫРЬЕВ

Валерий Усков, режиссер легендарных многосерийных картин "Вечный зов" и "Тени исчезают в полдень", в Ателье № 2 "Мосфильма" проводит видеопробы к новому двухсерийному телефильму "Всем всего хорошего". В перерывах между пробами Валерий Иванович рассказывает не о новом фильме и не о творческом пути дуэта Усков-Краснопольский, а вспоминает "Мосфильм" своей молодости.

Для Валерия Ускова "Мосфильм" - это, прежде всего, люди. Среди людей - прежде всего, Пырьев. Рассказывая одну за другой истории о работе своего художественного руководителя Ивана Александровича Пырьева, Усков всякий раз заключает: "Я никогда этого не забуду".

Построил "Мосфильм"

- По сути дела построил этот большой "Мосфильм" Иван Александрович Пырьев. Мы были свидетелями, как он договаривался с Фурцевой (Екатериной Алексеевной – прим. ред.) о стройматериалах и строил второй блок. Он жил организацией производства, порядком, пониманием, что и как нужно делать для киностудии. Это вызывало огромное уважение. Он пригласил на "Мосфильм" режиссеров, которые стали выдающимися: Григория Чухрая, Александра Алова, Владимира Наумова, Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова. Гайдаю и Рязанову он дал возможность снять свои первые работы так, как они хотели, организационно помог на первых порах и тому, и другому. И они сняли фильмы на века. Худсовет объединения "Луч" состоял из ведущих кинокритиков страны в те годы: Мачерет, Арнштам, Юткевич, Воинов, Столпер и другие. Заседания худсовета превращались в учебу. Иван Александрович хотел, чтобы мы продолжали учиться – формировать свое представление о том, что такое кино.

"Не роняйте уровень режиссера!"

- Мы (Валерий Усков и Владимир Краснопольский – прим. ред.) сидим в нашей режиссерской комнате. Художник по костюмам приносит нам эскизы на разных бумажках. Мы с Краснопольским рассматриваем их. Входит Пырьев, видит эти бумажки – собирает горстью, открывает окно и выбрасывает. Говорит ей (художнику по костюмам - прим. ред.): "Выйдите!". И падает перед нами на колени: "Мы двадцать пять лет жизни отдали, чтобы поднять уровень режиссера. Умоляю вас: не роняйте его!".

Я помню эти искренние голос и взгляд Пырьева. Художник по костюмам должна была эти эскизы оформить, организовать показ, пригласить режиссеров-постановщиков. Я это вспоминаю всю жизнь, его мольба мне помогает преодолевать разные производственные столкновения.

Конечно, уровень режиссеров мы уже давно уронили. Ни без помощи государства и политики в кино.

Был борцом за картины

- Для нашей картины "Таежный десант" по книге Володи Орлова "Соленый арбуз", Пырьев утвердил на главную роль Олега Даля. В это время Даль в "Современнике" играл главные роли во всех спектаклях. Надо было бы тогда театр закрывать. Пырьев ездил в "Современник" и перед Далем дурачился: "ПырьЁв с тобой говорит, прошу тебя!". Даль отказал, мы на эту роль взяли другого хорошего актера. Нашу съемочную группу Пырьев "запрятал" очень далеко и сказал: "Пока не снимете – из Сибири не выпущу".

Нас с этой картиной хотели выдвинуть на премию Ленинского комсомола и в ЦК сообщили, что есть такой молодежный фильм. Ответили: "Везите". Фильм начинался с того, что на фоне Саянских гор на трелевочном тракторе едут строители: грязные, оборванные (после пожара: у них ночью сгорела палатка в тайге). Ребята едут и разговаривают о стройке дороги и о случившемся пожаре под шум и треск трактора. Я по себе с годами понимаю, что значит, когда слух ослаб. Кто-то из руководителей ЦК, не расслышав, после первых же кадров сказал: "Что, опять грязь? Нельзя было помыть? Пришить пуговицы? И это фильм о молодежи?", - встал и вышел из зала. Прекратили просмотр, картину сняли со всех экранов с печатью "Без права показа по телевидению".

Пырьев был больше советский человек, чем все ЦК, вместе взятое, он не мог допустить антисоветскую картину. Иван Александрович очень переживал. Вообще – он был борцом, он отстаивал картины.

"Берегись автомобиля" долго не запускали в производство. У нас случился серьезный разговор в Госкино, у министра. Мы пришли вместе с Пырьевым говорить о нашем деле, Иван Александрович попросил нас подождать в фойе. Дверь кабинета была плохо закрыта, а у Пырьева такой громкий голос, что стекла дрожали. И мы невольно услышали разговор. Министр кричал: "Не будет картины!", Пырьев кричал: "Будет картина "Берегись автомобиля!"!". Настоял, добился, и Рязанов снял прекрасный фильм.

Аналогично вышло и с Гайдаем: у него был самый первый опыт и не очень удачный (его чуть ли не уволить с "Мосфильма" собирались). Пырьев посмотрел картину, оставил Гайдая и дал ему все сценарии, в том числе, "Кавказскую пленницу". Он очень любил его.

Не лакировщик

- Леша Салтыков из объединения Пырьева снял фильм «Председатель», по тем временам, по опасному сценарию. Картина рассказывала о развале колхозов, Михаил Ульянов играл главную роль. Пырьев допустил картину о тех послевоенных голодных годах, когда бабы вместо лошадей впрягались в плуги. Когда нечего было есть, а надо было создавать колхоз. И Егор Трубников (председатель, герой Ульянова – прим.ред.) говорил в фильме: "Давайте вместе с вами – до коммунизма!" - в зрительном зале люди плакали.

Про эти же годы сам Пырьев снял фильм "Кубанские казаки", где все поют и танцуют. Я хорошо помню эти тяжелые голодные годы, я мальчишкой был: случались самоубийства, люди ходили, знаешь ли, без улыбок. Я был на показе и видел, как из кинотеатра люди выходили улыбаясь, с надеждой, что, может быть, где-то уже и живут. Картина "Кубанские казаки" поднимала дух народа. А если бы он именно тогда допустил выход на экран "Председателя"? Гибель страны и крах духовного состояния народа? Иван Пырьев – никакой не лакировщик, он понимал, что и в какое время нужно зрителю. А когда страна окрепла, он пробил фильм "Председатель" Алексея Салтыкова, снятый по острому и жесткому сценарию Юрия Нагибина.

Я много говорю о Пырьеве, но это не значит, что не было на "Мосфильме" других прекрасных режиссеров: Михаила Ромма, Юлия Райзмана. Из молодежи был такой режиссер Юрий Чулюкин. Очень талантливый человек. Он умер, и ни слова о нем не говорят. Был Вася Ордынский, Ролан Быков. А еще Владимир Басов, Евгений Карелов, Игорь Гостев и другие. Это было целое созвездие талантливейших и таких душевных людей. Мне жалко, что в связи с 90-летием многих не вспоминают. И есть немало талантливых режиссеров моложе меня. Рассказ об одном Георгии Данелия занял бы все страницы сайта.

Воспитаны кинематографом

- На "Мосфильме" работали прекрасные организаторы производств. Вот это были великие продюсеры! Я назову две фамилии: Исаак Львович Биц, который был директором всех картин Пырьева, и Семен Михайлович Марьяхин. Они выделялись, они участвовали в творчестве, были художниками. Марьяхин возглавлял объединение "Телефильм", мы у него сняли "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов". Семен Михайлович очень помогал как организатор и человек, болеющий за кино. И таких, как они, на "Мосфильме" в то время было много. Мосфильмовцы были воспитаны кинематографом, они преклонялись перед кино и меньше всего думали о деньгах.

"Мосфильм" славился на всю страну, и, я думаю, на весь мир операторами: Сергей Урусевский, Тимофей Лебешев... Петр Емельянов, старый мосфильмовец, который пришел на киностудию прямо с фронта, снимал прекрасные картины с Анатолием Эфросом: "Двое в степи" и "Високосный год", с нами (Усковым и Краснопольским – прим.ред.) снял очень много картин. Потом присоединился оператор Володя Минаев, позже – Саша Рябов. На "Мосфильме" мы слышали и видели работы первоклассных операторов, таких как Паша Лебешев, главный оператор "Войны и мира" Анатолий Петрицкий. Великолепными были монтажеры. Часто пишут о большом, настоящем монтажере Татьяне Лихачевой, которая работала с Сергеем Бондарчуком. Но были и другие девчонки, обаятельные и знающие, что такое кино и как его складывать, чтобы оно ожило на экране.

Такой был "Мосфильм", а время его развалило. Шахназарову киностудия досталась в плачевном состоянии. Карен оказался на месте. Он восстановил цеха, весь "Мосфильм". А хорошо бы, чтобы здесь снова снимали кинокартины. Некоторые люди мечтали забрать территорию или студию, Карен удержался в этой борьбе и от этого еще больше стал нашим другом.

Беседовала Антонина Трефилова
Поделиться новостью: