Ушёл из жизни режиссёр Владимир Краснопольский

Ушёл из жизни режиссёр Владимир Краснопольский
Фотогалерея
"Отец и сын"
"Отец и сын"
"Соучастие в убийстве"
"Отец и сын"
"Неподсуден"
"Неподсуден"
"Отец и сын"
"Отец и сын"
"Тени исчезают в полдень"
"Ермак"
"Ермак"
"Ермак"
⇐ Вернуться к списку

23 сентября на 90-м году жизни скончался известный режиссер, сценарист, народный артист Владимир Краснопольский. Совместно с Валерием Усковым он снял всенародно любимые фильмы и телевизионные сериалы: "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", "Таежный десант", "Стюардесса", «Две судьбы». Об основных этапах жизни и творчества режиссера – в материале Mosfilm.ru


Владимир Краснопольский родился 14 июня 1933 года в семье артиста Свердловского государственного театра музыкальной комедии Аркадия Краснопольского (по сцене — А. В. Ледова) и балетмейстера Ольги Николаевны Князевой.


В 1955 году окончил историко-филологический факультет УрГУ, в 1963 году режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. П. Копалина). В 1961—1963 годах — режиссёр Свердловской киностудии, с 1964 года — киностудии «Мосфильм».


Любопытный факт - с 1963 по 2015-й год все режиссёрские и сценарные работы Владимира Краснопольского (кроме сюжета для киножурнала «Фитиль», 1968) выполнены совместно с его двоюродным братом Валерием Усковым.


«Наверное, это было предзнаменованием судьбы — в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, построен павильон киностудии. Часто бывал в этом доме мой двоюродный брат - Вова Краснопольский, мы играли в Чапаева и Петьку, лазили по крышам, изображая сыщиков и разбойников… Дальше был университет. Большую часть студенческой жизни мы провели на клубной сцене. Наша эстрадная живая газета пользовалась неизменным успехом. Мы сами сочиняли, ставили и играли… Потом была Москва. Мы попали во ВГИК на вступительный экзамен. Став студентами первого курса, начали работу с одним из крупных мастеров советского кино. Он начал с вопроса: «Значит, твердо решили стать режиссерами?» — «Да».— «Запомните, вас будут всю жизнь ругать». «Почему?» — «Потому что заказчик хочет быть красивым», горько усмехнулся мастер. Жизнь подтвердила эту печальную шутку» - вспоминал Валерий Усков в интервью газете «Московская правда» в 1992-м году.

001Ермак.jpg
Валерий Усков и Владимир Краснопольский на съемках фильма "Ермак" - 1990-е гг.


Дипломная работа молодых соавторов «Самый медленный поезд» (1963) снималась по сценарию Юрия Нагибина. Это фильм о войне, вернее, о людях, измученных войной и горем. Из Главка кино начинающие режиссеры получили заключение: «Мрачно. Безысходно. Исправить». Юрий Нагибин, прошедший войну, отказался что-либо исправлять. Не смотря на жесткие требования редактуры, авторам удалось «отстоять» картину в первоначальном виде. В итоге на первом Всесоюзном кинофестивале фильм получил приз журнала «Советский экран» - за многообещающий режиссерский дебют.


После этого успеха многообещающих авторов на «Мосфильм» пригласил сам Иван Пырьев. Следующую картину «Таёжный десант»(1965) режиссёры снимали в Саянах (по роману В. Орлова «Соленый арбуз»). Фильм вышел на широкий экран и в первые дни имел шумный успех, но потом в «Правде» вышла критическая статья, и ленту сняли. Лишь много лет режиссеры узнали, что кому-то из членов Политбюро не понравился внешний вид главных героев.


Далее последовала картина «Неподсуден» (1969) (по повести Л. Ющенко «Командир»). По словам авторов, героиня фильма была порождением своего времени, которое они хорошо знали по университетским годам - времени комсомольских собраний, поиска врагов народа, времени расправы над инакомыслием. По авторскому замыслу, вся ситуация фильма рождалась в атмосфере последних лет культа личности. Это испугало редакторов, которые потребовали изменить сценарий.


«Получилась в результате мелодрама, за которую нам, в конце концов, досталось. Потому что мелодрама считалась жанром, недостойным социалистического реализма, советского искусства. А публика ходила с удовольствием, и у меня осталось несколько рецензий, в которых говорилось, что зрители буквально «ломали» двери кинотеатров, - вспоминал в одном интервью Валерий Усков.

p057Неподсуден.jpg
На съемках фильма "Неподсуден" (1969)


Большой и плодотворный период работы Владимира Краснопольского и Валерия Ускова связан с телевидением. Режиссеры снимали новеллы Юрия Нагибина, сотрудничали с Беллой Ахмадулиной, Аллой Демидовой, Владимиром Этушем, Георгием Жженовым...


Поистине всенародную славу и зрительскую любовь режиссерскому тандему принес многосерийный телефильм «Тени исчезают в полдень» (1971). Авторы получили тысячи писем со всей страны. Особенно много писали на имя актера Вельяминова, сыгравшего роль председателя колхоза Большакова. На конвертах так и было написано: «Москва, председателю колхоза Захару Большакову». Успех ленты был ошеломляющим.


Вышедший через два года «Вечный зов» (1973) столкнул авторов с определенными цензурными сложностями, связанными c кадрами о 1937 годе. Известно, что фильм возили на просмотр в Комитет Государственной безопасности. В итоге лента четыре года пролежала на полке.


К середине 1970-х творческий союз Усков – Краснопольский получил статус классиков отечественного кинематографа. 1980-1990-е оказались не такими плодотворными – больше в силу экономических, а не творческих причин, но в последующие десятилетия режиссёры подарили зрителям множество новых картин, с успехом прошедших как в прокате, так и на телевидении. Всего за плечами Владимира Краснопольского около 40 работ.


p346Отец и сын.jpg
Владимир Краснопольский на съемках фильма "Отец и сын" (1979)


Добавим, что только в 2016-м году зрителю впервые были представлены раздельные работы Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.


Владимир Аркадьевич Краснопольский скончался 23 сентября 2022 года на 90-м году жизни в Москве. Церемония прощания и похороны состоятся 27 сентября на Троекуровском кладбище. Киноконцерн «Мосфильм» выражает самые глубокие и искренние соболезнования родным и близким, коллегам и друзьям режиссёра.

Поделиться новостью: