«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
Фотогалерея
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - заявка на литературный сценарий и её обсуждение
⇐ Вернуться к списку

Кавказская пленница, снежный человек и другие

Продолжаем публикации документов, хранящихся в Архиве Киноконцерна «Мосфильм».

Кадр из фильма
Фото 1. Кадр из фильма

Среди документов, хранящихся в архиве киноконцерна «Мосфильм» крайне интересны материалы фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», который в этом году отмечает 65-летие . Эти «свидетельства эпохи» дают возможность окунуться в живую атмосферу создания картины во Втором творческом объединении «Луч», возглавляемой в 1966 -1968 годы И. А. Пырьевым. После успешных прокатов «Самогонщиков» и «Операции «Ы», Леонид Гайдай вместе со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским решили продолжить истории про Шурика и веселую «троицу».

Л. Гайдай, Я. Костюковский, М. Слободской
Фото 2. Л. Гайдай, Я. Костюковский, М. Слободской

23 января 1965 г. три автора подали заявку литературного сценария, в которой изложили основные идеи будущего фильма. Надо отметить, что по характеру действия и сюжету новый фильм Л. Гайдая задумывался изначально совершенно иным, нежели тот, который в результате получился. По замыслу картина должна была продолжить традицию короткометражек и состоять из двух серий «эксцентрических кинокомедий»: «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие». Шурику и его оппонентам – «тройке» уделялось равноценное внимание.

"КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА".

По жанру "Кавказская пленница" - это одна из разновидностей эксцентрической комедии - комический приключенческий фильм. В нем будут и стремительные погони, и бешеные скачки на конях, и выстрелы из засады, и игра со смертью над пропастью, и головоломные трюки в исполнении нашего скромного Шурика /арт. А. ДЕМЬЯНЕНКО/, его трех постоянных противников - Балбеса /арт. Ю. НИКУЛИН/, Труса /арт. Г. ВИЦИН/, Бывалого /арт.Е.МОРГУНОВ/, а также других героев фильма.

Тем не менее, все эти средства/эксцентрические/ служат решению большой и важной темы - темы борьбы и победы нового над дремучими пере­житками, древними, как эти седые Кавказские горы. Основа сюжета такова. Шурик во время студенческих каникул в со­ставе этнографической фольклорной экспедиции попадает на Кавказ, где он никогда не был. Как всегда, излишне увлеченный своей "фольклорной" задачей, он несколько неточно и книжно представляет себе сегодняшний день Кавказа. В его представлении причудливо смешиваются "глубокие тес­нины Дарьяла", "злой чечен ползущий на берег", и прочие "Мцыри"…

В Заявке были обозначены главные черты Шурика:

Нам представляется, что Шурик /артист А. Демьяненко/ постепенно начинает приобретать те черты характера, которые мы хотели в нем видеть. Он - молодой представитель нашего общества, может быть, порой забавный и смешной, но всегда защищающий его принципы и идеалы. Он вступает в конфликт не с обществом, а с теми его членами, которые олицетворяют мещан­ский, обывательский подход к жизни. При этом наш герой действует эксцен­трическими методами, как и подобает комическому герою. Нам кажется, даже в том, что сделано, явственно проступает комическая стилистика образа Шурика. Он попадает в смешные положения потому, что во всех проявлениях своего характера излишне энергичен и усерден /или излишне доверчив и наивен/. И, тем не менее, каждый раз, после ряда комических неудач, он побеждает в главном, - в силу своей моральной правоты.

Заявка на литературный сценарий «Кавказская пленница»
Фото 3. Заявка на литературный сценарий «Кавказская пленница»

Вторая часть заявки содержала смешную историю про «Снежного человека», которая так и не увидела своего воплощения на экране.

"СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ"

Загадка снежного человека уже давно волнует весь научный мир. А сейчас и наша научная общественность взбудоражена последними сенсационными теориями и предположениями, согласно которым снежный человек не только существует, но и обитает не где-нибудь, а у нас на Кавказе, в джунглях, неподалеку от хорошо обжитых и всем известных районов. Эти теории даже вызвали полемику между "Неделей" и "Литературной газетой".
Эти обстоятельства и ложатся в основу нашего эксцентрического, комического, короткометражного, ненаучно-популярного фильма "Снежный человек и другие".
Итак, в горах Кавказа научная экспедиция, возглавляемая известным профессором /арт. М.ПУГОВКИН/, ищет снежного человека. После долгих и безуспешных поисков она попадает в район, где все данные говорят о присутствии здесь "реликтового гоминоида", или алмасты, как снежного человека называют местные жители. Все чаще попадаются его следы. Свидетели и потерпевшие утверждают, что снежный человек во все возрастающих количествах ворует еду, топливо и даже мелкие предметы ширпотреба. То дело вконец испуганные очевидцы рассказывают о встречах со странным существом. Из этих противоречивых показаний складывается очень странный словесный портрет снежного человека. Одни очевидцы утверждают, что он лысый, толстый и с большой бородой, другие клянутся, что он черный, худой и с реденькой бородкой, а третьи настаивают на том, что он рыжий, трусливый, без растительности на лице.

Оказывается, все говорят правду. Дело в том, что они видели трех разных людей, - и вовсе не снежных, а нашу тройку. Она, скрываясь от воз­мездия за уже известное нам правонарушение, решила переждать грозу в джунглях, но заблудилась и одичала. А теперь поиски снежного человека тройка воспринимает как приближение карающей десницы правосудия, и поэ­тому; бегает от научных сотрудников, как от сотрудников угрозыска.

Заявка на литературный сценарий «Кавказская пленница»
Фото 4. Заявка на литературный сценарий «Кавказская пленница»

Сама форма обсуждения заявки Художественным Советом Второго Творческогого объединения «Луч» была видимо настолько творческой и весёлой, что «троица» Л.Гайдай, Я. Костюковский и М. Слободской в шутку подписали её «против».

«За» подписали:
Биц Исаак Львович, директор Второго Творческого объединения;
Арнштам Лео, кинорежиссер, сценарист;
Скиданенко Елена, редактор киностудии «Мосфильм»;
Туровская Майя, сценарист, член Художественного совета Второго творческого объединения «Мосфильм»;
Леонов Владимир, редактор киностудии «Мосфильм»;
Шитова Вера, редактор киностудии «Мосфильм»;
Степанов Анатолий, редактор киностудии «Мосфильм», редактор сценария «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»;

Художественный руководитель ТО «Луч» И. А. Пырьев на заседании не присутствовал, но оставил краткую записку для директора И. Л. Бица и Главного редактора Второго творческого объединения Б. Г. Кремнева:

 

И. Л. Биц
Б. Г. Кремневу
Я очень «за» эти две новеллы. Но считаю, что для полного фильма это мало (здесь не более 5-6 частей), значит, нужна еще одна «новелла», части на две.
А так очень интересно и смешно.
15/ I – 65. Ив. Пырьев.

 

Полностью поддержал заявку редактор А. Степанов, одобрив обе её части:

…Шурик будет и живей, и веселей, и неожиданней.
Удачно найдено существование для известной троицы: положения, в которые попадают наши незадачливые герои, дают неограниченные возможности для режиссёра комедиографа.

Записка И. А. Пырьева, заключение сценарно-редакционной коллегии 2-го Творческого объединения киностудии «Мосфильм»
Фото 5. Записка И. А. Пырьева, заключение сценарно-редакционной коллегии 2-го Творческого объединения киностудии «Мосфильм»

 

Редколлегия запросила и мнение философа и кинокритика Валентин Ивановича Толстых, который выразил свой взгляд о направленности будущей картины и характере Шурика в полюсе нравственных идеалов 1960-х годов. Несмотря на комичность персонажа, В.Толстых подчеркнул благородные черты Шурика и сравнил его с Дон-Кихотом.

 

Борис Григорьевич!

Разумеется, я за заявку на продолжение историй Шурика. Мне активно нравятся оба замысла, и, прежде всего, потому, что авторы начинают вторгаться в область социальной проблематики, ставят серьезные вопросы.

Поскольку мы утверждаем без обсуждения, хочу высказать одну мысль, может быть, небесполезную для авторов. Она касается самого Шурика.

Последний не просто маска, стабильная, раз и навсегда данная. Вместе с новыми «историями», в которые он попадает, изменяется и он сам, раскрываясь в каком-то новом качестве. Да, он смешон, забавен потому, что, как пишут авторы, «излишне энергичен и усерден» или «излишне доверчив и наивен». Но что объясняет и оправдывает, так сказать, форму его поведения – комическую в своей основе. Но главная черта его характера – это гражданская нетерпимость (он не ждет указаний «свыше»…) ко всякой гнусности. То есть я о том, чтобы зритель, смеясь, потом видел серьезный подтекст поведения полюбившегося ему героя.

Напрашивается сравнение – это Дон-Кихот XX века, «наш советский Дон-Кихот», а герой Сервантеса, как известно, это единственный в истории искусства гармонический человек. Мне бы хотелось, чтобы авторы имели в виду идеал, к которому они ведут Шурика – это человек и духовно богатый, и морально чистый, и при этом вполне жизненный, реальный. Именно он обеспечивает в «истории» нравственную атмосферу произведения.

Вопрос к авторам: я много читал о «похищениях» в районе Средней Азии, но как-то не запомнил подобных случаев по Кавказу. Нет ли здесь известной натяжки, которую потом придется «защищать»?

18/I 65

 

Комментарий В. И. Толстых
Фото 6 . Комментарий В. И. Толстых

 

16 февраля 1965 г. сценарно-редакционная комиссия Второго творческого объединения одобрила заявку на «Шурик в горах» и рекомендовала Дирекции объединения заключить договор с авторами.

Фото 7
Фото 7.

Продолжение следует… 

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=57759 


Поделиться новостью: