В московском кинотеатре «Октябрь» состоялся специальный показ отреставрированной специалистами «Мосфильма» киноленты «Курьер» Карена Шахназарова. Организатором выступило издание «Искусство кино» при поддержке «Мосфильма» – это уже не первый успешный опыт подобного сотрудничества киностудии и журнала. С 26 ноября фильм выйдет в ограниченный прокат в разных городах России, посмотреть расписание сеансов и список кинотеатров, а также приобрести билеты можно на сайте журнала «Искусство кино».
Фото со специального показа фильма «Курьер» в московском кинотеатре «Октябрь»
Фильм «Курьер» стал событием в момент своего выхода на экраны, и до сих пор является одной из самых популярных и любимых зрителями разных поколений кинолент. В 1987 году картина удостоилась приза FIPRESCI и Специального приза жюри на МКФ в Москве. Кроме того, «Курьер» был признан фильмом года по опросу журнала «Советский экран».
После показа в главном зале кинотеатра состоялась встреча зрителей с режиссёром Кареном Шахназаровым. Модератором беседы выступил кинокритик и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.
В первую очередь Карен Шахназаров поблагодарил многочисленных зрителей за интерес к картине, за то, что решились прийти в кинозал, несмотря на непростую обстановку в связи с пандемией.
«Я хорошо помню день премьеры фильма, – поделился воспоминаниями режиссёр. – Первый показ состоялся в кинотеатре «Россия». В «Октябре», кстати, тоже проходили сеансы, также при полных залах. Публика тепло принимала фильм: смех, аплодисменты. Мне нравилось, как люди реагировали. Почему именно так? Всегда приятно, когда молодые люди ставят взрослых в тупик, не так ли?»

Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин и кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров
Показ в «Октябре» с полным правом можно было назвать премьерой – более половины присутствующих в зале посмотрели картину впервые – в основном, молодые люди. Они-то и задали большую часть вопросов – прежде всего, касающиеся мотивации поступков персонажей.
– Мне 16 лет, я впервые увидел фильм. Интересно, на чьей Вы стороне: Ивана или профессора Кузнецова? Я сам чувствую в себе сходство с Иваном.
– Мне всегда нравился Иван – своей искренностью и непосредственностью. Он ведь ничего плохого не делает, никому не вредит, просто говорить правду! Но его прямолинейность вызывает бурную ответную реакцию. Насчет профессора Кузнецова – вы же видите, он тот еще жук! Я просто показываю героев, не вставая на чью-либо сторону. Хотя сейчас близок, наверное, к профессору. Просто в силу возраста.
– Вправе ли сегодняшнее поколение взрослых спрашивать у современной молодежи об их идеалах? Или в фильме это все же звучало несерьезно, с иронией?
– Безусловно, ирония в фильме есть. Но нельзя сказать, что нынешние взрослые – это поколение без идеалов, не построившее своего здания. У каждого поколения – свой фундамент. Как может существовать старшее поколение без фундамента, не может же жизнь быть прожита впустую!
Фото со специального показа фильма «Курьер» в московском кинотеатре «Октябрь»
– В фильме много примет времени, в том числе брейк-данс, скейтбординг. А могла ли подобная картина появиться в другую эпоху?
– Нет! Это картина своего времени.
– Были ли в то время питчинги? Как режиссеры презентовали свои проекты руководству?
– Нет, советское кинопроизводство было организовано на иных принципах. Это сейчас судьбу фильма решают разные продюсеры (в том числе и псевдопродюсеры), а раньше решения принимались на уровне редакций киностудий, худсоветов творческих объединений, руководства студий и чиновников Госкино. Да, у меня были какие-то купюры в предыдущих фильмах, а вот «Курьер» был снят совсем баз каких-либо запретов. Хотя на партком меня все же вызывали. Упрекали картину в безыдейности, пассивности главного героя и так далее.
– «Курьер» – культовый фильм, что его делает таким?
– Не люблю это слово, хотя его любят критики, в нем заложено значение культа. Культ – это всегда что-то нездоровое. Я просто рад, что картина нравится зрителям.
– Почему у Кати случилась истерика в одной из последних сцен?
– Она хотела показать свою независимость. Отец все время «демонстрировал» её окружающим, выставлял напоказ, хвастался. Это лицемерие, свойственное миру взрослых. Она хотела поступить в стиле Ивана, выразить протест, но не смогла даже выдержать осуждающих взглядов взрослых. В итоге, между Иваном и родителями, она выбрала последних – в этом и трагедия несовместимости главных героев.
Афиша повторного проката фильма «Курьер»
– Карен Георгиевич, возможно ли развитие отношений главных героев в дальнейшем?
– На этапе, показанном в фильме – категорически нет. А вот в будущем – не исключено. Допускаю, что они могли встретиться. Кстати, в 1986-м году один из чиновников Госкино, несмотря на то, что «Курьер» собрал в прокате около 50 млн зрителей, упрекнул меня: «Если бы герои в итоге были вместе, твою картину посмотрели бы ещё 10 миллионов!» (Смеётся). Возможно, но это было бы совсем другое кино!
«Было бы совсем другое кино» – так отвечал Карен Шахназаров на самые разные вопросы, начинающиеся со слов «если бы». Например, могла ли это быть картина о женской судьбе с фокусом на Кате? Нет, – категоричен режиссер. «Курьер» – кино своего времени, точно уловившее и выразившее его настроения, тот самый Zeitgeist.
Зрителей интересовало и то, вкладывал ли режиссер особую миссию в свою работу: ярко показать социальные и политические противоречия эпохи? По словам Карена Шахназарова, такой цели перед ним не стояло, он хотел показать жизнь советской молодёжи в тот период времени, ее проблемы. А интерпретация – это уже дело зрителей и критиков.
Зрители старшего поколения, выросшие на фильме «Курьер», благодарили Карена Георгиевича за картину и неповторимую атмосферу 80-х, в которую удалось окунуться спустя почти тридцать пять лет. Из желающих задать вопрос режиссеру выстроилась целая очередь, а творческая встреча продолжалась почти два часа.
Следующий специальный показ состоится 23 ноября в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора».
Трейлер для повторного проката фильма «Курьер»
Комментарии (0)