Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Хронология, описание съемок и подготовка к ним: 1963 — 1966 гг. 1 часть)

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Хронология, описание съемок и подготовка к ним: 1963 — 1966 гг. 1 часть)
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
⇐ Вернуться к списку

К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука.

Части 123, 4, 5, 6

Для съемок фильма «Война и мир» было необходимо точное и скрупулезное воссоздание исторической эпохи. Огромного сосредоточения требовала подготовка к реконструкции интерьеров и архитектуры первой четверти XIX века. Так как значительную часть съёмок фильма «Война и мир» планировалось осуществить в построенных декорациях, художники съёмочной группы, сотрудники плановых и производственных служб «Мосфильма», Отдела декоративно-технических сооружений (ОДТС) собирались на многочисленных заседаниях для обсуждения декорационных объектов.
Примерный объём работ по основным декорациям был представлен на Совещании от 12 апреля 1962 г. Однако павильоны и площадь декораций постоянно уточнялись.

Протокол обсуждения декораций в павильонах «Мосфильма» от 12 апреля 1962 г.

Протокол обсуждения декораций в павильонах «Мосфильма» от 12 апреля 1962 г.

Большое число съёмок фильма «Война и мир» проводилось в декорациях на натуре. В апреле 1963 г. на совещании у заместителя Генерального директора киностудии «Мосфильм» были рассмотрены макеты объектов натурных декораций, в том числе обширного декорационного комплекса «Москва», в котором планировалось провести ряд сцен, в том числе пожар Москвы 1812 г. Вначале строительство этого объекта было намечено в г. Коломне, затем «с дополнительными пристройками и декорированием под старую Москву» — в Коломенском. Однако растущая на глазах столица внесла свои коррективы в планы кинематографистов: «реконструкция Москвы и разрастание жилых массивов в районе Коломенского вынудили группу принять другое решение». (Дело 2924, с. 404). Потребовалось найти иное место для декорационного комплекса и отложить постройку на будущее. Только в 1966 г. этот объект смогли подготовить для съёмок на базе Иосифо-Волоцкого монастыря в селе Теряево под Волоколамском.

Объекты других натурных декораций для съёмок Москвы XIX века были утверждены в апреле 1963 г.

Весной и летом 1963 г. перед отправлением в Дорогобуж съёмочная группа отсняла сцены «Улицы Москвы», «Каретный ряд», «В Кремле», «Красная площадь», «Двор Ростовых». (Дело 2924, с. 157).

Протокол рассмотрения натурных декораций от 1 апреля 1963 г.

Протокол рассмотрения натурных декораций от 1 апреля 1963 г.

Сохранился репортаж о съёмках объекта «Красная площадь» у Храма Василия Блаженного в июле 1963 г., напечатанный в «Литературной газете» (13 июля 1963 г.)

… На спуске от Красной площади к Москве-реке, за старинным многоглавым храмом Василия блаженного стелется дым. С брусчатки, засыпанной землей и выложенной местами дерном, поднимается густая пыль. Сквозь пелену пыли и дыма доносятся ржание коней, цокот копыт, громыхание телег, лязганье оружия, блеяние коз… Идут гренадеры, кавалергарды, уланы, гусары. Рядом на повозках — раненые. Московский люд от стара до млада, бредёт тут же со своим скарбом.
На краю тротуара цепь милиционеров и добровольцев-дружинников сдерживает толпы любопытных москвичей…

Вырезка из Литературной газеты 13 июля 1963 г. Рабочий момент съёмок

Вырезка из Литературной газеты 13 июля 1963 г. Рабочий момент съёмок

После возвращения из Дорогобужа, где снималось Бородинское сражение, в декабре 1963 г. съёмочная группа приступила к павильонным съёмкам. Первыми павильонными объектами стали «Штаб Багратиона», «Цветочная в доме Ростовых», «Комната Катиш» и «Приемная и штаб Кутузова».

 Фрагмент дела «Анализы технико-экономических показателей» по кинокартине «Война и мир»

Фрагмент дела «Анализы технико-экономических показателей» по кинокартине «Война и мир»

О том, насколько серьезно готовились к этим съемкам, говорят документы. Для оснащения растениями «Цветочной комнаты», воссозданной в одном из павильонов «Мосфильма», руководство киностудии обратилось в Главный Ботанический сад АН СССР. Среди растений, предоставленных Ботаническим садом были, например, лавровишни, кодиеумы, филлокактусы, орхидеи, плющи, аукубы и др. (Дело 318)

Документы по оснащению декорации «Цветочная комната»

Документы по оснащению декорации «Цветочная комната»

В феврале 1964 г. съёмочная группа кинокартины «Мосфильм» приступила к съёмкам игровых зимних сцен на улицах Москвы. Для этих эпизодов были отобраны небольшие участки со старинными зданиями, архитектура которых соответствовала эпохе романа «Война и мир». Съёмки были запланированы и согласованы с администрацией города — на улице Качалова (ныне — Малой Никитской), улице Володарского (ныне — Гончарной), Нижней Радищевской улице, 5-м Котельническом переулке, в Гороховском переулке, в сквере на углу улицы Карла Маркса (ныне — Старой Басманной улицы), а также у Первой Градской больницы и у Академии наук СССР.

Каждый раз при съёмке картин с историческими реалиями съёмочные группы сталкивались с необходимостью убирать из кадра артефакты современной жизни: таблички с номерами домов, улиц, памятные доски и т. п. Руководство «Мосфильма» было вынуждено обратится в Мосгорисполком с просьбой о снятии предметов современного наружного освещения — ламп, фонарей, проводов, указателей домов и улиц. (Дело 318, с 123, 127).

Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы

Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы

Чтобы Москва в кадре выглядела по-зимнему эффектной, «заснеженной, с большими сугробами 1806—1812 гг.», директор кинокартины В. С. Циргиладзе попросил представителей власти г. Москвы не очищать от снега улицы, на которых предполагалось проводить съёмки, и даже предоставить в распоряжение группы роторную снегоочистительную машину, чтобы в дни съёмок «завозить по 15–20 самосвалов снега с других очищаемых улиц. (Дело 318, с. 125, 129)

 Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы

Переписка съёмочной группы с администрацией Москвы

Как известно, в качестве «усадьбы Ростовых» был выбран дом 12 на ул. Качалова (ныне Малой Никитской). В 1964 году в этом здании размещалось Министерство печати и массовой информации РСФСР, от которого киностудии «Мосфильм» необходимо было получить специальное разрешение «на проведение отдельных киносъёмок кинокартины «Война и мир».

Письмо в Министерство печати и массовой информации РСФСР. Кадры из фильма

Письмо в Министерство печати и массовой информации РСФСР. Кадры из фильма

С 28 февраля 1964 г. начались съёмки объекта «Квартира Анатоля Курагина». На пять съёмочных дней этого эпизода «Уголок В. Л. Дурова» предоставил дрессированного бурого медведя в сопровождении дрессировщика Т. В. Габидзашвили. (Дело 318., с. 131)

Письма Директору «Уголка „Дурова“»

Письма Директору «Уголка Дурова»

В мае 1964 года съёмочная группа кинокартины „Война и мир“ выехала в Ленинград, чтобы провести съемки во время белых ночей. Работа проходила в июне, с 18 часов вечера до 6 утра в следующих местах: Стрелка Васильевского острова, Дворцовая набережная, Фонтанка, Суворовский рынок, Летний сад, Новая Голландия, Провиантские склады, Набережная Мойки, Канал Грибоедова, Крюков канал, Банковский мост, Мойка, у Педагогического Института им. Герцена, Казанского Собора и Инженерного замка.
В связи с использованием во время съёмок фейерверка, руководители кинокартины попросили „Управление охраны общественного порядка“ прислать наряд из 15–20 человек для оцепления, пожарную машину с расчётом, а также для работ на воде — три катера речной милиции.

В Ленинграде также были запланированы съёмки сцены с актёром О. Н. Ефремовым, когда его персонаж Долохов выпивает бутылку рома, свешиваясь из окна. Эту сцену хотели снимать из окна комнаты 363 на третьем этаже здания „Ленэнерго“, выходящего на здание бывшей Главной аптеки в Аптекарском переулке. (Дело 318, с. 141, 142)

Переписка о съёмах в Ленинграде

Переписка о съёмах в Ленинграде

Большое значение С. Ф. Бондарчук придавал съёмкам сцены прохода Пьера и князя Андрея с диалогом, начинающимся словами Андрея: „Никогда, никогда не женись, мой друг!…" Режиссер считал, что в этой сцене Петербург должен был предстать самостоятельным героем наряду с актерами.

Из интервью С. Ф. Бондарчука („Советская Эстония“ от 4 августа 1964 г.):

...Особенно важна для нас сцена разговора Пьера и князя Андрея на Стрелке Васильевского острова. Этот эпизод играет существенную роль в фильме. Пьер и Андрей — петербуржцы, и мы сочли необходимым воспроизвести в кино образ города на Неве. Это задача довольно сложная. Наши герои идут вдоль реки бессумеречной петербургской ночью. За ними катится коляска, слышен цокот копыт. И одновременно с беседой должен возникнуть образ города — прекрасного, величественного…

Рабочий момент съёмок

Рабочий момент съёмок

Весной 1964 г. отдельная команда съёмочной группы под руководством художника М. Семёнова и оператора Г. Айзенберга выехала в Переславль-Залесский для проведения комбинированных съёмок пожара Москвы. Эти материалы должны были дополнить основные сцены пожара. Чтобы заснять горящий город, ещё летом 1963 г. в Переславле-Залесском на пологом холме над Плещеевым озером начали возводить специальную декорацию, воспроизводящую Москву 1812 г., о чем рассказано в репортаже журнала „Советское кино“ от 8 июня 1963 г.

… Размер „города“ — двести шагов в длину, двести в ширину… В остальном это точная копия Москвы: с москворецкими деревянными пристанями и баржами, с Кремлем, раскинувшимся на высоком берегу, с множеством древних церквей, дворцов московской знати, деревянных улочек окраин. По макетам, чертежам и эскизам большой группы архитекторов, художников выстраиваются улицы, мощенные булыжником из гальки, обсаженные крохотными деревцами; устанавливаются чугунные решетки и бревенчатые заборы соответствующих размеров. Не забыты даже полосатые полицейские будки.

Вырезка из газеты „Красное знамя“ (июнь 1963 г.)

Вырезка из газеты „Красное знамя“ (июнь 1963 г.) Фото художника и оператора комбинированных съёмок М. Семёнова и Г. Айзенберга

Для сжигания декорации в Переславль-Залесский было завезено большое количество горючих веществ, дымовых шашек и прочих пиротехнических материалов. За помощью в организации хранения и проведения съёмок директор кинокартины Г. Д. Меерович обратился в местное отделение милиции. (Дело 318., с. 132). Съёмки в Переславле производились с 23 июня по 30 сентября 1964 г.

Документы по комбинированным съёмкам в г. Переславле-Залесском

Документы по комбинированным съёмкам в г. Переславле-Залесском

 Документы по комбинированным съёмкам в г. Переславле-Залесском

Объяснительная записка директора кинокартины „Война и мир“

В июле 1964 года снимали значимый эпизод „Дуб у Дороги“. Старый огромный одинокий дуб на фоне берёзового леса был найден в районе деревни Малое Голубино (бывшая деревня на юге Москвы, в современном районе Ясенево) вблизи совхоза „Коммунарка“. В процессе съёмки выяснилось, что в кадр попадают другие два молодых дуба. Директор Правления совхоза „Коммунарка“ разрешила произвести порубку этих деревьев „без какого-либо письменного оформления, однако оказалось, что эти два дуба находились на границе территорий Совхоза и Битцевского лесопарка, лесник которого составил акт“. Киностудуя „Мосфильм“ вынуждена была оплатить порубку на сумму 42 рубля 60 копеек. (Дело 318)

В целом, во второй половине 1964 г. были отсняты сцены: „Дом графа Ростова“, „Соборование графа Безухова“, „Улицы Москвы“, „Красная площадь“, „Лысогорский парк в Ясной Поляне“, „Осенние сцены“, неотснятые фрагменты к охоте, „Передняя в Отрадном“, „Дорога в Лысых горах“, „Встреча двух императоров“, „Крыльцо штаба Багратиона“, „Атака на кавалергардов“, „Поле Шенграбен“, Поле Аустерлиц», «Дорога, деревня, осень», «Квартира князя Василия», «Гостиная в доме Ростовых», «Кабинет Пьера», «Комната Наташи и Сони», «Дом Ростовых в Петербурге», «Кабинет старого князя в Лысых горах», «Кабинет Андрея в Лысых горах», «Святки — ряженые», «Комната Марии в Лысых горах». В Алабино отсняли заготовку к комбинированному кадру «Лучевые улицы».

Любопытно, что для съёмок сцены «Дом графа Ростова» были приглашены пять высококвалифицированных официантов ресторана «Украина». (Дело 320)

Письмо Директора кинокартины «Война и мир» Управляющему Мосресторантреста А. А. Евстигнееву

Письмо Директора кинокартины «Война и мир» Управляющему Мосресторантреста А. А. Евстигнееву. Фрагмент дела «Анализы технико-экономических показателей» по кинокартине «Война и мир»

Но далее предстояли сложные масштабные съемки — «Английский клуб», «Салон Шерер», «Бал в Вильно», и особенно грандиозная сцена «Первый бал Наташи»…
Продолжение следует…

Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».


Поделиться новостью: