Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Часть 6 — Кавалерийский полк и съёмки боевых действий)

Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Часть 6 — Кавалерийский полк и съёмки боевых действий)
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
⇐ Вернуться к списку
К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука
Части 123, 4, 5

Экранизация романа «Война и мир» замысливалась С. Ф. Бондарчуком как фильм, в котором огромное внимание уделено сценам с масштабными боевыми действиями. Поэтому постановка «Война и мир» не смогла обойтись без участия Министерства обороны СССР и создания специальных воинских подразделений, участвовавших в съёмке фильма.

Весной 1961 г. Министр культуры Е. А. Фурцева обратилась к Министру обороны СССР Р. Я. Малиновскому с просьбой помочь в съёмках и выделить для картины консультантов. Военные консультанты, назначенные в помощь съёмочной группе, В. В. Курасов и М. М. Попов составили подробные расчеты необходимого количества войск и видов техники на каждый период съемки. Так, кроме, собственно, войск: пехоты, кавалерии, артиллерии, предполагалось задействовать строительный батальон для постройки фортификационных сооружений, инженерный батальон для взрывных и инженерных работ, автомобильный батальон в составе грузовых, легковых машин, автобусов, мотоциклов, санитарный батальон, походные электростанции, самолёт Ли-2, несколько вертолётов, плавающих машин «Амфибия» и т. д. (Дело 308, опись 6)

Проект Письма Министра культуры Министру обороны СССР. Доклад военных консультантов Министру обороны СССР
Проект Письма Министра культуры Министру обороны СССР. Доклад военных консультантов Министру обороны СССР

Перед военными специалистами встала задача решить, как наиболее рационально сформировать и использовать воинские подразделения в съёмках. 15 мая и 20 мая 1961 года консультант по кавалерии, Гвардии генерал-лейтенант запаса Н. С. Осликовский представил на киностудии и в Министерстве обороны доклады «По вопросу организации кавалерии для картины „Война и мир“». Он предложил два варианта формирования кавалерийских частей. (Дело «Переписка 1961 г.»)

Первый вариант „Вольнонаёмный“ предполагал, что „воинский состав“ — рядовые, сержанты, офицеры будут привлечены из запаса кавалерии по договорам, а „конский состав“ (лошади) получен из колхозов и совхозов также на основании договоров. По второму варианту — „Военному“ — предлагалось сформировать кавалерийскую дивизию и „содержать её на всё время съёмок картины „Война и мир““.

Первый вариант осложнялся тем, что „придется отрывать людей… от производства из совхозов, колхозов и учреждений, что конечно, несмотря на соответствующие распоряжения, будет встречать сопротивление со стороны руководителей данных организаций. Затем люди, собранные на длительный период в такую массу, не скрепленные военной дисциплиной, несомненно будут давать букеты чрезвычайных происшествий“. Второй „военный“ вариант самый правильный и может дать наиболее положительные результаты, как на съёмках, так и во внутреннем распорядке». Таким образом Н. С. Осликовский доказал, «Военный» вариант, то есть формирование постоянных воинских частей на всё время съёмок является более целесообразным.

Доклад генерала Н. С. Осликовского
Доклад генерала Н. С. Осликовского

Согласно «Анализам по технико-экономическим показателям» по картине «Война и мир» 26 марта Министр культуры Фурцева Е. А. направила подготовленное съемочной группой письмо Заместителю Министра Сельского Хозяйства тов. Мозговому И.Е. о выделении 900 голов нужных мастей (Дело 2924). Наиболее подходящими для съёмок были признаны лошади горных пород. Консультанта по кавалерии генерал-лейтенант Н. С. Осликовского и директора картины Н. А. Иванова направили в Закавказский и Туркестанский военный округи «для определения годности лошадей горных батарей». «Горные батареи явились костяком для создания Кавалерийского полка, который начал формироваться в связи с предстоящими съемками Бородинского сражения. Министерством Обороны была создана ремонтно-закупочная Комиссия для приобретения лошадей у Министерства Сельского хозяйства».

В архиве «Мосфильма» сохранился Проект Постановления Совета Министров СССР, в котором Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым предписывалось создать «кавалерийский отряд». После съёмок фильма предполагалось, что отряд будет расформирован. Помимо войсковых частей на время съёмок фильма планировалось также «прикомандировать» дивизион конной милиции г. Москвы в полном составе.
(Дело 308, опись 6)

Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
№ ……..

" " июня 1962 г. г. Москва

Рассмотрев представление Министерства культуры СССР о количестве войск, военной техники и снаряжении, необходимом для съемок кинофильма «Война и мир», Совет Министров СССР
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Обязать Министерство обороны СССР (т. МАЛИНОВСКОГО Р. Я.) выделить войска, военную технику и снаряжение для съемки кинофильма «Война и мир» в количестве и в сроки, указанные в представлении Министерства культуры СССР. Разрешить Министерству обороны СССР сформировать кавалерийский отряд в количестве 1100 всадников в составе трех кавалерийских полков. Для укомплектования отряда произвести мобилизацию конского состава в конных заводах, совхозах и колхозах РСФСР, УССР, Латвийской ССР и Кабардинской АССР. Укомплектование отряда личным составом произвести за счет лиц, находящихся в кадрах Советской Армии, и офицеров, находящихся в запасе. По завершении съемок кинофильма «Война и мир» кавалерийский отряд расформировать.
2. Центральному совету союза спортивных обществ и организаций СССР (т. МАШКОВУ) и Министерству культуры СССР (т. ФУРЦЕВОЙ Е. А.) передать «Мосфильму» на время съёмок фильма «Война и мир» 75 отличных по экстерьеру и хорошо выезженных лошадей и наездников за счет конно-спортивных клубов и цирковых групп.
3. Министерству внутренних дел РСФСР (т. ТИКУНОВУ В. С.) прикомандировать на время съёмок фильма дивизион конной милиции г. Москвы в полном составе.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Н. ХРУЩЕВ

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Г. СТЕПАНОВ

Проект Постановления Совета министров СССР

Проект Постановления Совета министров СССР


Первым кавалерийским подразделением, специально созданным для киносъемок, был «Кавалерийский дивизион», который был сформирован осенью 1962 года. «Кавалерийский полк» был организован немного позже.
Из письма Генерального директора Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову (дело 2762, с. 156–157):

«…к осени 1962 года был сформирован в Мукачево кавалерийский дивизион, в короткий срок обучен кавалерийскому делу и предоставлен для съемок Аустерлицкого и Шенграбенского сражений».

Фрагмент Письма Ген. директора киностудии «Мосфильм» Председателю Гос. комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 29.11.63

Фрагмент Письма Ген. директора киностудии «Мосфильм» Председателю Гос. комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 29.11.63

Финансовую ответственность за расходы, связанные с использованием войск, должна была нести киностудия «Мосфильм». Согласно «Порядку финансирования и возмещения расходов, связанных с привлечением воинских частей для съемки кинофильма «Война и мир», утвержденного в ноябре 1962 г. Министром культуры Е. А. Фурцевой и Заместителем Министра обороны СССР А. А. Гречко («Генеральная смета» — Дело 2785, опись 6):

«Все расходы, связанные с привлечением личного состава, техники и имущества Министерства обороны на съемки кинофильма, закупка лошадей, выплата суточных и квартирных денег, транспортные расходы и другие дополнительные затраты, кроме расходов на денежное довольствие военнослужащих и продовольственное снабжение военнослужащих и износа их обмундирования, производится за счет ассигнований киностудии «Мосфильм».

Порядок финансирования и возмещения расходов, связанных с привлечением воинских частей для съемки кинофильма „Война и мир“

Порядок финансирования и возмещения расходов, связанных с привлечением воинских частей для съемки кинофильма „Война и мир“

Длительная работа по формированию Дивизиона увеличила сроки подготовительного периода, и он был продлён до 30 ноября.
Приказом Министерства культуры СССР от 30 ноября 1962 г. Киностудия „Мосфильм“ приступила с 1 декабря 1962 г. к производству кинофильма „Война и мир“. 1 декабря съемочная группа выехала в Закарпатье для съёмок Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. В записке заместителя Министра культуры СССР по вопросам кино В. Е. Баскакова Заместителю Министра финансов СССР Ф. Н. Манойло от 11 января 1963 г. (Дело 298, опись 6) указывается:

„Отправка костюмов, реквизита и прочего постановочного инвентаря из Москвы в Мукачево потребовала 78 вагонов и платформ, не считая последующей периодической досылки имущества багажом, и 80 вагонов для переброски воинских подразделений и 270 лошадей“.

Съёмки были запланированы с 1 декабря по 7 февраля на территории Мукачёвского винсовхоза, недалеко от села Куштановица.
Дело 298, с 3–4:

Переписка о месте съёмок Аустерлицкого и Шенграбенского сражений

Переписка о месте съёмок Аустерлицкого и Шенграбенского сражений

Несмотря на огромные усилия, приложенные по транспортировке и размещению, съёмочная группа готова была приступить к работе. Однако погодные условия, неожиданные для данной местности — обильные снегопады и сильные морозы — помешали приступить к съемкам. В итоге, так как прогноз погоды и на февраль оказался неблагополучным, план пришлось пересмотреть.

Дело 309, с 12–14

Фрагмент Письма съёмочной группы дирекции Киностудии „Мосфильм“ от 04.02.63. Прогноз погоды на февраль

Фрагмент Письма съёмочной группы дирекции Киностудии „Мосфильм“ от 04.02.63. Прогноз погоды на февраль

В ожидании благоприятной погоды для съёмок „кинематографическая армия“ проводила в тренировках и репетициях. Военные до совершенства оттачивали строевой шаг по уставам 1805—1807 гг., учились артиллерийским приёмам начала 19-го века. В это же время другая часть войск и Конный полк милиции вместе с актёрами и „актерским окружением“ тренировались на манеже в Павшино. (Письмо В. С. Циргиладзе Заместителю Ген. директора киностудии „Мосфильм“, Дело 298, опись 6).

Вместо запланированных съёмок С. Ф. Бондарчук приступил к съёмкам зимних сцен, намеченных в более поздний период в Подмосковье: „Дуэль“, „Проход войск под Красным“, „Деревенские дороги — проход князя Андрея“. Параллельно с проведением съёмок приступили к строительству декораций для объектов „Австрийская деревня“, „Проход войск“, Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.

Фрагменты Письма съёмочной группы дирекции Киностудии „Мосфильм“ от 04.02.63. Вырезка из газеты Красная звезда» от 10.02.63

Фрагменты Письма съёмочной группы дирекции Киностудии „Мосфильм“ от 04.02.63. Вырезка из газеты Красная звезда» от 10.02.63

Съёмка объекта «Австрийская деревня» была назначена на 26 февраля 1963 года. Однако морозы возобновились, поэтому «участие в съёмках солдат, в том числе, одетых в хлопчатобумажное обмундирование, военными врачами было запрещено». Снова пришлось ожидать хорошей погоды.

Фрагмент из «Анализов технико-экономических показателей»

Фрагмент из «Анализов технико-экономических показателей»

Съёмка сцен Аустерлицкого и Шенграбенского сражений началась только в марте 1963 г. Кроме погодных условий, процесс съёмок осложнялся некачественной плёнкой. В итоге весь объём работ в Закарпатье вместо запланированного окончания в феврале «в основном был закончен 19 мая 1963 с.г. (за исключением эпизода „Аустерлиц. Атака кавалергардов“ — 76 п.м.) (Справка о производстве цветного широкоформатного фильма „Война и мир“, Оп. 6, дело 2762, с. 163).

Аустерлицкое и Шенграбенское сражение снимал оператор Александр Владимирович Шеленков, лауреат четырёх Сталинских премий, признанный мастер кинематографа, отснявший такие картины, как „Адмирал Ушаков“, „Корабли штурмуют бастионы“, „Коммунист“. Но в операторской группе появился талантливый молодой человек — Анатолий Анатольевич Петрицкий, который стал вносить новые, свежие идеи. Он сразу же понравился С. Ф. Бондарчуку. Сергей Фёдорович сформировал „параллельную группу во главе с режиссёром Чемодуровым, чтобы снимать некоторые эпизоды“ (Петрицкий А. Мы на многое смотрели по-разному // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 212–213). В этой ситуации, А. В. Шеленков понял, что его положение оказалось двусмысленным. Когда основная часть группы уехала, А. А. Петрицкому „оставили доснимать какие-то мелочи“. В. С. Циргиладзе подошёл к молодому оператору и сказал: „Кацо, дальше картину будешь снимать ты“.

Съёмки сражений с участием многотысячной армии в Мукачёво привели к порче травяного покрова, нарушению дренажа Мукачёвского стадиона „Спартак“ и повреждению виноградников Мукачёвского винсовхоза. Киностудия „Мосфильм“ вынуждена была возместить эти „потравы“.

Фрагмент из „Анализов технико-экономических показателей“

Фрагмент из „Анализов технико-экономических показателей“

Благодаря Кавалерийскому дивизиону, конный состав которого был размещен на территории Мукачевского совхоза „Ключарский“, после „убытия“ задействованных в съёмках войск, этот совхоз получил не только полностью отреставрированные навесы под конюшни, но также и построенную новую конюшню.

Из письма Командующего войсками Прикарпатского военного округа Генерала-полковника танковых войск А. Л. Гетмана:

1. Капитально отремонтированные навесы под конюшни в летнем лагере Мукачевского плодорассадочного совхоза „КЛЮЧАРСКИЙ“ и построенную там же конюшню для стационарного содержания конского состава кавалерийск. дивизиона, а также внутреннее и внешнее оборудование ветлазарета, кавкузницы, фуражников, водоносной станции, освещения — по окончании съемок кинокартины „Война и мир“ совместно с представителями КЭЧ Мукачевского района передать совхозу „КЛЮЧАРСКИЙ“ на баланс совхоза в соответствии с указаниями генерал-полковника Шебулина.

Письмо Командующего войсками Прикарпатского военного округа Генерала-полковника танковых войск А. Л. Гетмана

Письмо Командующего войсками Прикарпатского военного округа Генерала-полковника танковых войск А. Л. Гетмана

Планируя съёмки Бородинского сражения, Киностудия „Мосфильм“ при участии Министерства Обороны СССР увеличила состав кавалерийских частей до „900 сабель при двух батареях“, и Кавалерийский дивизион был переформирован в Кавалерийский полк.
Из письма Генерального директора Киностудии „Мосфильм“ В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову от 29 ноября 1963 г. (дело 2762, с. 156):

Фрагмент Письма Генерального директора Киностудии „Мосфильм“ В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову от 29.11.63

Фрагмент Письма Генерального директора Киностудии „Мосфильм“ В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову от 29.11.63

Большие споры вызвал вопрос о месте съёмок Бородинского сражения. Помимо съёмочной группы к обсуждению этого вопроса весной 1963 г. подключились военные ведомства. По первоначальному замыслу съёмки Бородинской битвы предполагались на самом Бородинском поле или под Калининым, где размещался военный лагерь. Однако по предписаниям Московского военного округа, местом съёмки сражения был выбран г. Дорогобуж Смоленской области, несмотря на то, что никто из съёмочной группы не видел этого места. Н. А. Иванов и командир Кавалерийского полка С. А. Сафаров выехали в Дорогобуж для осмотра военного лагеря, и пришли к выводу, что постройка лагеря в Дорогобуже финансово необоснованна. Веской причиной против съёмок в Дорогобуже также было полное несовпадение рельефа местности с топографией Бородинского поля. Помимо этого, в Дорогобуже наблюдалась весьма опасная эпидемиологическая обстановка для полковых лошадей.

Вопреки предупреждениям и разумным доводам С. А. Сафарова и Н. А. Иванова, МВО настоял на съёмках в Дорогобуже. Впоследствии это решение оказалось роковым для Кавалерийского полка — среди лошадей вспыхнула эпидемия. Все подробности, связанные с выбором места съёмок Бородинского сражения изложил в своей Докладной Записке директор картины Н. А. Иванов от 18 октября 1963 г.:

Оп. 6, дело 2762, с 27–30

«В период, когда съёмочная группа находилась на съемках в Закарпатье, по просьбе генерала армии Курасова В. В. я был вызван (конец февраля м-ца) в г. Москву на совещание с представителями штаба МВО. На этом совещании от МВО присутствовали Зам. командующего по строительству и расквартированию войск генерал-майор Лебедев Н. М.; генерал армии Попов М.М.; генерал-лейтенант Осликовский Н. С.; полковник Глухов Н. Е. и другие офицеры.
На совещании было принято решение провести рекогносцировку Бородино и определить место для устройства лагеря. В начале марта с.г. я с консультантами картины, а также начальником КЭО МВО полковником Ивановым В.Н., секретарем Горкома КПСС г. Можайска Богдановым Л. П., зам. председателя Можайского Райисполкома тов. Макаровым И. А., и заместителем Т.П.С.К.У. т. Голубковым В. Н. — осмотрели район Бородино и определили место для лагеря.

Однако, не имея еще директивы главного штаба СВ, которая была подписана 25.4.63 г. за № УУСВ»/268690, МВО проявил настойчивость в изменении места съемок и своим письмом от 14 марта 1963 г. за № 29/0416 (Письмо хранится в I-ом отделе студии т. Иванова А.И.) предлагал избрать г. Дорогобуж с учетом летних и зимних съемок с затратами средств на восстановление лагеря 400, 0 т. руб.

2 апреля с.г. С. Ф. Бондарчук приехал на открытие Сессии Верховного Совета РСФСР и дал вынужденное согласие на съемки в г. Дорогобуже, не видя этого места.
25 апреля по просьбе штаба МВО я с группой офицеров, командиром кав.полка п/п Сафаровым С.А., зам. по тылу майором Самойловым В.Д. — прибыли в г. Москву и 26.4.63 г. выехали в г. Дорогобуж на три дня для осмотра лагеря.

3 мая с.г. результаты поездки были нами изложены начальником штаба МВО генералу Соколову С. Л. у него на совещании, на котором присутствовал и командир формируемой для съёмок воинской части с офицерами своего штаба.

Я возражал против Дорогобужа, считая нецелесообразным вкладывать огромные деньги в восстановление разрушенного лагеря, а также, учитывая, что район г. Дорогобужа стационарно неблагополучен в эпидемиологическом отношении и, что там в течение 5-ти лет имеется ряд болезней, как-то: стригущий лишай, дизентерия, а также случаи заболевания животных сибирской язвой.

Наши возражения были отклонены. По окончании совещания, уже на улице, разговаривая с полковником Якимовичем И. С. и офицерами его штаба, я выяснил, что под Калининым имеется отличный лагерь и что они все из г. Калинина перебрасываются для съемок в г. Дорогобуж, тогда, как с государственной точки зрения это является, мягко выражаясь, разбазариванием средств».

Фрагменты Записки директора картины Н. А. Иванова от 18 октября 1963 г. (целиком в фотогалерее)

Фрагменты Записки директора картины Н. А. Иванова от 18 октября 1963 г. (целиком в фотогалерее)

Переезд под Дорогобуж начали 20 июля 1963 года. Несмотря на то, что приказ о четырехсерийном делении фильма вышел только 25 августа 1964 года, к моменту съёмок Бородинского сражения, С. Ф. Бондарчук расширил сценарий, и съёмочная группа приступила к съёмкам «дорогостоящего объекта «Бородино» в новом объёме и по новому режиссёрскому сценарию (по ранее утвержденному сценарию — 1300 п.м., по новому — 2165 п.м.) (Из письма Начальника планового отдела Генеральному директору киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурину). На основе уточнённого режиссёрского сценария был составлен новый календарно-постановочный план фильма.

Переписка о новом режиссёрском сценарии

Переписка о новом режиссёрском сценарии

До середины осени удалось снять сцены Бородинской битвы: «Пруд», «Пыльная дорога», «Горки», «Батарея Раевского», «Багратионовы флеши», «У моста через р. Колоча», «Овсяное поле», «Австрийские дороги», «Утро после боя» и некоторые другие. «Всего отснято в августе, сентябре и октябре 1279 п.м. больших массовых сцен с участием 14000 солдат. («Анализы экономических показателей по фильму «Война и мир». Оп. 6, дело 2924, с 157). Все сцены Бородинского сражения мастерски отснял А. А. Петрицкий.

Фото А. А. Петрицкого

Фото А. А. Петрицкого

По словам оператора А. А. Петрицкого, Бородинское сражение — «самая грандиозная картина во всей киноэпопее». Когда третью серию «1812 год» показали в Лондоне, рецензент газеты «Дэйли мейл» написал: «Это такой фильм, в котором камера и пейзажи являются как бы кинозвездами, а массовые сцены имеют большее значение, чем кадры с отдельными актерами". Английские кинематографисты, увидев кадры, снятые «летящей камерой» с удивлением спрашивали Анатолия Анатольевича: «Как же это снималось?! — „А вот так и снималось — русская смекалка да военная техника“, — отвечал оператор.

Так, в помощь съёмкам Батареи Раевского были выделены два танка.

„Батарею Раевского построили в форме стрелы, как нос корабля. А сзади военные соорудили тридцатиметровую вышку, натянули тросы с оттяжкой вниз и по ним пустили камеру. Тросы натягивали два танка. Нужна была поистине танковая мощь, чтобы держать тросы в натянутом положении, без танков они бы под камерой провисли, и ощущение полета создать бы не удалось. Камера неслась сверху, пролетала над головами солдат, через огонь, через дым, но поначалу мы никак не могли сообразить, как же ее остановить. Додумались. Для того, чтобы камера остановилась и не разбилась, тросы обмотали поролоном“. (Петрицкий А. Мы на многое смотрели по-разному // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003.- с. 215).

О съёмках панорамы „Центр сражения“ А. А. Петрицкий поделился журналисту журнала „Искусство кино“ в 1968 году. Съёмки панорамы готовились месяц — „нужно было добиться согласованности движения камеры, действий конницы, массовки, работы пиротехников. Нужно было свести разрозненные события в единый, наполненный движением, борьбой кусок“.

А. А. Петрицкий детально описал процесс съёмки этого эпизода:

«С точки зрения организации эпизода наиболее интересной была панорама „центр сражения“, снимавшаяся непрерывным большим куском с тележки, двигавшейся по длинной, более чем двухсотметровой эстакаде. В конце эстакады был установлен поворотный круг, на котором камера разворачивалась на сто восемьдесят градусов и возвращалась назад, продолжая вести съемку в направлении. противоположном начальному. При развороте камеры в поле зрения объектива неизбежно попадали ассистенты оператора, поэтому все они были одеты в армейскую форму и действовали в кадре, как артисты». (Искусство кино.- 1968.-№ 1.- с. 43–44)

Не менее интересна история съёмок других эпизодов Бородинской битвы. В архиве «Мосфильма» есть любопытные документы о подготовке сцены «Утро после боя». Чтобы обеспечить скопление ворон на поле после сражения, птицы специально отлавливались «методом усыпления». Кроме того, дирекция кинокартины «Война и мир» попросила «Уголок Дурова» выделить одного дрессированного ворона. (Дело 318)

Переписка о птицах для съёмок

Переписка о птицах для съёмок

Для того, чтобы снять эпизод «Молебна перед сражением», из Елоховской церкви был приглашён священник для консультации и хор для участия в съёмках.

Письмо Главного директора кинокартины Председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Письмо съёмочной группы директору Новодевичьего монастыря

Письмо Главного директора кинокартины Председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Письмо съёмочной группы директору Новодевичьего монастыря

В сентябре 1963 года лошади заразились стригущим лишаем. В конце сентября — начале октябре эпидемия стала настолько серьезной, что лошадей приходилось оставлять на карантине в конюшнях.

В рапорте командира Кавалерийского полка С. А. Сафарова Главному директору кинокартины «Война и мир» от 27 сентября (оп. 6, дело 2762) говорится:

В связи с угрожающим положением по заболеванию лошадей отдельного кавалерийского полка стригущим лишаем и активным его распространением, а также опасностью распространения его на личный состав необходимо провести немедленные мероприятия по ликвидации заболевания лошадей стригущим лишаем, для чего:

1. 100% конского состава должно находиться в конюшнях в течение 5 суток, начиная с 30 сентября.
2. Имущество Мосфильма, находящееся на складе и соприкасавшееся с кожным покровом конского состава должно быть подвергнуто дезинфекции /чепраки, вальтрапы и т. д./
3. Костюмы, используемые кавалеристами для съемок подвергнуть дезинфекции в пароформалиновых камерах, для чего использовать силы и средства медсанроты…

Рапорт командира Кавалерийского полка С. А. Сафарова Главному директору кинокартины «Война и мир» от 27 сентября 1963 г.

Рапорт командира Кавалерийского полка С. А. Сафарова Главному директору кинокартины «Война и мир» от 27 сентября 1963 г.


В течении 13 дней в октябре лошади находились в конюшнях на лечении:

Оп. 6, дело 2762, с 29.

Фрагмент Записки директора картины Н. А. Иванова от 18 октября 1963 г.

Фрагмент Записки директора картины Н. А. Иванова от 18 октября 1963 г.

Киностудия «Мосфильм» терпела огромные убытки. Руководство полка пыталось распродать конский состав, но здоровых лошадей оставалось очень мало. Кроме того затраты на оборудование зимнего лагеря в Дорогобуже оказались непомерно выше предполагаемых. Поэтому снова вернулись к обсуждению места проведения зимних съёмок. МВО принял решение о съёмках под Калининым. Началось строительство нового военного лагеря — не просто конюшен для съёмок фильма, а помещений, которые впоследствии могли бы использоваться под военную технику. Однако директор картины Н. А. Иванов после осмотра лагеря, пришёл «в крайнее замешательство»…
Из записки Н. А. Иванова (Оп. 6, дело 2762, с 27–30):

«8.x. — с.г. я выехал в г. Калинин в связи с предполагавшимися натурными зимними съемками, где осмотрел строительство и пришел в крайнее замешательство, увидев, как на наши деньги строят огромные каменные конюшни, с использованием их в дальнейшем под военную технику. Причем, вместо 6-ти конюшен по плану, строятся три и еще огромный каменный склад, строительство которых будет завершено не ранее конца ноября м-ца с.г.»

Исходя из такого долгосрочного строительства, Н. А. Иванов попросил руководство «Мосфильма» о пролонгации войск в Дорогобуже.

В сентябре 1963 г. С. Ф. Бондарчук заболел. Из-за болезни режиссера-постановщика основную часть группы отправили в отпуск. Администрация кинокартины продолжила обсуждение вопроса о месте зимних съёмок.

Записка В. С. Циргиладзе о состоянии здоровья С. Ф. Бондарчука

Записка В. С. Циргиладзе о состоянии здоровья С. Ф. Бондарчука

Отчет о простоях съёмочной группы из-за отпуска основной части группы (Анализы технико-экономических показателей)
Отчет о простоях съёмочной группы из-за отпуска основной части группы (Анализы технико-экономических показателей)

В результате Совещания съёмочной группы у Генерального директора Киностудии «Мосфильм» 13 октября 1963 г. постановили: съёмки сцен Бородинского сражения продолжить до начала ноября в Дорогобуже, отказаться от съёмок зимних сцен в Калинине в 1964 г. и перенести их на 1965 г., а в 1964 году перейти к павильонным съёмкам.

Протокол Совещания съёмочной группы от 13.10.63 г.

Протокол Совещания съёмочной группы от 13.10.63 г.
Когда завершились съёмки в Дорогобуже, Кавалерийский полк был расформирован, и оставлен дивизион в составе 268 коней и 340 человек.
Из письма Генерального директора Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову (дело 2762, с. 156–157):

Фрагмент письма Генерального директора Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову от 29.11.63

Фрагмент письма Генерального директора Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурина Председателю Государственного Комитета Совета министров СССР по кинематографии А. В. Романову от 29.11.63

Так как съёмки оставшихся эпизодов сражений были перенесены на 1965 г., вставал о вопрос о целесообразности сохранения дивизиона. Начальник Планового отдела С. Брудник во избежание расходов предложил распустить дивизион, «реализовать весь конский состав», а для съёмок сражений, перенесённых на 1965 г., привлечь впоследствии Кавалерийский дивизион Северокавказского Военного Округа.

Фрагменты Записки Начальника Планового отдела от 04.10.63

Фрагменты Записки Начальника Планового отдела от 04.10.63

Фрагменты Записки Начальника Планового отдела от 04.10.63

Однако Киностудия «Мосфильм» приняла решение сохранить Кавалерийский дивизион и использовать его для участия в съёмках других фильмов, Министерство Обороны СССР согласилось «продлить срок содержания кавалерийского дивизиона до конца 1965 г." (дело 2762)
Фрагмент Письма директоров картины «Война и мир» Ген. директору Киностудии «Мосфильм» от 13.11.63. Фрагмент письма Ген. директора Киностудии «Мосфильм» Председателю Гос. Комитета по делам кинематографии А. В. Романову от 29.11.63. Письмо Маршала Советского Союза С. Бирюзова Генеральному директору Киностудии «Мосфильм»

Фрагмент Письма директоров картины «Война и мир» Ген. директору Киностудии «Мосфильм» от 13.11.63. Фрагмент письма Ген. директора Киностудии «Мосфильм» Председателю Гос. Комитета по делам кинематографии А. В. Романову от 29.11.63. Письмо Маршала Советского Союза С. Бирюзова Генеральному директору Киностудии «Мосфильм»


Кавалерийский дивизион, созданный для кинокартины «Война и мир», продолжил своё существование и в дальнейшем и помимо участия в съёмках фильмов киностудии «Мосфильм» был успешно задействован в картинах Одесской студии, «Ленфильма», студии им. Довженко, студии им. Горького.

Справки о предоставлении лошадей Кавдивизиона при кинокартине «Война и мир»

Справки о предоставлении лошадей Кавдивизиона при кинокартине «Война и мир»

Справки о предоставлении лошадей Кавдивизиона при кинокартине «Война и мир»
Продолжение, часть 7: публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (Хронология, описание съемок и подготовка к ним: 1963 — 1966 гг. 1 часть)

Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».

Поделиться новостью: