«LOS ANGELES TIMES» ОЦЕНИЛА «МОСФИЛЬМ»

Одна из ведущих газет Соединенных Штатов «Los Angeles Times» 2 декабря напечатала развернутую публикацию, где высоко оценила деятельность генерального директора Карена Шахназарова и киностудии «Мосфильм», которая за 14 лет без поддержки государства превратилась из развалин в ведущую «кинофабрику» России.


"...Делом жизни российского кинорежиссера Карена Шахназарова стало возрождение студии, на которой был создан фильм «Белый Тигр», недавно выдвинутый на "Оскар" в категории зарубежных фильмов.

МОСКВА — Любопытные школьники, идущие по пустынным брусчатым улицам городского квартала конца 19 века, вдруг останавливаются, пораженные видом грозного нацистского танка, как будто притаившегося в засаде за углом дома.

В отличие от мам, пап, бабушек и дедушек, которые и мечтать не могли об этом - юные экскурсанты ступают по территории фабрики грез СССР, святая святых ее кинематографии, которую основатель исчезнувшей империи Владимир Ленин когда-то назвал важнейшим из искусств из-за огромного пропагандистского потенциала.

Экскурсовод рассказывает детям, пришедшим на экскурсию по «Мосфильму», что танк, на который они пытаются взобраться, это главный герой фильма «Белый Тигр», выдвинутого в этом году от России на Оскар в категории фильмов на иностранном языке.

В одном из реконструированных корпусов Тонстудии, расположенном в десяти минутах ходьбы от натурной площадки, режиссер Карен Шахназаров, снявший большинство из своих 15 фильмов, включая «Белый Тигр», на «Мосфильме», с содроганием вспоминает 1998 год, когда он получил назначение возглавить пришедшую в упадок, почти умершую студию, созданную в 1923 году, чтобы стать крупнейшей в России.

«Я сделал здесь все мои фильмы, но даже я не мог себе представить масштаб катастрофы, открывшейся мне, когда я впервые взглянул на студию глазами менеджера», - говорит Шахназаров, сидя у высококлассного пульта фирмы Харрисон с сотнями микшерских каналов в одной из модернизированных студий перезаписи. «В большинстве зданий крыши протекали, в асфальте зияли огромные дыры, а из кинокамер самой новой была камера 1980 года, времен московской олимпиады».

Шахназарову потребовалось 10 лет и свыше 50 миллионов долларов, чтобы вернуть к жизни по-прежнему государственную студию, на которой были сняты такие шедевры как «Летят журавли», «Андрей Рублев», «Война и мир». Государство не дало ему ни копейки.

Сотни высококвалифицированных сотрудников покидали студию, а многочисленные павильоны, где раньше кипела жизнь, использовались под склады. Добавьте к этому всепроникающую вонь, как говорит историк кино Сергей Лаврентьев.

«Конечно, во всю работающая копия Голливуда, производившая десятки фильмов в год, не может вернуть все свое имперское великолепие», - говорит Лаврентьев. Шахназаров «отчасти пожертвовал собой, как талантливым режиссером, но его бескорыстные усилия, направленные на то, чтобы спасти Мосфильм, войдут в историю».

Для обладателя награды Американской киноакадемии режиссера Никиты Михалкова («Утомленные солнцем») Мосфильм как дом родной. «Здесь я впервые вдохнул запах актерского грима, здесь я снимался в своей первой роли, здесь я познавал азы искусства», - говорит Михалков. «Мы вечно будем благодарны Карену [Шахназарову] за спасение Мосфильма от неминуемой гибели, приближение которой мы все видели, и за поддержание в нем жизни.

На рубеже столетия Мосфильм с трудом мог произвести одну картину в год. Шахназаров начал с реализации плана по продаже российским и зарубежным телеканалам прав на показ фильмов из насчитывающего более 2 500 старых картин каталога студии, для того, чтобы заработать капитал.

«Это были времена жесткого выбора, когда появлялись темные личности, высказывали требования, иногда даже завуалированно угрожая, чтобы я приватизировал предприятие и продал значительные участки нашей территории в центре Москвы под постройку казино, клуба или жилого дома», - вспоминает задумчиво Шахназаров, человек 60 лет, в дымчатых очках. «Это звучало соблазнительно, но я знал, что если поддамся давлению, предприятие погибнет, а меня могут убить в один прекрасный день».

Давний конкурент «Мосфильма», фильмокопировальная фабрика по другую сторону улицы, сдалась под давлением и вскоре вышла из дела, на ее месте теперь стоит уродливый небоскреб, возвышающийся над Мосфильмом.

Обновленный «Мосфильм», на котором работают около 1000 сотрудников, и сейчас производит одну-две собственные картины в год, но получает доход от предоставления ежегодно помещений и услуг для сотен телевизионных шоу и сериалов. Именно здесь, в лучшей, по словам Шахназарова, студии записи в мире, отдел культуры записывал музыку в исполнении симфонического оркестра для новогоднего представления в Кремле в канун 2012 года. Даже некоторые пишущие для Голливуда композиторы записывают музыку здесь с помощью интернета, экономя на расходах.

Как многие голливудские студии, «Мосфильм» открыл двери и для экскурсий. Посетители могут увидеть ожившую сцену из первого советского фильма ужасов («Вий»), ЗИС из гаража Леонида Брежнева и бьюик 1940 года, якобы принадлежавший последнему императору Китая Пу И.

В отличие от многих своих коллег, директор «Мосфильма» не сокрушается по поводу агрессивной экспансии американских фильмов на быстро растущем рынке кино в России, собирающем более 1 миллиарда долларов в год. На долю Голливуда приходится около трех четвертей российского бокс-офиса, а на долю отечественных фильмов – всего 15%.

«Напротив, «Мосфильм» выживает отчасти благодаря Голливуду, потому что мы печатаем копии их фильмов для наших кинотеатров, мы дублируем и делаем перезапись их фильмов для российских зрителей, около 40% наших заработков дает нам это сотрудничество», - говорит директор.

По мнению Шахназарова, действительные проблемы для российских кинематографистов представляют отсутствие электронных билетов и наступление интернет- и видео-пиратства, с которым государство фактически не борется. «Мы никогда не знаем, каковы реальные сборы, потому что владельцы кинотеатров саботируют введение электронных билетов», - говорит он. «Как можно говорить о прибыльности кинопроизводства в России, если стоит только закончить фильм, и на следующий день он уже появляется в Интернете?».

«Сегодня партии и правительству нет дела до нашей индустрии, и, хотя мы свободны от цензуры и давления сверху, нас губит интернет-пиратство, куда более смертоносное, чем цензура», - добавляет он.

При расходах на производство в несколько раз уступающих голливудским, российские кинематографисты умудряются делать достойные работы относительно дешево.

Чтобы передать апокалипсическое наступление цивилизации машин в фильме «Белый Тигр» (поставленном по роману Ильи Бояшова «Танкист»), Шахназаров использовал 40 настоящих танков в сценах сражений, по большей части лишенных компьютерной графики. По словам режиссера, при бюджете фильма всего в 6 миллионов долларов, сборы в России превысили 10 миллионов долларов. И он стремится пригласить американцев снимать здесь, что позволит им значительно сократить расходы.

Он сравнил сюжет фильма, у которого пока нет дистрибьютора в США, с «Моби Диком». В «Белом Тигре» мировое зло олицетворяет бездушная груда брони, нацистский танк времен Второй мировой войны. Русский танкист получает смертельные ожоги от огня Белого Тигра, но необъяснимым образом возвращается к жизни, не сохранив памяти о своей прошлой жизни, за исключением навыков управления танком и стремления найти и уничтожить этого сверхврага человечества.

В третий раз выдвинутый на Оскар, Шахназаров относится к этому философски, говоря что: «При существующей сейчас в России большой конкуренции, я доволен уже тем, что мой фильм был выбран для выдвижения на Оскар»".

(Сергей Лойко, Los Angeles Times)

http://www.latimes.com/entertainment/movies/moviesnow/la-et-mn-mosfilms-russian-20121202,0,5222085.story

Другие публикации российских и иностранных СМИ о «Белом Тигре» в разделе «Отзывы СМИ» сайта www.whitetiger.ru.








Поделиться новостью: