Война на экране

Война на экране
Фотогалерея
1
2
3
4
5
6
7
8
⇐ Вернуться к списку

        «Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Заявление Советского Правительства. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»

        Всего пять букв, безобидных по отдельности, в этот день для огромной советской страны сложились в одно грозное и смертоносное слово – война.

        После официального выступления по радио министра иностранных дел Вячеслава Молотова, впервые сообщившего народу о нападении, это страшное объявление звучало и звучало из радиоприёмников по всему Советскому Союзу.

        Читавший его, диктор всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан вспоминал:

        «Война началась для меня со звонка из радиокомитета:

        «Срочно бегите на работу! Немедленно!»

        Голос тревожный. Но спрашивать, что случилось, по телефону не полагается. Одеваюсь. Бегу.
Радиокомитет. Семь утра. Тихий женский плач, суровые взгляды. Наперебой звонят корреспонденты из разных городов: 

        – Киев бомбят!..
        – Над Минском вражеские самолеты...
        – Горит Каунас... Что говорить населению? Почему нет никакого сообщения по радио? 

        Позвонили из Кремля: «Готовьтесь, в двенадцать часов правительственное сообщение».  Девять раз за день - с интервалами в час - я читал это небольшое трагическое сообщение...»

        Сегодня, в День памяти и скорби, мы решили поговорить с киноведом Сергеем Александровичем Лаврентьевым об отражении Великой Отечественной войны на киноэкране.

        Сергей Лаврентьев:

        «После окончания войны, в конце 40-х начале 50-х годов официальная историография говорила, что война была выиграна десятью военными ударами Сталина. И каждый из этих ударов должен  был стать фильмом, но этого не случилось. Снят был только «Третий удар» Игоря Савченко, а так же «Сталинградская битва» Владимира Петрова, сюжеты были не замысловатые, следующие хронологическим событиям войны.

        После смерти Сталина началось время дискуссий. Одной из главных дискуссий середины 50-х в киносреде было обсуждение темы, которая называлась – «Глобус или карта - двухвёрстка?». Двухвёрстка – это складывающаяся карта, которая лежала в сумке - планшете у командиров. Обсуждалось, с какой точки зрения нужно показывать кино? С точки зрения штаба и командования или с точки зрения тех людей, которые шли в бой?

        Двухвёрсточными картинами, т.е. снятыми с точки зрения простых бойцов стали: «Баллада о солдате», «Летят Журавли», «Иваново детство». Это фильмы именно о человеке на войне, качествах его характера, его душе. Сделаны они были замечательно, человек был показан по-разному, но всегда удивительно интересно.

        Оказалось, что о войне можно говорить не языком военноначальника, который посылает в бой батальоны и полки, а языком солдата из окопа.

        Кинематограф "оттепели" делали люди, которые из этих окопов пришли, перенося свой опыт на экраны. Стали появляться картины, в которых люди пытались соединить нечто глобальное и человеческое.

        В 1964 году вышла картина «Живые и мёртвые» Александра Столпера, в которой был и масштаб и серьёзный разговор о предвоенных репрессиях, о первых неудачах войны, об этом было сказано не размашисто, но сказано было.

        В это же время в Америке была снята картина «Самый долгий день», об открытии Второго фронта. Наша пропаганда была возмущена – в кино не говорилось о Советском Союзе. Ответом стал фильм «Освобождение» Юрия Озерова. Это было такое возвращение к «глобусу», к рассказу истории с точки зрения военной командной машины.

        После «Освобождения» были десятки фильмов созданных по тем же лекалам. Об этих фильмах сейчас никто и не вспомнит. Съёмки «Освобождения» совпали с тем, что в 1965 году 9 мая стал днём нерабочим.

        Любопытно, что «Освобождение» начиналось уже с Курской дуги, начала войны в фильме не было, а затем была победа.

        К 1975 году стали снимать невероятное количество картин о разведчиках в тылу врага. Их квинтэссенцией стала картина «17 мгновений весны».

        «Глобусные» картины ушли, а двухвёрсточные, такие как «20 дней без войны» Алексея Германа, «Восхождение» Ларисы Шепитько поражали зрителя и тогда и сейчас. Почти документальная правда у Германа и фантастически сливающаяся с войной евангельская матрица у Шепитько…

        К 1985 году появилось невероятное количество картин, но произошло некоторое смещение оптики. Это не были широкоформатные эпопеи, а это были боевики на военном материалы. Тогда выделилась картина «Отряд» снятая на литовской киностудии Алексеем Симоновым.

        Отдельным шедевром стоит фильм Элема Климова «Иди и смотри». Климов показал войну, как ужас, сбросив с этой темы всю наносную романтику. Он маневрировал на грани такого ужаса, который бы зритель уже воспринять не смог. Очень сильная картина!

        Когда началась перестройка, «сняли с полки» и выпустили картину Германа «Проверка на дорогах». В этой картине война была не парадная, а грязная.

        Тенденция времён перестройки была такова, что стали говорить о том, о чём раньше говорить было нельзя.

        С исчезновением СССР практически  исчезло и кино. Кинотеатры закрывались.

        Со временем всё перекочевало в телевизор. Военных сериалов стало огромное количество.

        Говоря о последних картинах, можно вспомнить «Сталинград» Фёдора Бондарчука. Это картина, которая продлевает историю «Освобождения», но делает это с поправкой на современность. Эта картина новая по спецэффектам, картина нового времени.  

        Двухвёрсточная картина Сергей Попова «Дорога на Берлин» -  замечательная экранизация Козакевича.

        В ней есть все признаки хорошего советского фильма, но сделана она не плакатно, не парадно. Смотря картину, видно, что войну выиграли люди, а не всесильный Сталин.

        Картина оказалась не сильно замечена зрителем. Дело в том, что появилась она в море огромного количества фильмов о войне, и в истории кино так бывает, что картина оказалась лучше времени, в котором она была создана.

        «Белый тигр» Карена Шахназарова - картина замечательная. Такой интерпретации войны, как в этом фильме, в военном кино раньше не встречалось. Все мелочи, все детали фильма тщательно разработаны, что создаёт и общую крепкую картину.

        «Сталинград», «Белый тигр», «Дорога на Берлин» – это картины которые останутся, а все бесконечные сериалы, где одни и те же актёры играют разведчиков вряд ли». 

Поделиться новостью: