Специалисты по компьютерной реставрации производственного комплекса ""Телекино" и Компьютерная графика" "Мосфильма" работают над легендарной историко-биографической картиной Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", первая серия которой вышла на киностудии 70 лет назад.
"Двенадцать стульев" (1971) Леонида Гайдая, "Калина красная" (1974) Василия Шукшина, "Мимино" (1977) Георгия Данелия, "Родня" (1981) Никиты Михалкова – около пятидесяти замечательных кинофильмов отреставрировали специалисты Киноконцерна за последние пять лет. Сохраняя наследие, "Мосфильм" смотрит вперед. Старое кино обретает новое качество и современный цифровой формат высокого разрешения. Реставрация Золотого фонда советских кинокартин идет исключительно за счет средств Киноконцерна "Мосфильм".
Специалисты ПК "Телекино" приступили к цифровой реставрации изображения картины "Иван Грозный" в конце апреля, на сегодняшний день выполнено около 60% всего объема работ над первой серией. Реставраторы отмечают, что это самый сложный "материал", над которым они когда-либо работали. Состояние кинопленки на нитроцеллюлозной основе, отснятой семьдесят лет назад, требует тщательной работы по поплановой стабилизации изображения, исправлению нарушений геометрии кадра, цветокоррекции, кропотливого ручного доведения качества изображения с помощью специального программного обеспечения после автоматической "чистки". .
Сергей Эйзенштейн начинает писать сценарий и готовиться к съемкам историко-биографического фильма "Иван Грозный" на "Мосфильме" в 1941 году. В этом же году съемочная группа Эйзенштейна эвакуируется с Ленинских Гор в степи Казахстана. Съемки фильма "Иван Грозный" проходят на вновь образованной Центральной Объединенной Киностудии художественных фильмов в Алма-Ате. Первая серия кинобиографии выходит в начале 1944 года и приносит ее создателям Сталинскую премию I степени. Про вторую серию – "Боярский заговор" – Сталин говорит: "Не фильм, а кошмар!", и запрещает ее к показу. "Иван Грозный"-2 выходит на экраны лишь в 1958 году, когда ни Эйзенштейна, ни Сталина уже нет в живых. Третьей серии не суждено появиться. Приметы времен блекнут, пылятся, рвутся как кинопленка. Исторический фильм сам становится историей.
- Картина "Иван Грозный" – это часть истории: истории "Мосфильма", истории мирового кино, "частичка" истории нашей страны. – Говорит Виктор Тамазин, технический руководитель ПК "Телекино" "Мосфильма". – В каждой эпохе может быть свое отношение к картине, к тому, насколько точно в фильме Эйзенштейна отражены период истории России и факты. Перед нами не стоит задачи оценить картину с этой точки зрения, - Виктор Юрьевич уходит от вопроса об актуальности картины, – оценки пусть дают люди, которые будут смотреть этот фильм в настоящем или будущем.
В прошлом дает оценку картине современник Эйзенштейна Чарли Чаплин, дружбу с которым режиссер вынес из заграничной поездки 1929-1932 годов. По его словам, картина "Иван Грозный" – "высшее достижение в жанре исторических фильмов":
"Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. (…) Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты", - писал Чаплин в книге "Моя биография".
Руководитель реставраторов Виктор Тамазин склонен говорить только о работе над формой, точнее, над качеством изображения и форматом. По его словам, специалисты ПК "Телекино" впервые сталкиваются с картиной в таком тяжелом состоянии.
Нестабильность кадра, царапины, порванные перфорации, множественные механические повреждения и другие дефекты пленки предстоит убрать специалистам "Мосфильма". Восстановить картину в максимально хорошем качестве в формате full-HD – такова их задача на сегодня.
"Над другими картинами сейчас проделывается работа, аналогичная той, которую раньше проводили для формата стандартного вещания в системе PAL. С приходом эры HD возникла потребность переводить фильмы в новый формат", - отмечает Тамазин. Он не исключает, что, в случае появления в будущем другого, более "высокого" формата вещания, кто-то повторит работу над картиной "Иван Грозный" в соответствии с новыми техническими требованиями. Появление такого формата, по мнению Виктора Юрьевича, перспектива далекая.
"Точные сроки окончания реставрации назвать сложно, - говорит Тамазин, - Хотели бы закончить работу над первой серией фильма "Иван Грозный" к августу этого года. Работа идет тяжелее, чем с другими картинами".
Как правило, реставрация кино происходит поэтапно. Первым работает специалист, отвечающий за стабилизацию изображения и автоматическую компьютерную чистку материала от пыли, грязи и царапин. Следующий этап - цветокоррекция. На завершающей стадии картина переходит в руки реставратора, убирающего наиболее сложные дефекты вручную. Над картиной "Иван Грозный" специалисты ПК "Телекино" работают параллельно и сообща. Это обусловлено возрастом и состоянием пленки.
"На каждой склейке изображение в скане было с подергиваниями, - рассказывает о своей работе над картиной "Иван Грозный" Евгений Верлочев, специалист ПК "Телекино", выпускник Курсов переподготовки специалистов "Мосфильма" 2011 года, – У нас есть программно-аппаратный комплекс "Arсhangel", который позволяет провести стабилизацию, насколько это возможно, а также убрать в автоматическом режиме до 80% пыли, грязи и царапин". По словам Евгения, с черно-белым материалом реставраторы ПК "Телекино" работают впервые и, если цветные фильмы позволяют видеть дефекты в трех каналах (красный, зеленый, синий), то при работе с черно-белой картиной такой канал только один.
Татьяна Кузнецова, реставратор ПК "Телекино", на этапе ручной чистки в программе "Diamant" видит три наиболее серьезные проблемы, характерные, в том числе, для картины "Иван Грозный": сложные царапины, разорванные перфорации и склейки.
- Царапины, как правило, это механические повреждения при съемочном процессе или при снятии копий. Бывает, что в программе нет инструментов, которыми бы можно было убрать конкретную царапину. Иногда встречаются очень сложные царапины, убирая которые, можно испортить кадр, - говорит Татьяна.
Информация для восстановления испорченных кадров берется из предыдущего или следующего кадра. "Очень тяжело восстановить кадр, если герой находится в движении", - рассказывает Татьяна. По ее словам, в картине "Иван Грозный" облегчают реставрацию длинные планы и статичные положения.
Ирина Агафонова, главный специалист видеозаписи, колорист ПК "Телекино", отвечает за цветокоррекцию. Первая серия фильма "Иван Грозный" - черно-белая. А цветокоррекция черно-белых картин считается не менее, а то и более сложной, чем работа с цветным кино.
- На черно-белой картине есть "места" поплотнее, есть посветлее. Моя задача – изображение выровнять. Лицо должно быть в соседних кадрах одинаково по освещенности и плотности. Я люблю черно-белое кино: в нем существуют полутона, оттенки черного, серый может быть глубокий и более светлый. Эйзенштейн играл на тени, - говорит Ирина, - Тут уже чисто зрительная работа: с одной стороны, тень должна быть видна, с другой – она не может быть "жесткой".
На вопрос о популярной последние годы колоризации (раскрашивании) Ирина морщится:
- Зачем раскрашивать? "Вылезает" то, что не хотелось бы видеть. Я не представляю, как сейчас в "Иване Грозном" можно было бы раскрасить платья героев. Когда люди смотрят черно-белую картину, у них включается воображение, и каждый представляет свои цвета.
Называя шедевр мирового кинематографа "материалом", реставраторы говорят о своих эмоциях, только когда видят результат. Часть отсканированной кинопленки фильма Эйзенштейна прошла полный цикл цифровой реставрации.
"Мы посмотрели готовый фрагмент, - говорит Евгений Верлочев. - Не верится, что "Иван Грозный" был снят столько лет назад, качество изображения – потрясающее".
После того как будет восстановлено изображение всех двенадцати частей отсканированной кинопленки первой серии легендарной картины, в Тонстудии Киноконцерна начнется реставрация звука: музыки, синхронов и шумов, записанных сотрудниками "Мосфильма" 70 лет назад.
Антонина Трефилова
30.06.2014
"Двенадцать стульев" (1971) Леонида Гайдая, "Калина красная" (1974) Василия Шукшина, "Мимино" (1977) Георгия Данелия, "Родня" (1981) Никиты Михалкова – около пятидесяти замечательных кинофильмов отреставрировали специалисты Киноконцерна за последние пять лет. Сохраняя наследие, "Мосфильм" смотрит вперед. Старое кино обретает новое качество и современный цифровой формат высокого разрешения. Реставрация Золотого фонда советских кинокартин идет исключительно за счет средств Киноконцерна "Мосфильм".
Специалисты ПК "Телекино" приступили к цифровой реставрации изображения картины "Иван Грозный" в конце апреля, на сегодняшний день выполнено около 60% всего объема работ над первой серией. Реставраторы отмечают, что это самый сложный "материал", над которым они когда-либо работали. Состояние кинопленки на нитроцеллюлозной основе, отснятой семьдесят лет назад, требует тщательной работы по поплановой стабилизации изображения, исправлению нарушений геометрии кадра, цветокоррекции, кропотливого ручного доведения качества изображения с помощью специального программного обеспечения после автоматической "чистки". .
Сергей Эйзенштейн начинает писать сценарий и готовиться к съемкам историко-биографического фильма "Иван Грозный" на "Мосфильме" в 1941 году. В этом же году съемочная группа Эйзенштейна эвакуируется с Ленинских Гор в степи Казахстана. Съемки фильма "Иван Грозный" проходят на вновь образованной Центральной Объединенной Киностудии художественных фильмов в Алма-Ате. Первая серия кинобиографии выходит в начале 1944 года и приносит ее создателям Сталинскую премию I степени. Про вторую серию – "Боярский заговор" – Сталин говорит: "Не фильм, а кошмар!", и запрещает ее к показу. "Иван Грозный"-2 выходит на экраны лишь в 1958 году, когда ни Эйзенштейна, ни Сталина уже нет в живых. Третьей серии не суждено появиться. Приметы времен блекнут, пылятся, рвутся как кинопленка. Исторический фильм сам становится историей.
- Картина "Иван Грозный" – это часть истории: истории "Мосфильма", истории мирового кино, "частичка" истории нашей страны. – Говорит Виктор Тамазин, технический руководитель ПК "Телекино" "Мосфильма". – В каждой эпохе может быть свое отношение к картине, к тому, насколько точно в фильме Эйзенштейна отражены период истории России и факты. Перед нами не стоит задачи оценить картину с этой точки зрения, - Виктор Юрьевич уходит от вопроса об актуальности картины, – оценки пусть дают люди, которые будут смотреть этот фильм в настоящем или будущем.
В прошлом дает оценку картине современник Эйзенштейна Чарли Чаплин, дружбу с которым режиссер вынес из заграничной поездки 1929-1932 годов. По его словам, картина "Иван Грозный" – "высшее достижение в жанре исторических фильмов":
"Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. (…) Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты", - писал Чаплин в книге "Моя биография".
Руководитель реставраторов Виктор Тамазин склонен говорить только о работе над формой, точнее, над качеством изображения и форматом. По его словам, специалисты ПК "Телекино" впервые сталкиваются с картиной в таком тяжелом состоянии.
Нестабильность кадра, царапины, порванные перфорации, множественные механические повреждения и другие дефекты пленки предстоит убрать специалистам "Мосфильма". Восстановить картину в максимально хорошем качестве в формате full-HD – такова их задача на сегодня.
"Над другими картинами сейчас проделывается работа, аналогичная той, которую раньше проводили для формата стандартного вещания в системе PAL. С приходом эры HD возникла потребность переводить фильмы в новый формат", - отмечает Тамазин. Он не исключает, что, в случае появления в будущем другого, более "высокого" формата вещания, кто-то повторит работу над картиной "Иван Грозный" в соответствии с новыми техническими требованиями. Появление такого формата, по мнению Виктора Юрьевича, перспектива далекая.
"Точные сроки окончания реставрации назвать сложно, - говорит Тамазин, - Хотели бы закончить работу над первой серией фильма "Иван Грозный" к августу этого года. Работа идет тяжелее, чем с другими картинами".
Как правило, реставрация кино происходит поэтапно. Первым работает специалист, отвечающий за стабилизацию изображения и автоматическую компьютерную чистку материала от пыли, грязи и царапин. Следующий этап - цветокоррекция. На завершающей стадии картина переходит в руки реставратора, убирающего наиболее сложные дефекты вручную. Над картиной "Иван Грозный" специалисты ПК "Телекино" работают параллельно и сообща. Это обусловлено возрастом и состоянием пленки.
"На каждой склейке изображение в скане было с подергиваниями, - рассказывает о своей работе над картиной "Иван Грозный" Евгений Верлочев, специалист ПК "Телекино", выпускник Курсов переподготовки специалистов "Мосфильма" 2011 года, – У нас есть программно-аппаратный комплекс "Arсhangel", который позволяет провести стабилизацию, насколько это возможно, а также убрать в автоматическом режиме до 80% пыли, грязи и царапин". По словам Евгения, с черно-белым материалом реставраторы ПК "Телекино" работают впервые и, если цветные фильмы позволяют видеть дефекты в трех каналах (красный, зеленый, синий), то при работе с черно-белой картиной такой канал только один.
Татьяна Кузнецова, реставратор ПК "Телекино", на этапе ручной чистки в программе "Diamant" видит три наиболее серьезные проблемы, характерные, в том числе, для картины "Иван Грозный": сложные царапины, разорванные перфорации и склейки.
- Царапины, как правило, это механические повреждения при съемочном процессе или при снятии копий. Бывает, что в программе нет инструментов, которыми бы можно было убрать конкретную царапину. Иногда встречаются очень сложные царапины, убирая которые, можно испортить кадр, - говорит Татьяна.
Информация для восстановления испорченных кадров берется из предыдущего или следующего кадра. "Очень тяжело восстановить кадр, если герой находится в движении", - рассказывает Татьяна. По ее словам, в картине "Иван Грозный" облегчают реставрацию длинные планы и статичные положения.
Ирина Агафонова, главный специалист видеозаписи, колорист ПК "Телекино", отвечает за цветокоррекцию. Первая серия фильма "Иван Грозный" - черно-белая. А цветокоррекция черно-белых картин считается не менее, а то и более сложной, чем работа с цветным кино.
- На черно-белой картине есть "места" поплотнее, есть посветлее. Моя задача – изображение выровнять. Лицо должно быть в соседних кадрах одинаково по освещенности и плотности. Я люблю черно-белое кино: в нем существуют полутона, оттенки черного, серый может быть глубокий и более светлый. Эйзенштейн играл на тени, - говорит Ирина, - Тут уже чисто зрительная работа: с одной стороны, тень должна быть видна, с другой – она не может быть "жесткой".
На вопрос о популярной последние годы колоризации (раскрашивании) Ирина морщится:
- Зачем раскрашивать? "Вылезает" то, что не хотелось бы видеть. Я не представляю, как сейчас в "Иване Грозном" можно было бы раскрасить платья героев. Когда люди смотрят черно-белую картину, у них включается воображение, и каждый представляет свои цвета.
Называя шедевр мирового кинематографа "материалом", реставраторы говорят о своих эмоциях, только когда видят результат. Часть отсканированной кинопленки фильма Эйзенштейна прошла полный цикл цифровой реставрации.
"Мы посмотрели готовый фрагмент, - говорит Евгений Верлочев. - Не верится, что "Иван Грозный" был снят столько лет назад, качество изображения – потрясающее".
После того как будет восстановлено изображение всех двенадцати частей отсканированной кинопленки первой серии легендарной картины, в Тонстудии Киноконцерна начнется реставрация звука: музыки, синхронов и шумов, записанных сотрудниками "Мосфильма" 70 лет назад.
Антонина Трефилова
30.06.2014
Комментарии (0)