«НЕИЗВЕСТНЫЙ» АКИРА КУРОСАВА

«Дерсу Узала» - известный советско-японский фильм режиссера Акиры Куросавы, снятый в 1975 году на киностудии «Мосфильм» по мотивам произведений русского путешественника и писателя, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева.

Сюжет фильма (авторами сценария стали Акира Куросава и Юрий Нагибин) основан на одноимённом романе о путешествиях учёного по Уссурийскому краю, тайге, о дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали Арсеньева.

Фильм удостоился главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии «Оскар», а также множества других наград разных стран; часто присутствует в списках величайших картин, снятых за всю историю кино и, конечно, занимает почетное место в «Золотой коллекции» лучших картин «Мосфильма».

Предлагаем вашему вниманию из архива «Мосфильм-инфо» - публикацию лета 1977 года - воспоминания о том, как режиссер Акира Куросава и второй режиссер Владимир Николаевич Васильев подбирали актера на главную роль.
Фильм «Дерсу Узала», а также сотни других выдающихся картин «Золотой коллекции» «Мосфильма» можно увидеть в Онлайн-Кинотеатре cinema.mosfilm.ru и канале mosfilm в YouTube.


Об актере и фильме

На картине «Дерсу Узала» В. Васильев работал режиссером. В настоящее время по заказу Тувинского книжного издательства он пишет книгу о работе народного артиста РСФСР и Тувинской АССР Максима Мунзука над ролью Дерсу Узала и о съемках этого фильма.

Мы предлагаем читателям «Советского фильма» познакомиться с несколькими главами из этой книги.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В главной роли Дерсу Узала должен был сниматься японский актер Тосиро Мифунэ. Он снимался в шестнадцати фильмах, поставленных Куросавой, в том числе «Расёмон», «Идиот», «Семь самураев», «На дне», «Красная борода», «Злые остаются живыми».

Другого актера на роль Дерсу Узала Куросава себе не представлял. Но случилось так, что Тосиро Мифунэ не смог развязаться со своей бешеной занятостью в Японии. Ведь нужно было хотя бы на один год приехать для съемок в Советский Союз, а Тосиро Мифунэ не обещал и месяца! Куросаве предложили подумать о достойном японском кандидате на главную роль.

- В Японии нет такого актера, который хорошо сыграет Дерсу Узала, - ответил он. - Будем искать советского актера!
И вот начались долгие и утомительные поиски.

Кому же из них посчастливится получить главную роль?!

Многие актеры национальных театров среднего и старшего поколения до сих пор не знают, что были предметом серьезного обсуждения на роль Дерсу Узала.

В основном рекомендовались кандидаты с восточным типом лица, так как Дерсу Узала принадлежал к удэгейской народности.

Конечно, много было талантливых актеров, но по разным причинам список их постепенно сокращался и дошел где-то до десятка, в число которых входил и Мунзук Максим Моигужукович.

Помимо драматических актеров у нас пробовались актеры и другого жанра. К примеру, нанайский певец Кола Вельды проявил свой талант драматического актера в кинопробах на роль Дерсу Узала. Съемочная группа выразила признательность этому артисту за оказание помощи в работе над образом главного героя и подбора удэгейских мелодий.

Бурятский солист балета Цыден Бадмаев, удивительного внешнего сходства с настоящим Дерсу Узала, тоже показал интересную трактовку образа удэгейского охотника.

Популярный киргизский актер Суйменкул Чокморов, человек с большим кинематографическим опытом, страстно желал сыграть главную роль, но помешал его высокий рост и молодость.

Порой предложения были очень неожиданными. Несмотря на то, что мы договорились искать героя среди бурятских, киргизских, башкирских, казахских, тувинских актеров, Акира Куросава однажды попросил принести фотографии Михаила Ульянова.

Все кандидаты на роль Дерсу Узала были интересными, но нам надлежало выбрать достойного из достойных.
Поиски продолжались по всему Советскому Союзу.

КАК НАШЛИ МАКСИМА МУНЗУКА

Когда я приехал в Тувинский музыкально-драматический театр познакомиться с актерами, которые могли бы стать кандидатами на роль Дерсу Узала, то почти все мои собеседники как бы сговорились, называя фамилию Мунзука. Обычно кинематографистам осложняют работу театральные актеры; порой приходится отказываться от интересных кандидатур из-за их занятости в театре. На этот раз все получилось необычно. Для тувинского народа приглашение актера на главную роль в кино, да еще в постановке выдающегося режиссера Акиры Куросавы - было волнующим событием.

Министр культуры Тувинской АССР М. С. Хомутку поддержал кандидатуру Мунзука: «Хороший актер! Если утвердите на роль - предоставим возможность сниматься!»

Мне захотелось как можно быстрее встретиться и познакомиться с Максимом Монгужуковичем, но, как часто случается с героями произведений, так получилось и с Мунзуком, - дома его не оказалось. Он ушел на охоту в тайгу.
munzuk.jpg- Вот это да! – подумал я. – Еще ничего не знает о приглашении на главную роль, а уже бродит по тайге, как Дерсу Узала!
- У него скоро кончится отпуск, -  успокоила меня жена Максима Монгужуковича, народная артистка РСФСР и Тувинской АССР Кара-Кыс Намзатовна Мунзук, - подождите немного, он должен придти с охоты.
- А сколько дней нужно ждать? – спросил я.
- Обещал еще вчера вернуться! – ответила Кара-кыс Намзатовна.
- Ну, хорошо, - согласился я, - буду ждать до победного конца!

Когда я встретился с Максимом Монгужуковичем, предложил ему пробоваться на главную роль в нашем фильме, он не стал долго раздумывать и ответил:
- Сниматься согласен. Большое спасибо за приглашение!
Его решительность, непосредственность, откровенность и доверчивость меня как-то смутили. Тогда я сказал Мунзуку, что окончательно будет решать Акира Куросава и художественный совет киностудии «Мосфильм».
- Конечно, конечно! – согласился Мунзук.

Я вручил Максиму Монгужуковичу сценарий двухсерийного фильма «Дерсу Узала», написанного Куросавой и советским драматургом Юрием Нагибиным, попросил достать в местной библиотеке книги писателя Арсеньева «Дерсу Узала» и «В дебрях Уссурийского края», ознакомиться с ними за пару дней и встретиться со мной для обсуждения сценария, образа Дерсу Узала, а также решить ряд творческих и организационных вопросов.

На следующий день часов в семь утра слышу громкие и довольно частые стуки в дверь гостиничного номера. Вскакиваю, как при пожаре, и бегу к выходу:
- Кто там? Что случилось?!
- Владимир Николаевич! Владимир Николаевич! - слышу голос Максима Монгужуковича. - Откройте быстрей! Это я, Мунзук!

Поспешно открываю дверь и пропускаю Мунзука в комнату.

- Что случилось? - спрашиваю его.
- Прочитал сценарий и книги Арсеньева на тувинском и русском языках. Очень понравились. Сниматься согласен. Буду готовиться к работе! - отрапортовал Мунзук, потом спокойно добавил:
- А почему ты так долго спишь?
- Сибирской закалки нет! - отшутился я.

И приступили мы к обсуждению сценария. Максим Монгужукович говорил просто и понятно, не подводя философской базы литературному материалу. Ему показался сценарий коротким, сожалел, чти не пошли из романа динамичные эпизоды, раскрывающие полнее образ удэгейского охотника. Во многих вопросах мы с ним сходились, в некоторых расходились, спорили, доказывая свою правоту. Словом, проходила настоящая творческая беседа. В конце нашей встречи я сказал Мунзуку:

- Максим Монгужукович! Вы в кино не новичок и должны знать, что у нас есть еще несколько серьезных кандидатов на эту роль.
- Так и должно быть! - перебил меня Мунзук. - Было, бы странным, если у вас был один кандидат! - Поэтому, - продолжил я, - должен сказать об одном очень существенном недостатке в вашей комплекции для образа Дерсу Узала - это полнота. Нужно сбросить вес килограммов на десять. Куросава представляет себе Дерсу только таким, как написал его Арсеньев в романе.
- Это можно постараться! - пообещал Максим Монгужукович.
- Давайте учтем и самый печальный для вас вариант, -предложил я, - что вы не будете утверждены на главную роль, но мне все равно хотелось бы занять вас в фильме.

В первом варианте сценария был отличный эпизод старика-проводника, который я и предложил Максиму Монгужуковичу на запас.

Мунзук был достойным кандидатом на роль Дерсу Узала, поэтому требовалась тщательная предварительная работа с ним, так как малейшая небрежность в подготовке могла оттолкнуть Куросаву от тувинского актера. Нужно было прежде всего сделать хорошие фотопробы и показать режиссеру-постановщику.

В Туве Манзука величают Максимом Монгужуковичем или Максим Максимовичем, поэтому чаще будет встречаться более легкое произношение его отчества.

Я достал подлинную фотографию Дерсу Узала и показал Максиму Максимовичу. Ровно через час Мунзук стоял во дворе театра, готовым к фотопробам. За это короткое время он нашел и одел подходящий костюм, сходил домой за собственной винтовкой, загримировался, изготовил деревянные сошки. Главный оператор фильма Федор Добронравов и я удивлены были оперативности Максима Максимовича. Добронравов сфотографировал Мунзука в очень интересных позах, близких сюжету сценария. Приехав в Москву, я посоветовался по кандидатам на роль Дерсу Узала с автором сценария Юрием Нагибиным.

- Вы, режиссеры, все равно поступите по-своему, сказал он, - но я бы взял вот этого актера, и показал на фотографию Мунзука.

Процесс утверждения актеров порой  бывает длительным, должен пройти несколько этап и инстанций. Конечно, решающее слово прежде всего было за постановщиком фильма Куросавой. Когда он прилетел из Японии  после доработки сценария, первым желанием было посмотреть фотографии  актеров, предлагаемых на роль Дерсу Узала.
Куросава отличался особым стилем работы в утверждении актеров. Обычно он не встречался с незнакомыми актерами, а утверждает их по фотографиям, только потом просит о личной встрече.

Он долго смотрел на фотографии советских актеров, кандидатов на роль Дерсу Узала, каждый день забирал фотоальбом после работы в гостиницу, наутро опять приносил.

Через несколько дней Куросава попросил показать ему фильмы с участием Максима Мунзука. Выбора здесь не было... Самой последней работой Максим Максимовича в кино была роль охотника Тэхэ Доржи в фильме «Пропажа свидетеля», поставленном в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Владимиром Назаровым. До этого Мунзук снялся в фильме «Люди голубых рек» в 1959 году на киностудии «Ленфпльм» у режиссера А. Ансолона. В фильме рассказывается о строительстве новой жизни в Советской Туве. Здесь Мунзук исполнял роль тувинца Делгера. Это была его первая кинематографическая работа.

Редактор Ю.Е. Сойменов
"Советский фильм", 8 июля 1977 г., № 27 (1864)


Поделиться новостью: