Киноконцерн «Мосфильм» - ведущее предприятие киноиндустрии России, объединяющее лучшие творческие и производственные кинематографические силы. Сегодня это одна из современных студий в Европе, оснащенная высокотехнологическим оборудованием, где осуществляется полный цикл фильмопроизводства. На производственной базе Киноконцерна «Мосфильм» производится большинство современной российской кинопродукции – кинофильмы, телесериалы, рекламные ролики, различные передачи, музыкальные видеоклипы и многое другое.
Мосфильм – часть национального достояния России, его путь неотделим от истории страны, на сотнях километров снятых здесь плёнок – жизнь целого народа и судьба отдельного человека.
Здесь было создано более 2000 полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение кинозрителей. В разные годы на студии работали замечательные режиссеры, чьи картины вошли в Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства: Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Абрам Роом, Григорий Рошаль, Иван Пырьев, Михаил Ромм, Александр Птушко, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Ефим Дзиган, Александр Зархи, Василий Ордынский, Михаил Калатозов, Александр Столпер, Григорий Чухрай, Леонид Трауберг, Роман Кармен, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Михаил Швейцер, Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Бондарчук, Георгий Натансон, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Александр Митта, Георгий Данелия, Константин Воинов, Ролан Быков, Евгений Карелов, Александр Файнциммер, Константин Юдин, Юрий Озеров, Сергей Колосов, Эдмон Кеосаян, Евгений Матвеев, Игорь Таланкин, Борис Яшин, Марлен Хуциев, Самсон Самсонов, Василий Шукшин, Евгений Матвеев, Элем Климов, Лариса Шепитько, Николай Губенко, Владимир Скуйбин, Глеб Панфилов, Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, Михаил Козаков, Юрий Чулюкин, Алексей Салтыков, Валерий Усков, Владимир Краснопольский, Владимир Чеботарев, Даниил Храбровицкий, Леонид Квинихидзе, Владимир Назаров, Александр Миндадзе, Сергей Тарасов, Евгений Ташков, Алексей Сахаров, Эмиль Лотяну, Марк Захаров, Александр Прошкин, Юлий Карасик, Игорь Гостев, Петр Тодоровский, Владимир Меньшов, Владимир Лонской, Светлана Дружинина, Алла Сурикова, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Сергей Соловьев, Валерий Приемыхов, Станислав Говорухин, Павел Чухрай, Николай Досталь и другие режиссеры.
Фильмы, созданные на киностудии, постоянно участвуют в международных кинофестивалях, конкурсах и кинопоказах, где получают высокое признание, среди наград Мосфильма - призы Московского кинофестиваля, Венецианский «Лев Святого Марка», «Золотая раковина» Сен-Себасьяна, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, «Оскары» Американской Киноакадемии, Берлинский «Медведь», российский «Золотой Орел», Государственные премии СССР и Российской Федерации и многие другие награды.
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа – в 1896 году, через год после выхода на экраны в Париже фильмов братьев Люмьер. Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными в Москве были два ателье - Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, где было создано множество популярных у зрителей немых кинолент, которые сопровождались подписями на экране и музыкой таперов в зале.
Простота и доступность этого нового вида искусства оказались востребованы после революции 1917 года. Правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кинопредприятия.
В первые годы советской власти перед государством стояло огромное количество важных задач, среди которых возрождение некогда цветущей киноиндустрии заняло одно из первых мест. Уже в 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР бывшие ателье А.Ханжонкова и И.Ермольева были переданы в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве соответственно Первой и Третьей кинофабрик. Но для того чтобы начать работу было необходимо иметь не только помещение, но и дорогостоящее оборудование, а также пленку, – все это практически погибло в годы Гражданской войны.
В 1923 году после капитального ремонта на Первой фабрике Госкино, размешенной в бывшем киноателье Ханжонкова на Житной улице, началась работа. Третья фабрика Госкино ( которая находилась в бывшем ателье Ермольева недалеко от Брянского, ныне - Киевского вокзала) использовалась в основном как складское помещение. Многочисленные административные изменения привели вскоре к объединению Первой и Третьей фабрик в единое предприятие, которое и станет в дальнейшем Киностудией «Мосфильм».
Первым фильмом, вышедшим на экране в результате этого слияния, стала картина директора новой киностудии - режиссера Бориса Михина - «На крыльях ввысь», рассказывающая о героизме советских летчиков и авиаконструкторов. На экраны фильм вышел 30 января 1924 года, и именно эту дату сегодня принято считать днем рождением «Мосфильма». В 20-е годы на студии начали работать Сергей Эйзенштейн («Стачка» 1924, «Броненосец «Потемкин» 1925, «Октябрь» 1927), Лев Кулешов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1924, «Луч смерти» 1925), Абрам Роом («Предатель» 1926, «Третья Мещанская» 1927 ), Всеволод Пудовкин («Потомок Чингис-хана» 1928), Александр Довженко («Арсенал, 1928) и многие другие выдающиеся кинорежиссеры.
Режиссер Сергей Эйзенштейн за монтажом. 1920-е годы
В 1924 году помимо кинопроизводственной структуры «Госкино» было создано Общество «Совкино», которое должно было заниматься прокатом фильмов на экранах в пределах РСФСР. Деятельность «Совкино» быстро приобрела столь широкий размах, что кроме показов фильмов эта организация стала заниматься и их производством. В результате в 1926 году Первая и Третья кинофабрика, как и некоторые другие кинопредприятия вошли в состав новой Московской объединенной фабрики «Совкино». Однако в 1930 году было образовано Общесоюзное объединение по кинофотопромышленности - «Союзкино», которому и передали все кинопроизводство. После этого Московская объединенная фабрика «Совкино» стала называться Московской объединенной фабрикой «Союзкино», а в 1931 году она поменяла адрес - с Житной улицы все цеха и службы переехали в новый корпус на Ленинских (Воробьевых) горах в районе деревни Потылиха.
Малое ателье (павильон) на Житной
Реорганизация на этом не завершилась. Еще несколько раз в течение последующих лет кинофабрика меняла свое название: 1933 - Московская фабрика «Союзфильм», 1934 год – «Москинокомбинат», затем «Кинофабрика «Мосфильм», и наконец, 4 января 1936 года за студией окончательно закрепилось наименование «Киностудия «Мосфильм». В настоящее время, сохранив свое историческое название как общепризнанный бренд, студия остается государственным предприятием - ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».
Первая фабрика Госкино. Реквизиторская
Первая фабрика Госкино. Реквизиторская
В 30-е годы киностудия приобрела не только новое имя, но и принципиально новое пространство.
Большое ателье (павильон) на Житной
С середины 20-х годов кино стало действенным подтверждением успехов Советской России. Но небольшая кинофабрика на Житной улице (ее площадь составляла всего 400 кв.м) не могла обеспечить новые потребности кинопроизводства: в одном павильоне приходилось строились декорации сразу к двум-трем картинам (это было возможно, так как кино было еще немым), за монтажными столами работали в несколько смен, печать пленок, пошив костюмов и многие другие работы проводились в разных районах Москвы.
Новые горизонты требовали и нового размаха.
Большое ателье (павильон) на Житной
Созданные в это время картины, среди которых первое место занимали картины Сергея Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», доказали, что кино действительно стало важнейшим видом искусства. Раскрашенный в каждом кадре на пленке вручную красный флаг, развевающийся на борту «Потемкина», производил на зрителей ошеломляющее впечатление. При этом для экранной жизни было неважно, что настоящий броненосец «Князь Потемкин Таврический» сдался адмиральским войскам и был отправлен в порт Констанца... Благодаря великой силе искусства зрители не сомневались, что «Броненосец «Потемкин» победил!
Именно такое кино было нужно молодому советскому государству. Но на существующей производственно-технической базе расширить выпуск фильмов было невозможно.
Во второй половине 20-х годов перед правительством встал вопрос о строительстве не просто новой студии, а целого киногорода - где в одном месте удобно, компактно и целесообразно будут собраны необходимые цеха и службы, где всегда будут доступны костюмы и декорации, киносъемочная аппаратура и осветительная техника, все для монтажа пленки и печати копий для проката.
Европа такого еще не знала. Но идея витала в воздухе, и в некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.
Правительство придавало новой киностудии столь серьезное значение, что проект ее строительства был включен в список важнейших объектов первой пятилетки.
Уже в начале 1927 года был объявлен конкурс «на составление проекта кинофабрики Совкино в Москве». В разъяснительной программе конкурса было отмечено, что здание кинофабрики должно иметь несколько ателье (павильонов) разделенных несгораемыми передвижными перегородками, позволяющими при необходимости их соединить и получить пространство большей площади. Перед павильонами должна быть открытая площадка для натурных съемок, причем разборные стены должны были позволить объединять ее с внутренним пространством. В программе указывалось, что под павильоном должен быть устроен бассейн глубиной 3,5 метра с окнами для подводных съемок. Перекрытие павильона должно быть спроектировано таким образом, чтобы к нему можно было подвесить систему передвижных площадок для осветительной аппаратуры.
На рассмотрение было предложено несколько проектов. Победил вариант в господствовавшем в те годы архитектурном стиле конструктивизма, отринувшем всякую декоративность ради функциональности и ясных линий. План здания отдаленно напоминал самолет: помещение руководства в центре здания – «кабина пилота», боковые павильоны №2 и №3 находились в «крыльях», главный павильон №1 и павильон №4 в фюзеляже», монтажный цех и актерские комнаты в «хвостовом оперении».
Эти четыре павильона имели общую площадь 4629 кв.м, при этом павильон №1 до сих пор поражает своим масштабом – его площадь составляет 1819 кв. м, а высота 13 метров.
Но не только масштабы делали новую студию уникальной. Здание, строительство которого началось в 1927 году, было только первым из крупного комплекса построек, в которых должны были разместиться все цеха и службы. Студия должна была стать целым киногородом, в котором будет обеспечен полный и непрерывный цикл всего кинопроизводства. Здесь были предусмотрены склады декораций, бутафории и мебели, парк осветительной аппаратуры, малярно-художественные декоративные мастерские, актерские уборные и гримерные, режиссерские и монтажные комнаты, просмотровые залы, пошивочное ателье, столовая, медицинский кабинет, телефонная станция, пожарная служба и другие помещения.
Неоспоримые преимущества такого проекта сделало в дальнейшем Мосфильм образцом для строительства других киностудий. И сегодня внедрение новейших разработок по всех неразрывной технологической цепочке кинопроизводства прочно удерживают за Киноконцерном «Мосфильм» место передового предприятия российской киноиндустрии.
Деревня Потылиха
20 ноября 1927 года на Воробьевых горах в районе деревни Потылихи состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. На пригласительном билете было подробно описано, как проехать и пройти к месту, где спустя несколько лет поднимутся корпуса киностудии «Мосфильм». В то время это была живописная окраина, где на берегу Москвы-реки любили отдыхать и гулять жители города.
В советских газетах появились многочисленные статьи с заголовками «Даешь гигант советской киноиндустрии!», «Строим Голливуд на Потылихе» и др. Так как реализации этой стройки придавалось особое значение, то первая очередь новой кинофабрики была построена уже в 1930 году. К концу января 1931 года в еще не завершенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино», а в начале февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики.
Пригласительный билет
Сотрудники Мосфильма вспоминали, что в первое время приходилось работать в холодных павильонах, где полы не были окончательно настелены, и где аппаратуру надо было подключать к временной электропроводке. Добираться до работы тоже было непросто - приходилось подниматься двадцать минут пешком в гору по грунтовой дороге от конечной остановки автобуса у Окружного моста на набережной Москвы-реки.
Тема была столь злободневной, что на нее откликнулись известные писатели И.Ильф и Е.Петров, едко заметив в одном из фельетонов, что как только весной разливается паводок, на студии начинают выдавать зарплату... Городские власти постановили провести трамвайную линию до проходной кинофабрики, но решение этого вопроса все время откладывалось из-за нехватки проволоки. Тогда мосфильмовцы сами организовали сбор меди и трамвай был пущен.
Опыта строительства таких сложных объектов в стране еще не было, поэтому в 30-е годы коллективу Мосфильма приходилось сталкиваться с необходимостью многочисленных переделок и исправлений. Однако общий энтузиазм тех лет и искренняя любовь к киноискусству помогали преодолевать все трудности.
Другой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться молодому кинопроизводству стало появление звукового кино, на которое данный проект «Мосфильма» рассчитан не был. Павильоны имели разборные стены для увеличения пространства и по этой причине были абсолютно не приспособлены для синхронных со звуком съемок. Кроме того звуковой кинематограф требовал наличия бесшумной осветительной и киносъемочной аппаратуры, технических решений процесса озвучивания и т.д.
Производство звуковых картин в этих условиях стоило работникам студии немало труда. Серьезные работы по акустической отделке и звукоизоляции первый четырех съемочных павильонов удалось осуществить только во второй половине 40-х годов.
Здание главного корпуса в начале 1930-х годов
В 30-е годы на студии вслед за «Веселыми ребятами» (1934) Григорий Александров выпустил замечательные комедии «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), в которых блистала всенародно любимая актриса Любовь Орлова. Иван Пырьев снял комедию «Трактористы» (1939), в которых главные роли исполняли звезды советского экрана 30-х годов - Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев. Фильмы Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) положили начало созданию образа вождя мировой революции, в картине Константина Юдина «Девушка с характером» (1939) зрителей покорила Валентина Серова, в «Подкидыше» (1939) Татьяны Лукашевич блистательные образы создали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Огромной популярностью пользовались историко-патриотические фильмы «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) Всеволода Пудовкина. Фильмы Александра Птушко «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939) поражали техническими новшествами комбинированных съемок, позволявшими в кадре одновременно действовать людям и куклам.
Главный корпус в начале 1930-х годов.
Хорошо видны большие раздвижные ворота в павильон
Съемки большинства фильмов проходили в сложных условиях, но благодаря энтузиазму кинематографистов всего за два месяца был снят фильм «Ленин в октябре», на полгода раньше срока была закончена сложнопостановочная историческая картина «Александр Невский».
Техническое оснащение молодого киноискусства постоянно менялось в зависимости от потребностей производства. Надо отметить, что с первых же лет Мосфильм превратился в настоящую исследовательскую площадку, где совершенствовались технологии, методы организации съемочного процесса и различное оборудование.
И в последующие годы сотрудники студии вносили весомый вклад в развитие кинопроизводства работая в тесном контакте с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ), различными конструкторскими бюро киноаппаратуры, заводами по производству кинопленки. На Мосфильме были изобретены основные способы комбинированных съемок, разработаны новые материалы для создания объемных декораций, модернизировалась киносъемочная, осветительная и звукозаписывающая техника. Многие инженерно-технические специалисты студии имели патенты на изобретения и правительственные награды.
За свою почти столетнюю историю производственно-техническая база Мосфильма постоянно обновлялась, и в настоящее время студия является образцовым высокотехнологичным предприятием, оснащенным новейшим оборудованием мирового уровня.
Достигнутые киностудией успехи в конце 30-х годов были высоко оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1939 года «за выпуск выдающихся по своим идейно-художественным и техническим качествам кинофильмов» студия была награждена орденом Ленина.
Режиссер Александр Довженко
Режиссер Иван Пырьев
Все изменила война.
Уже с конца июля 1941 года мосфильмовцы, как и все москвичи, постоянно дежурили на крышах, чтобы засыпать песком зажигательные бомбы, которые сбрасывали на столицу фашистские самолеты. В сентябре 1941 года, когда немцы наступали на Москву, правительство приняло решение об эвакуации многих предприятий, в том числе и киностудии. 14 октября 1941 года эшелон с сотрудниками студии, оборудованием, реквизитом, костюмами был отправлен в Алма-Ату.
950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ью Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…
Публикация указа о награждении студии в мосфильмовской газете «За большевистский фильм»
В зданиях на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором инженеры, мастера и сотня подростков выполняли военные заказы — они делали детали для понтонных мостов и десантных лодок, а также следили за сохранением оборудования, не вывезенного в эвакуацию.
На территории киностудии установлен памятник мосфильмовцам, погибшим в годы войны
В конце 1941 года на базе местной Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных киностудий была создана Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС), которая действовала в 1941-1944 годы. В трудных условиях было быстро налажено производство фильмов. Вместо павильонов использовали цирк «шапито» - под его громадным куполом размещались крупные макеты и фоны, съемки проходили в плохо приспособленных для этого помещениях, остро не хватало актеров, членов съемочных групп и технических работников, работать приходилось в условиях жесточайшего дефицита пленки и аппаратуры. В целях экономии одну и ту же декорацию использовали для разных фильмов, из-за дополнительных транспортных расходов были резко ограничены съемки на натуре, максимально ограничили потребление электроэнергии для осветительных приборов.
Режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма « Иван Грозный». 1944 год
Несмотря на огромные трудности, в дни войны были сняты замечательные картины, которые помогали советским людям сохранять бодрость и уверенность в победе. Среди них – сборники военно-патриотических короткометражных фильмов «Боевые киносборники» (1941-1942), фильмы «Фашизм будет разбит» (1941) Эсфири Шуб, «Секретарь райкома» (1942) Ивана Пырьева, «Машенька» (1942) Юлия Райзмана, «Жди меня» (1943) Александра Столпера и Бориса Иванова, «Нашествие» (1944) Абрама Роома, «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, «Иван Грозный» (1944-1945) Сергея Эйзенштейна и другие картины.
Всего за военные годы на Мосфильме было создано около двадцати полнометражных картин. Кинопроизводство было приравнено к военному – так как фильмы поддерживали общий боевой дух, а популярные актеры выезжали на передовую в составе особых фронтовых бригад.
Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». В 1943 году директором студии в Москве был назначен Владимир Николаевич Головня, ему пришлось заниматься вопросами возобновления работы всех производственно-технических и подсобных цехов, когда из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений сотрудники, а на самом Мосфильме было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. К концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой, люди работали в три смены, понимая, что вся страна должна отдавать все силы победе.
Несмотря на трудное военное время кинопроизводство продолжало развиваться, в 1944 году на специально созданной на Мосфильме аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (реж. Игорь Савченко). А уже в 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета. В последующие годы на различных кинофестивалях получали призы цветные фильмы «Сказание о земле сибирской» (1947, реж. Иван Пырьев), «Мичурин» (1948, реж. Александр Довженко), и другие картины.
За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны коллектив киностудии «Мосфильм» был неоднократно награжден переходящим Красным Знаменем Государственного комитета Обороны СССР, которое в итоге было передано на вечное хранение на Мосфильм, где оно с гордостью хранится и сейчас.
После войны в 1947 году на экране впервые появилась эмблема киностудии – скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля.
Макет, созданный В. Мухиной, в настоящее время можно видеть в экспозиции на 1-м этаже Главного корпуса «Мосфильма»
Композиция «Рабочий и колхозница» была создана скульптором Верой Мухиной для павильона СССР (построенного по проекту архитектора Бориса Иофана) на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Выразительная композиция, прославляющая людей труда, сразу же привлекла всеобщее внимание и получила на выставке высшую награду, а ее автор Вера Мухина - мировое признание. После триумфального успеха в Париже скульптура была перевезена в Москву и установлена перед входом на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку.
Динамическая сила, жизнеутверждающий пафос, лаконичный и запоминающийся силуэт сделали работу Мухиной не просто выдающимся памятником монументального искусства, но и символом достижений Советского Союза, который часто использовался в плакатах, фотографиях и фильмах (например, «Светлый путь» 1940, реж. Григорий Александров, «Здравствуй, Москва!» 1945, реж. Сергей Юткевич и др.)
После победы в Великой Отечественной войне для «Мосфильма» как главной киностудии страны был объявлен конкурс на эмблему-заставку к фильмам, который выиграла именно эта композиция «Рабочий и колхозница», олицетворявшая достижения СССР.
Киностудия заключила с ее автором специальный договор, в соответствии с которым Вера Мухина создала уменьшенный макет своей знаменитой работы и передала ее на «Мосфильм».
Впервые как официальная эмблема Киностудии «Мосфильм» скульптура «Рабочего и колхозницы» на фоне Спасской башни появилась в 1947 году в фильме «Весна» режиссера Григория Александрова. С тех пор она является незыблемым символом киностудии «Мосфильм».
Первые варианты марки с 1947 года
1960-е — начало 1990-х годов
1998–2001 годы
2002–2012 годы
2012 год — настоящее время
Об огромном значении, которое правительство придавало кинопроизводству в послевоенные годы, свидетельствует модернизация Мосфильма. В 1946 году, когда страна тратила огромные силы на восстановление народного хозяйства, было принято решение о расширении и серьезной реконструкции киностудии. Для этого в Институте по проектированию кинопредприятий и кинотеатров (ГИПРОКИНО) было создано специальное бюро, сотрудники которого под руководством главного архитектора Г.Лаврова разработали в 1948 году проект так называемого «Большого Мосфильма».
Одним из инициаторов этого проекта был Михаил Константинович Калатозов (кинорежиссер, впоследствии снявший на «Мосфильме» такие фильмы как «Верные друзья» 1954, «Летят журавли» 1957, «Красная палатка» 1969 и др.). В 1943-1945 году он занимал пост полномочного представителя Комитета по делам кинематографии в США. После возвращения в СССР Калатозов был назначен на должность заместителя Председателя Комитета по делам кинематографии СССР, и ему было поручено разработать предложения по восстановлению разрушенной в годы войны кинопромышленности СССР. Главным объектом этого восстановления был определен именно Мосфильм. По совместительству Калатозов также был назначен исполняющим обязанности директором студии (которую он занимал до конца 1946 года), чтобы досконально изучить работу Мосфильма и представить план его реорганизации. Именно предложения Калатозова легли в основу плана «Большого Мосфильма»
В соответствии с проектным заданием и распоряжением Совета Министров СССР от 11 февраля 1949 г. строительство должно было начаться в 1949 году. Утвержденный проект был выполнен в стиле так называемого «сталинского ампира» - все новые объекты были украшены различными скульптурами, на территории студии были запланированы большой сквер, площадь с фонтаном и др. Строительство оказалось масштабным и дорогостоящим, а с появлением новых технологий в кинопроизводстве изменились требования к техническому оснащению студии. Поэтому полностью он реализован не был, возвели только несколько объектов, из них наиболее характерными являются здания второго и третьего блоков павильонов, расположенных вдоль Мосфильмовской улицы.
В архитектурном плане они являли пример помпезности и некоторой тяжеловесности. От этого проекта остались лишь несколько «парадных» деталей, характерных для этого периода градостроительного искусства – чисто декоративные пилястры и капители, поясная колоннада-ограда вдоль всей крыш обоих зданий, облицовочный кирпич и лепнина, высокие арочные окна и двойные лестницы, ведущие на открытые площадки на уровне второго этажа.
Другими яркими примерами «сталинского ампира» является парадный въезд на студию со стороны Воробьевых гор и чугунная ограда с пышным декором и массивными колонами.
Изменение проекта реконструкции киностудии совпало с поворотом во внутренней политике, который коснулся творческих работников. Еще осенью 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором кинематографическая отрасль подвергалась необоснованной критике за безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом и отсутствие патриотизма. Среди запрещенных к показу лент оказались фильмы различных киностудий – «Большая жизнь» (2-я серия), «Простые люди», и другие замечательные картины, в том числе и вторая серия «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, снятая на «Мосфильме». В этой картине, которая носила подзаголовок «Боярский заговор», анализировалась борьба за власть, что не понравилось лично Сталину. Многие творческие работники были отстранены от работы, арестованы, репрессированы. Не выдержав этой атмосферы травли умер от инфаркта Сергей Эйзенштейн.
Проект «Большого Мосфильма»
Проект «Большого Мосфильма»
Третий блок павильонов
Проходная со стороны Воробьевых гор
С конца 40-х годов были серьезно ужесточены цензура и контроль за производством фильмов, это время оказалось самым тяжелым для советского кино и в частности для Мосфильма. Используя ленинскую формулировку, Сталин потребовал от кинематографистов снимать «лучше меньше, да лучше», при этом доходы от кинопроката должны были возрастать. Эта «политика малокартинья» привела к тому, что на студии с каждым годом сокращалось производство новых фильмов. В 1946 году было снято двадцать два фильма, в 1948 – восемнадцать, в 1951 - семь – из которых художественными фильмами были только три картины.
Режиссер Александр Птушко на съемках фильма « Руслан и Людмила». 1972 год
Кроме существенного сокращения кинопроизводства, эта политика привела к серьезной проблеме с кадрами - творческая молодежь была вынуждена менять профессии, многим известным режиссерам - таким как Юлий Райзман, Борис Барнет, Михаил Ромм, Ефим Дзиган и др., пришлось уехать работать на республиканские киностудии в Вильнюс, Баку, Ригу, Ашхабад и др.
И только после смерти Сталина в 1953 году было принято решение о резком расширении кинопроизводства. Директором Киностудии «Мосфильм» в 1954 году был назначен известный кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Эту должность он занимал только до 1957 года, однако именно в это время было начато строительство «Большого «Мосфильма», которое так долго откладывалось. Правда проект 1948 года был, как уже отмечалось, существенно переработан и изменен.
Режиссер Михаил Ромм
В итоге на территории студии появились два блока павильонов, здание отдела декоративно-технических сооружений, Тонстудия и другие объекты.
Строительство второго и третьего блока павильонов
Сократив огромные ненужные затраты на декорирование зданий и территории студии, вырученные средства были вложены в техническое оснащение Мосфильма. Благодаря такой экономии были внедрены новые технологии, получено современное кинооборудование, многократно расширены производственные мощности, что дало возможность резко увеличить производство до 40 фильмов в год.
С середины 50-х годов в результате всех изменений на Мосфильме появились новые виды кинофильмов – на экраны страны стали выходить цветные и широкоэкранные картины - «Илья Муромец» (1956) режиссера Александр Птушко, трилогия «Хождение по мукам» (1957-1959) режиссера Григория Рошаля, широкоформатные фильмы, среди которых первой была «Повесть пламенных лет» (1960) режиссера Юлии Солнцевой, продолжилась разработка стереофильмов (первый стереофильм на киностудии «Мосфильм» - «Машина 22-17» был снят еще в 1947 году).
Режиссер Михаил Калатозов на съемках фильма «Летят журавли». 1957 год
На студии в эти годы успешно работают известные режиссеры Михаил Калатозов («Верные друзья» 1954), Сергей Юткевич («Отелло» 1955), Александр Птушко («Илья Муромец» 1956), Юлий Райзман («Коммунист» 1957), Александр Зархи («Высота» 1957), Юлия Солнцева («Поэма о море» 1958), и др. Иван Пырьев, несмотря на большую административную работу в это время снимает картину «Испытание верности» (1954), и готовится к постановке фильма «Идиот» (1958).
Заслугой директора студии была поддержка молодых режиссеров - так Григорию Чухраю был поручен фильм «Сорок первый» (1956), режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов были переведены в Москву с Украины, Эльдар Рязанов, который занимался съемок документально-хроникальных картин после дебютной «Карнавальной ночи» (1956) стал признанным мастером кинокомедий, а еще недавно репрессированным сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду, которые попали в ссылку еще студентами ВГИКа, Пырьев помог запустить в работу их первый сценарий фильма «Случай на шахте восемь» (1957).
Режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова на съемках фильма « Любовь Орлова»
К концу 50-х годов Киностудия «Мосфильм» стала крупнейшей базой для выпуска художественных кинофильмов. Иван Пырьев оставив должность директора «Мосфильма», продолжил снимать фильмы и со всей энергией приступил к созданию новой большой творческой организации - Союза Кинематографистов.
Среди прочих заслуг Пырьева – разработка проекта создания творческих объединений, которым давались широкие полномочия в кинопроизводстве. Такие Объединения появились в структуре Киностудии «Мосфильм» в 1957 году. Получив действительно реальные полномочия они стали сами организовывать всю работу, заказывать сценарии, решать производственные вопросы, утверждать актерские пробы, обсуждать отснятый материал и готовые картины. Положительный результат такой работы на Мосфильме привел к созданию аналогичных структур на всех киностудиях СССР.
В течение разных десятилетий на студии возникали и расформировывались новые творческие объединения. Так например, придавая важное общественно-политическое значение проведению в Москве международных Летних Олимпийских игр в 1980 году, приказом Госкино СССР от 1978 года на период 1979-1980 годов был создан съемочный штаб «Олимпиада-80». В целях подготовки и координации съемок спортивных событий на Мосфильме было организовано Творческое Объединение «Олимпиада», которое возглавил режиссер Юрий Озеров («Баллада о спорте» 1979, «О спорт, ты - мир» 1980, «Олимпийский праздник» 1980, «Прощание с Олимпиадой» 1980).
Режиссеры Мосфильма
Творческие Объединения неоднократно реорганизовывались, дополнялись и объединялись, у них появлялись новые названия – «Юность», «Луч», «Товарищ», «Экран», «Телефильм», «Глобус», и др. Эти творческие объединения возглавляли ведущие кинорежиссеры – Юлий Райзман, Сергей Колосов, Александр Зархи, Александр Алов и Владимир Наумов, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай. В годы перестройки творческие объединения были преобразованы в студии «Время» (худ.руководитель Сергей Бондарчук), «Арк-фильм» (худ.руководитель Вадим Абдрашитов), «Телефильм» (худ.руководитель Серегей Колосов), «Ритм» (худ.руководитель Георгий Данелия), «Круг» (худ.руководитель Серегей Соловьев), «Союз» (худ.руководитель Владимир Наумов), «Слово» (худ.руководитель Валентин Черных), «Старт» (впоследствии «Курьер») худ.руководитель Карен Шахназаров). В настоящее время эти киностудии прекратили свое существование, на их базе были созданы новые самостоятельные киноорганизации.
Так же сложный путь реорганизаций прошел Театр-студия киноактера, который с 1957 года находился в составе киностудии «Мосфильм». Этот театр возник Государственный театр киноактера еще в 1944 году (на базе существовавших еще до войны на актерских студий «Мосфильма» и «Союздетфильма»). В 1957 году он был реорганизован в Актерскую студию киностудии «Мосфильм», затем в Центральную студию киноактера и Творческое Объединение «Экран» при киностудии «Мосфильм» и др., пока в 1990 году не был преобразован в самостоятельное государственное предприятие.
Вид на студию со стороны Воробьевых гор в 1950-е годы
С конца 50-х годов после развенчания «культа личности», когда целью любого произведения искусства ставилось обязательное прославление руководящей роли партии и лично Сталина, существенно изменилась творческая атмосфера в стране. Теперь киноискусство обратилось к внутреннему миру человека – рассказывая о войне режиссеры стали показывать не только подвиги и героизм советских людей, но и их личные переживания или обычные жизненные ситуации. Именно такими стали новаторские картины «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова, «Судьба человека» (1959) Сергея Бондарчука, «Баллада о солдате» (1959) Григория Чухрая. Поэтическое отображение действительности, простота и скромность героев, их высокое чувство долга, нравственность и духовная зрелость, сохранение человечности и сострадания – были признано не только в нашей стране, но и за рубежом – среди наград фильма «Баллада о солдате» - призы Миланского и Лондонского фестивалей, картина «Летят журавли» получила Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, «Судьба человека» - награды кинофестивалей в Австралии и Чехословакии.
1960-е годы
В эти годы продолжилось строительство Мосфильма – были возведены новые здания производственного корпуса, монтажного цеха, блока малогабаритных павильонов. В русле поставленных перед страной задач увеличения темпов строительства при его удешевлении архитектура этих зданий лишена всякой декоративности в пользу функциональности.
Макет «Мосфильма». 1960-е годы
Расширение киностудии позволило поднять производственную мощность Мосфильма до 50 картин в год, что было абсолютным рекордом в СССР.
1960-е годы стали новым этапом в кинопроизводстве. Это время во всем мире было особенным, в нашей стране этот период больших надежд получил название «оттепели», которая дала возможность ощутить и реализовать определенную свободу творчества. В эти годы общего подъема кинематограф однозначно сохранял роль авангарда культуры.
На студию пришло молодое поколение режиссеров. Андрей Тарковский по-новому показал войну в фильме «Иваново детство» (1962) и переосмыслил русскую историю в «Андрее Рублеве» (1966), Андрей Кончаловский открыл простую красоту русской деревни в «Асином счастье» (1966), Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийным фильм «Июльский дождь» (1966), Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966), а Сергей Бондарчук воплотил в жизнь беспрецедентный проект — эпопею «Война и мир» (1965–1967), одну из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве.
Режиссер Евгений Карелов
на съемках фильма « Служили два товарища». 1968 год
В эти годы на студии успешно работали Александр Алов и Владимир Наумов («Мир входящему» 1961, «Скверный анекдот» 1966), Юлий Райзман «А если это любовь?» (1961), Георгий Данелия («Тридцать три» 1965), Лариса Шепитько («Крылья» 1966), Ролан Быков («Айболит-66» 1966), Владимир Басов («Щит и меч» 1967-1968), Юрий Озеров («Освобождение» 1968-1971), Александр Митта («Гори, гори, моя звезда» 1969), и многие другие. Одновременно с молодыми режиссерами продолжали успешно работать мастера старшего поколения - Михаил Ромм снял «Девять дней одного года» (1961), Александр Зархи - «Анну Каренину» (1967), Борис Барнет «Аленку» (1961), и др.
Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма « Чистое небо». 1961 год
В 60-е годы на Мосфильме было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось быстро ставшее популярным многосерийное кино. Здесь в 60-80-е годы были сняты известные телефильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» (1963-1964) и «Операция «Трест» (1967) режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» (1969) Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» (1979) Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» (1984-1986) Александра Прошкина и многие другие.
Режиссер Георгий Данелия на съемках фильма « Я шагаю по Москве». 1963 год
В 1960-е годы была сделана попытка сделать кинопроизводство в СССР более прибыльным. В СССР в те годы проходила так называемая «косыгинская реформа». Ее инициатором был Председатель Совета министров СССР Андрей Косыгин, который продолжил начатую еще Никитой Хрущевым политику, направленную на частичную децентрализацию управления и на расширение самостоятельности организаций, в том числе и в распоряжении прибылью от своей деятельности.
В результате в 1965 году в системе кинопроизводства была создана специальная структура - Экспериментальная Творческая киностудия (ЭТК), которая должна была создавать фильмы на хозрасчетной основе с учетом материальной заинтересованности всех работников. Так, авторский гонорар выплачивался только в том случае, если картина полностью себя окупала в прокате, а если она приносила серьезные прибыли, этот гонорар возрастал в два-три и более раз. Художественным руководителем ЭТК был назначен кинорежиссер Григорий Чухрай, вместе с ним инициатором нововведения выступил чиновник Госкино Владимир Познер, заведовать литературной частью ЭТК был приглашен знаменитый писатель-фронтовик Константин Симонов.
Режиссер Лариса Шепитько
на съемках фильма « Крылья». 1966 год
ЭТК работала на принципах самоокупаемости и самофинансирования, и не имела своих собственных штата работников и материальной базы, это была чисто творчески-административная структура, с режиссерами и съемочной группой заключали договоры для работы над конкретным фильмом, заказы на производство картин размещались на других больших киностудиях.
Режиссер и актер Сергей Бондарчук на съемках фильма «Война и мир». 1967 год
Самостоятельная хозрасчетная деятельность не означала, что ЭТК была лишена контроля и цензуры Госкино. К тому же период «оттепели» быстро закончился. События 1968 года в Чехословакии после введения советских войск в Прагу обозначили конец эпохи «шестидесятников», после чего в СССР были возвращены жесткая централизация управления и контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. В 1968 году ЭТК, которая базировалась на Мосфильме, была на основании приказа Госкино СССР реорганизована в хозрасчетное Экспериментальное Творческое Объединение (ЭТО). Впоследствии ЭТО было ликвидировано и вместо него было образовано Шестое Творческое Объединение писателей и киноработников.
И хотя экономический эксперимент не прижился, он способствовал созданию таких картин как «Белое солнце пустыни» (1969) Владимира Мотыля, «Не горюй!» (1969) и «Афоня» (1975) Георгия Данелии, «12 стульев» (1971) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Леонида Гайдая, «Табор уходит в небо» (1976) Эмиля Лотяну, «Раба любви» (1975) Никиты Михалкова и другие картины.
Режиссер Александр Зархи
Изменение внутриполитической ситуации в стране в 70-е годы привело к периоду, который иногда называют годами «застоя». Однако для Киностудии «Мосфильм» такой термин абсолютно неприменим. В 1970 году генеральным директором студии был назначен Николай Трофимович Сизов. И хотя он не был специалистом кинопроизводства и пришел на киностудию после работы в Министерстве внутренних дел, Николай Трофимович отнесся к новой для себя деятельности увлеченно и толково. Стагнация, которую переживала в этот период страна, в действительности была во многом обманчивой. Ежегодно на Мосфильме в это время снималось до 55 картин, среди которых - «Калина красная» (1973) Василия Шукшина, «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, «Сто дней после детства» (1975) Сергея Соловьева, «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, «Бег» (1970) Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никиты Михалкова, «Ирония судьбы или С легким паром!» (1975) Эльдара Рязанова и многие другие. Кинематограф, несмотря на государственное вмешательство и планирование, тем не менее оставлял широкую возможность для творческого самовыражения.
Режиссер Лео Арнштам
В эти годы Мосфильм продолжает активно сотрудничать с зарубежными партнерами. Совместное производство кинокартин на «Мосфильме» было начало еще в 1951 году, в дальнейшем в 60-70 е годы были сняты такие картины «Они шли на восток» (1964) Джуппе де Сантиса, «Звезды и солдаты» (1967) Миклоша Янчо, «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, «Освобождение» (1968-1971) и «Солдаты свободы» (1977) Юрия Озерова, «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Эльдара Рязанова, «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы, «Жизнь прекрасна» (1979) Григория Чухрая, «Свеаборг» (1972) Сергея Колосова и другие.
Режиссер Марлен Хуциев
На студии продолжалось строительство, постоянно шло обновление техники и оборудования, фильмы постоянно получали высокие награды на различных международных кинофорумах и кинофестивалях.
Режиссеры Мосфильма
В 1962 году для киноэпопеи режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир» был сформирован специальный Кавалерийский полк, благодаря которому были успешно сняты все масштабные сцены сражений 1805-1812 годов. После завершения работы над картиной «Война и мир», этот полк было решено не расформировывать. А в 1966 году в системе Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР в подмосковном поселке Алабино была создана Военно-техническая кинобаза (ВТКБ), которой могли пользоваться все киностудии страны. Сюда безвозмездно передавались средства вооружения и военная техника устаревших образцов, а сотрудники набирались из числа уволенных в запас офицеров и солдат, умевших работать с бронетехникой, артиллерийскими орудиями и средствами связи. На Военно-технической Кинобазе были сняты многие сцены таких фильмов как «Освобождение» (1968-1971, реж.Юрий Озеров), «Белое солнце пустыни» (1969, реж. Владимир Мотыль), «Ватерлоо» (1970, реж. Сергей Бондарчук), «Бег» (1970, реж.Александр Алов и Владимир Наумов), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, реж. Никита Михалков), «Первая конная» (1984, реж. Владимир Любомудров), «Багратион» (1985, реж.Караман Мгеладзе, Гиули Чохонелидзе), «Гардемарины, вперёд!» (1987, реж. Светлана Дружинина), «Белый Тигр» (2012, реж.Карен Шахназаров) и многие другие. (Кавалерийский полк был расформирован в 2002 году, на его базе был образован Кавалерийский почётный эскорт в оставе Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля).
ВТКБ – Военно-техническая кинобаза
Сегодня ВТКБ является структурой Киноконцерна «Мосфильм», где сохранен уникальный парк танков, бронемашин, артиллерийских установок и разнообразного оружия. Главная ценность этой коллекции состоит в том, что вся техника находится в рабочем состоянии и готова к участию в съемках и парадах.
Вручение награды Киностудии «Мосфильм» в 1974 году в Кремле (слева направо — Председатель Президиума Верховного Совета СССР Никита Подгорный, директор Киностудии «Мосфильм» Николай Сизов, секретарь парткома «Мосфильма» Иван Дмитриев, кинорежиссер Юлий Райзман)
Режиссер Василий Шукшин на съемках фильма « Калина красная». 1974 год
Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма « Солярис». 1972 год
Режиссер Владимир Наумов
Режиссер Михаил Швейцер
В 1974 году за высокие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с 50-летим студии Указом Президиума Верховного совета СССР от 23 января 1974 года Киностудия «Мосфильм» была награжден орденом Октябрьской революции.
Режиссеры Мосфильма
Несмотря на успехи и развитие советского кинематографа (и Мосфильма как главной киностудии страны в частности) в 80-е годы начали проявляться серьезные противоречия, характерные для всей советской системы хозяйствования.
Режиссер Эдмонд Кеосаян на съемках фильма « Новые приключения неуловимых». 1968 год
На Киностудии «Мосфильм» в этот период были сняты картины, для которых характерны раскрепощение, поиск внутренней свободы попытка выйти за общепризнанные иделогические нормы - «Остановился поезд» (1982) Вадима Абдрашитова, «Мы из джаза» (1983) Карена Шахназарова, «Чучело» (1983) Ролана Быкова, «Иди и смотри» (1985) Элема Климова, «Кин-дза-дза!» (1986) Георгия Данелии, «Плюмбум или Опасная игра» (1986) Вадима Абдрашитова, «Курьер» (1986) и «Город Зеро» (1988) Карена Шахназарова, «Асса» (1987) Сергея Соловьева, «Холодное лето 53-го…» (1987) Александра Прошкина, «Так жить нельзя» (1990) Станислава Говорухина и другие.
В это время в стране был взят курс на «ускорение и перестройку», который характеризовался значительными социально-политическими и экономическими реформами. После Пленума ЦК КПСС 1985 года произошел слом привычных стереотипов, была ослаблена цензура и провозглашена политика «гласности». В результате общей либерализации были открыты архивные документы, перестали замалчиваться хозяйственные проблемы, вошла в обиход «свобода слова», были обозначены различные ранее запрещенные темы.
Режиссер Гавриил Егиазаров
Важную роль в развитии кинематографа в этот период сыграл 5-й Съезд Союза Кинематографистов СССР, который прошел в 1986 году. После него на экраны были возвращены многие закрытые ранее цензурой фильмы, в производство стали запускаться картины, поднимающие острые социальные и историко-политические вопросы.
Режиссер Владимир Меньшов на съемках фильма « Москва слезам не верит». 1979 год
Режиссер Сергей Колосов
Режиссер Николай Губенко
Режиссер Сергей Тарасов на съемках фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». 1983 год
Режиссер Эдмонд Кеосаян
Режиссер Валерий Усков
Режиссер Никита Михалков
Режиссер Александр Митта
Режиссер Леонид Гайдай на съемках фильма « Спортлото-82». 1982 год
Режиссер Владимир Басов
Режиссер Эльдар Рязанов
Режиссер Петр Тодоровский
Режиссер Ролан Быков
Режиссер Алла Сурикова
Режиссер Андрей Смирнов
Режиссер Константин Воинов
Режиссер Сергей Соловьев
Режиссер Витаутас Жалакявичюс
Режиссер Владимир Краснопольский
Режиссер Эмиль Лотяну
Режиссер Леонид Квинихидзе
Режиссеры Мосфильма
Однако долгожданная свобода творчества обернулась неожиданной стороной. Государство, перестав контролировать кинопроизводство, в то же время прекратило и его финансирование.
Воодушевление от перестроечных надежд зачастую разбивалось о полный хаос в экономической жизни. Киностудиям приходилось самим изыскивать средства на производство картин, фильмы зачастую снимались на деньги коммерческих структур, весьма далеких от киноискусства, студиям не хватало денег на техническое переоснащение и ремонт помещений.
К сожалению, для некоторых киностудий этот период оказался гибельным. Но «Мосфильм» смог пережить это трудное время. Студия оставалась государственной структурой, с 1987 по 1998 год ее генеральным директором был Владимир Николаевич Досталь. В сложное перестроечное время на студии продолжалось кинопроизводство (в отличие от многих других кинопредприятий, перешедших в те годы исключительно на предоставление в аренду своих помещений). С 1989 года Мосфильм находится на полном хозрасчете и самоокупаемости, что предполагает такой же полный объем уплаты всех налогов. С учетом произведенных изменений приказом Госкино СССР от 20 июля 1989 года Киностудия "Мосфильм" была переименована в Государственное творческо-производственное объединение (ГТПО) "Мосфильм". Спустя полтора года 19 октября 1990 года Совет Министров СССР принял постановление "О создании Киноконцерна "Мосфильм".
Режиссер Эльдар Рязанов на съемках фильма « Жестокий романс». 1984 год
Из-за отсутствия государственного финансирования студия стала оказывать производственные услуги сторонним продюсерским кампаниям. Однако заработанные средства позволили при частичной государственной поддержке и привлечении различных инвесторов сделать в 90-е годы такие картины как «По прозвищу «Зверь» (1991) Александра Муратова, «Цареубийца» (1991) и «Сны» (1993) Карена Шахназарова, «Ширли-Мырли» (1995) Владимира Меньшова, «Дети понедельника» (1998) Аллы Суриковой, «Кто, если не мы» (1998) Валерия Приемыхова, «Незримый путешественник» (1998) Игоря Таланкина, «Привет от Чарли-трубача» (1998) Владимира Грамматикова и другие фильмы.
В 1998 году Генеральным директором Киноконцерна «Мосфильм» стал кинорежиссер Карен Георгиевич Шахназаров. В те годы киностудия находилась в тяжелейшем состоянии: фильмы не снимались, материальная база и структура были разрушены, оборудование морально и технологически устарело, здания, помещения и инженерные коммуникации находились в аварийном состоянии и требовали немедленного ремонта.
Режиссер Карен Шахназаров на съемках фильма «Всадник по имени Смерть». 2004 год
Несмотря на вновь поднимавшийся вопрос о приватизации студии, новый руководитель «Мосфильма» и правление Киноконцерна (в состав которого кроме Карена Шахназарова входили выдающиеся мастера кинематографа – Георгий Данелия, Владимир Меньшов, Владимир Наумов, Сергей Колосов, Сергей Соловьев, Валентин Черных, Вадим Абдрашитов, Станислав Говорухин) категорически протестовали как против потери прав на коллекцию фильмофонда, так и против превращения «Мосфильма» в частное предприятие, понимая, что это может привести к гибели студии. Время показало, что это было единственно правильное решение.
Карен Шахназаров поставил перед собой амбициозную и, в тот момент казалось, недостижимую цель – превратить «Мосфильм» в современную, высокотехнологичную киностудию мирового уровня.
Для этого в первую очередь было необходимо провести полную модернизацию технической базы, так как без современного оборудования и технологий невозможно конкурировать на рынке. Такая работа требовала огромных капиталовложений, при этом студия не получала бюджетного финансирования и использовала только собственные силы и средства. На модернизацию ушли годы. Все вырученные средства «Мосфильм» планомерно вкладывал в технологическое перевооружение студии - новые кинокамеры, операторские краны, тележки, осветительные приборы, реконструированные павильоны, аппаратура, позволяющая вносить необходимые изменения в отснятый материал, новейшая аппаратура, связанная с записью и перезаписью звука, оснащенная по последнему слову техники Тонстудия, новые технологии в строительстве декораций, системе монтажа фильмов и многое другое.
В 2000-е годы на студии прошла масштабная реконструкция и модернизация всех павильонов, постоянно закупается передовое оборудование и киноаппаратура, студии перезаписи Киноконцерна первыми в стране получили сертификаты «Долби-Премьер», а теперь и «Долби-Атмос», уникальная акустика Первой музыкальной студии привлекает сюда для записи музыки выдающихся российских и зарубежных музыкантов и исполнителей (Мишель Легран, Эннио Морриконе, Леонид Десятников, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Тамара Гвердцители, Хибла Герзмава, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Елена Камбурова, Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр Градский, Александр Розенбаум, Марк Алмонд и многие другие).
Первая музыкальная студия
К настоящему времени Киноконцерн стал одним из самым передовых и крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам, как по уровню технического оснащения, так и по широкому спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить производство фильма в полном объеме на всех стадиях кинопроизводства, включая подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды. При этом оставаясь государственной структурой, «Мосфильм» работает и развивается исключительно на собственные средства, не имеет государственного финансирования, сохраняя рентабельность и находясь на полной самоокупаемости и самофинансировании.
1-й павильон — декорация «Театр» к фильму «Анна Каренина» (2017, режиссер Карен Шахназаров)
ФОТО А. Л. ЗЛОЧЕВСКОГО
Седьмая студия перезаписи
Студия речевого озвучивания
Комплекс «Телекино»
В XXI веке Киноконцерн «Мосфильм» кроме оказания производственных услуг большому количеству сторонних организаций выступил и как продюсер собственных фильмов - «Яды или Всемирная история отравлений» (2001) и «Анна Каренина. История Вронского» (2017) Карена Шахназарова, «Звезда» (2002) Николая Лебедева, «Дорога на Берлин» (2015) Сергея Попова, «Решение о ликвидации» (2018) Александра Аравина, «Владивосток» (2021) Антона Борматова и др.
Комплекс «Цифровое кино и компьютерная графика»
Кроме обеспечения самых передовых производственных услуг по всему циклу кинопроизводства Киноконцерн «Мосфильм» вкладывает большие средства в цифровую реставрацию своей коллекции шедевров российского и советского кинематографа. Это требует тщательной и кропотливой работы, сложных инженерных решений, так как надо не просто отсканировать и перевести в цифру изображение на пленке, но и кадр за кадром вычистить все помехи и царапины, сделать новую цветокоррекцию. «Мосфильм» поставил задачу отреставрировать и предоставить для просмотра всю свою коллекцию, и сегодня уже более ста картин в новом качестве можно видеть в интернете. Их и еще почти тысячу фильмов зрители могут свободно смотреть в он-лайн кинотеатре Киноконцерна - https://cinema.mosfilm.ru и на канале в YouTube - https://www.youtube.com/user/mosfilm/, куда «Мосфильм» первым из киностудий в России выложил свои фильмы. Снабженные тифлокомменариями и субтитрами на разных языках фильмы доступны для многомиллионной аудитории.
Сайт mosfilm.ru и онлайн-кинотеатр cinema.mosfilm.ru
Некоторые из отреставрированных картин были представлены на международных кинофестивалях, где получали призы именно за уровень восстановления. Так, «Мосфильм» занял первое место в списке известных кинокомпаний «20th Century Fox», «Paramount Pictures», «Sony Pictures Entertainment», «Gaumont», «CSC-Cineteca Nazionale» и других на 74-м Венецианском кинофестивале за лучший отреставрированный фильм в секции «Венецианская Классика» - «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Руководство Киноконцерна «Мосфильм» вкладывает средства не только в сохранение коллекции фильмов и в поддержание производственно-технического уровня кинопроизводства. Большое внимание уделяется образовательной программе по подготовке специалистов различных кинопрофессий – на студии организованы бесплатные профессиональные курсах по подготовке различных специалистов кинопроизводства: администраторов съемочной группы, вторых операторов, инженеров звукозаписи, редакторов и сценаристов, механиков по облуживанию съемочной техники, ассистентов режиссеров и художников, художников-декораторов и др.
Помимо основной деятельности «Мосфильм» активно участвует в различных кинофестивалях, в Неделях Российского Кино во многих странах мира, сотрудничает с разными странами и постоянно предоставляет свои картины для различных российских и международных показов.
Павильон хромакей
Натурная площадка «Старая Москва — Санкт- Петербург»
Дом костюма и реквизита, 16-й павильон
Дом костюма и реквизита
Секция хранения костюмов
Секция хранения мебели
16-й павильон
16-й павильон
Студия продолжает строиться и развиваться. Достигнув высокого уровня технической оснащённости, в 2013 году Кареном Шахназаровым был инициирован масштабный инвестиционный проект развития Киноконцерна «Мосфильм», практическая разработка которого началась в 2016 году.
Проект, реализуемый за счет средств инвестора и без привлечения государственных средств, предусматривал строительство четырех новых объектов производственной инфраструктуры Киноконцерна «Мосфильм».
Впервые с середины ХХ века на «Мосфильме» предприняты столь масштабные изменения. В 2019 году были введены в эксплуатацию два новых объекта - новое здание хранилища сценическо-постановочных средств - Дом костюма и реквизита общей площадью 15 500 кв. м и новый 16-й съемочный павильон общей площадью 2 500 кв. м. В Доме костюма и реквизита разместилась огромная коллекция Киноконцерна - одежда различных исторических эпох – около 300 тысяч костюмов и предметов одежды, а также около 200 тысяч единиц самого разнообразного реквизита. Это трехуровневое здание со множеством функциональных зон, модернизированными системами хранения и продуманной логистикой. Здесь же на цокольном этаже находится и внушительная коллекция ретроавтомобилей.
Современный 16-й павильон отличает особая высота потолков – около 16 метров, что позволяет построить здесь декорацию для любого амбициозного кино- или телепроекта. Павильон обладает уникальными акустическими возможностями: многоуровневая система звукоизоляции дает возможность проводить запись звука непосредственно на съемочной площадке.
В ближайшее время на территории Концерна откроется новый ультрасовременный Центр Кино, вход в который находится со стороны Мосфильмовской улицы. Здание совмещает функциональность, высокие технологии и современный дизайн, оно гармонично вписано в общий архитектурный облик «Мосфильма» и в существующий городской ландшафт. На общей площади 7000 кв.м здесь размещены оснащенные современным оборудованием большой киноконцертный зал на 500 мест и три небольших кинозала, а также атриум и различные выставочные пространства.
Центр Кино
Завершит реализацию проект развития Киноконцерна «Мосфильм» ввод в эксплуатацию самого крупного в России 17-го съёмочного павильона общей площадью 3 500 кв. м.
17-й павильон
Сегодня «Мосфильм» - так же как и всегда - открыт для творческого сотрудничества и прочно удерживает место ведущего кинопредприятия России.
«Мосфильм» сейчас ни в чём не уступает ни одной киностудии мира – это результат нашей большой кропотливой работы. Мы стараемся идти в ногу со временем – с учётом потребностей кино- и телеиндустрии. Я рад, что всё задуманное нами, постепенно воплощается в жизнь, уже заработали «Дом костюма и реквизита», 16-й павильон. По завершению второй очереди строительства, «Мосфильм» обретёт законченный облик – перемены действительно можно назвать глобальными, ничего подобного в новейшей истории российской киноиндустрии ещё не происходило!» –отметил генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.