История строительства Мосфильма

Пригласительный билет на торжественную церемонию закладки новой кинофабрики

Специалисты часто рассуждают о вкладе нескольких поколений работников киностудии «Мосфильм» в развитие отечественного и мирового кинематографа (киноколлекция студии насчитывает около 2500 фильмов), и за этими разговорами зачастую забывается, как шло строительство этого уникального киногорода в центре Москвы. 

Застройка территории Мосфильма на Воробьевых горах представляет собой уникальный комплекс, на примере которого можно проследить основные этапы развития отечественной архитектуры. 

История «Мосфильма» начинается 30 января 1924 года – в день, когда на экраны вышел фильм «На крыльях ввысь» (реж. Б. Михин). В это время киноателье располагалось на Житной улице. После выхода на экраны таких фильмов, как «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», популярность кинематографа резко возросла, и соответственно увеличился объем кинопроизводства. На Житной улице для этого не хватало ни площадей, ни аппаратуры. Порой в одном ателье снималось одновременно несколько картин, поэтому в 1927 году было принято решение о строительстве нового масштабного комплекса, в котором были бы собраны и размещены все киноцеха. 

20 ноября 1927 года на Ленинских горах состоялась закладка новой кинофабрики. Ее проект был разработан архитекторами и инженерами Совкино. Первая очередь строительства комплекса, который газеты практически сразу окрестили гигантом советской киноиндустрии, была запущена 9 февраля 1931 года. В 1932 году здесь уже начались съемки. 

Одно из первых зданий студии на Воробьевых горах – Главный корпус (1930 год) – построено в стиле конструктивизма. 

Архитекторы-конструктивисты делали акцент на функциональности и «геометрии» строений. Здание Главного корпуса, например, должно было напоминать самолет. Его центральная часть задумывалась как кабина пилота (именно в ней, к слову, находится кабинет директора). Второй и третий павильоны представляли собой крылья, а первый и четвертый – фюзеляж самолета. В его хвостовой части помещались актерские комнаты и монтажный корпус. 

В угоду функциональности были созданы помещения, стены которых в случае необходимости можно было сдвигать. Студия строилась в эпоху «немого кино», когда кинематографистам не требовалось записывать синхронные шумы, поэтому павильоны Главного корпуса соединялись легкими строительными конструкциями, не способными обеспечить хорошую звукоизоляцию. Зато в случае необходимости их можно было разобрать и тем самым увеличить полезную съемочную площадь. 

В одном из павильонов раздвигалась наружная стена, таким образом обеспечивался панорамный вид. С приходом звукового кино эти конструктивные особенности превратились в большую проблему, и для обеспечения звукоизоляции было решено перестроить павильоны. Эти работы завершились только в послевоенные годы. 

На смену конструктивизму в эти годы приходит традиционный классицизм. Его типичным примером является здание Старой Тонстудии, украшенное классическими пилястрами и капителями. Проект был подготовлен архитектором Модестовым А.П. и технологом Баташовым В.В. в Госкинопроекте в 1935 году. 

Строительство началось в этот же год, но было закончено лишь в 1954 году Транквиллицким Н.И. – главным архитектором в те годы возглавлявшим проект «Большой Мосфильм». 

Изначально проект был разработан в 1948 году Институтом по проектированию кинопредприятий и кинотеатров ГИПРОКИНО (главный архитектор – Лавров Г.Л.). Этот масштабный проект, к сожалению, не был доведен до конца. Наиболее характерными зданиями того времени являются 2-й и 3-й блоки. Они расположены вдоль Мосфильмовской улицы и обращены фасадом на городскую магистраль. Согласно замыслу, перед зданиями должен быть разбит сквер, а на территории студии были запланированы площади и фонтаны.

Еще одним ярким примером сталинского ампира является парадный въезд на студию со стороны Воробьевых гор и чугунная ограда, опоясывающая всю территорию «Мосфильма». 

Строительство студии не останавливалось и в 60-е годы, но поставленная правительством задача ускорения темпов строительства при одновременном его удешевлении существенно повлияла на «архитектурный» облик десятилетия. Архитекторы отказались от декоративности в пользу функциональности. Это отразилось и на облике здания Производственного корпуса, построенного в 1964 году (архитектор Н.Курнышева, главный архитектор проекта расширения «Мосфильма» Н.Транквилицкий). 

Логическим продолжением данного процесса стал геометрически простой индустриальной стиль «из стекла и бетона», который преобладал в архитектуре 70-х годов. В 1978 году на студии завершилось строительство здания Комплекса сценическо-постановочных средств, основой которого стали крупнопанельные блоки. 

 Одно из последних зданий, построенных на территории Мосфильма, стало здание Новой Тонстудии. Постройка является классическим образцом архитектуры 80-х годов (главный архитектор Н.Давыдов). Сохраняя приверженность строгости и функциональности, архитекторы тех лет вновь стремились вернуть элемент декоративности. 

В Новой Тонстудии располагается Музыкальная студия №1, единственная в России студия, в которой можно записать симфонический оркестр в полном составе. Студия была спроектирована известным английским архитектором Томом Хидли, признанным мастером акустического дизайна. 

В 2018 году на «Мосфильме» завершилось строительство новых объектов -  здания для хранения большой коллекции сценическо-постановочных средств – вместительного и функционального «Дома костюма и реквизита»,  и 16-го павильона.

Площадь «Дома костюма и реквизита» 15,5 тысяч квадратных метров - это масштабный склад костюма и реквизита, в котором хранится более 400 тысяч единиц хранения, из них 350 тысяч единиц костюмов, обуви и головных уборов, а также 87 тысяч единиц реквизита. На цокольном этаже представлена коллекция  ретроавтомобилей и гужевого транспорта.  На первом этаже хранится реквизит, на втором — костюмы. Внутреннее пространство здания организовано крайне функционально, этажи разделены металлокаркасными конструкциями на два уровня, а здание оборудовано современными лифтами. Это дает быстрый доступ к нужным секциям и отделам.

Дом костюма и реквизита

В том же году был введен в эксплуатаацию уникальный 16-й киносъемочный павильон, который  стал второй по величине съемочной площадкой в Европе (из тех, что расположены в центре города). Самым большим подобным объектом по-прежнему остается 1-й павильон студии. Павильон расположен в отдельностоящем железобетонном здании, его общая площадь составляет 2,5 тысячи квадратных метров, а высота потолков достигает порядка 16 метров, что позволяет зафиксировать декорации и осветительную аппаратуру на любой высоте. Это позволяет создавать в павильоне самые амбициозные кино- или телепроекты. При этом  павильонные съемки можно совмещать с натурными — при необходимости все коммуникации могут быть оперативно выведены из помещения на уличную территорию. Новый павильон «Мосфильма» обладает уникальными акустическими возможностями. Многоуровневая система звукоизоляции — на полу, потолке, стенах — даст записывать сразу «живой»  чистый звук непосредственно на съемочной площадке. 

2.png


Работа по модернизации Киноконцерна будет продолжена. В соответствии с проектом II очереди строительства многофункционального производственно-культурного центра к концу 2021 года на территории Киноконцерна планируется построить современное четырёхэтажное здание, которое объединит в себе киноконцертный зал и новый съёмочный павильон.

История строительства «Мосфильма» на этом не заканчивается. В скором времени на территории Киноконцерна появятся новые строения – прекрасные образцы современной архитектуры…

Галерея

2/8596