Версия для слабовидящих
3

Звуковые секреты «Левши»: от робота-блохи до мира изобретений гениального самоучки

Главы
22 декабря 2025
Редакция новостей
740
На «Мосфильме» завершается работа над звуковым оформлением исторического приключенческого фильма «Левша». Звукорежиссер и соучредитель студии «Атмосфера» Павел Дореули, команда которой полностью ведёт проект, рассказал Mosfilm.ru о главных задачах и вызовах: создании голоса и «механики» для ключевого персонажа — высокотехнологичной блохи, а также о противопоставлении двух миров — грубоватых, но гениальных изобретений Левши и утонченных устройств британской разведки.

Над сложным саунд-дизайном нового фильма «Левша» в студиях «Мосфильма» команда «Атмосферы» работает с конца мая. Как рассказал Павел Дореули (на фото со звукорежиссером перезаписи картины «Левша» Павлом Стасенко), перед звукорежиссерским цехом было поставлено множество задач, которые воплощались постепенно. Одной из центральных стало создание звукового образа механической Блохи — ключевого артефакта и персонажа фильма.
«Изначально в картине Блоха — это один из видов шпионских механизмов британских спецслужб. Известное выражение «Левша подковал блоху» здесь — аллегория того, что он победил все их сложные механизмы. Поэтому задача была придумать Блохе не только звуки движения, но и показать, что по тем временам это было высокотехнологичное устройство. У нее есть даже голос! Кроме того, мы должны были создать «органику» этого персонажа. Ведь по сути, это механический робот с пневматическими лапками. Мы искали её в некоем проявлении работы механизмов, но… с эмоциями! Соответственно, много было итераций, и вот только-только звуковой образ, наконец, сложился», - поделился Павел Дореули.
Помимо Блохи, уникальный саунд-дизайн потребовался для мира изобретений Левши: его протеза, робота-подручного, детекторов и других приборов для борьбы с блохами. Важно было противопоставить мир самоучки Левши, где на первом месте функциональность, а не эстетика, — технологичным и изящным устройствам британской разведки: различным видам блох-шпионов, системам слежения и пр.
«Звук на съемочной площадке был записан очень качественно. Одним из требований режиссера было сохранить как можно больше оригинального звука. Но всё равно потребовалась доработка: добавлены фразы, какие-то реплики переписывались, записаны массовка и эпизодники. Но в целом в фильме будет более 90% звука с площадки», — уточнил звукорежиссер.

Отдельная масштабная часть работы — музыкальное оформление. Саундтрек для фильма написали кинокомпозиторы Георгий Фёдоров и Роман Селивестров («Майор Гром», фэнтези-сага «Этерна»).

«Музыки в «Левше» очень много. Она просто заполняет собой все пространство! Музыка очень эмоциональна, «двигает» действие. На мой взгляд, получилось очень интересное композиторское решение, которое помогает драматургии, концентрирует внимание зрителя в нужном направлении», — подытожил Павел Дореули.
О ФИЛЬМЕ

В основу фильма «Левша» легла знаменитая повесть Николая Лескова, получившая в новой экранизации смелое и оригинальное прочтение. Над сценарием работали Илья Куликов и Валерия Подорожнова, а режиссером выступил Владимир Беседин («Майор Гром»). Картина получила приз как самая ожидаемая экранизация на фестивале «Читка 4.0».

Роли в проекте исполнили: Юрий Колокольников, Федор Федотов, Леонела Мантурова, Ян Цапник, Алексей Гуськов, Артур Иванов, Александр Чевычелов и другие.

Сюжет переносит зрителей в Россию конца XIX века. На фоне надвигающейся войны с Великобританией в императорском дворце находят загадочное устройство — механическую блоху. Расследовать происшествие поручают молодому офицеру Петру Огарёву, мечтающему заслужить доверие императора Александра III. В поисках истины он объединяется с Левшой — гениальным, но забытым мастером из Тулы. Вместе они погружаются в мир интриг и опасностей. Чтобы раскрыть заговор, героям предстоит бросить вызов системе, разгадать семейные тайны и сделать трудный выбор между долгом и чувством. На кону — безопасность страны и их собственные судьбы.
«Левша» — приключенческое кино в историческом сеттинге. Фильм очень яркий, такое цветовое решение было выбрано, чтобы дать зрителям новое ощущение эпохи, без привычной стилизации, свойственной классике. В картине представлены уникальные изобретения и устройства, созданные на стыке исторической достоверности и авторской фантазии.
«В фильме огромное количество деталей, которые могут быть незаметны с первого взгляда, но они создают глубину образов и характеров героев и истории в целом. Каждый раз, когда зритель будет пересматривать фильм, его будут ждать все новые и новые сюрпризы и находки. Я постарался подарить зрителям максимально интересный киноопыт», — рассказал режиссер Владимир Беседин.
«Для меня “Левша” — это не просто фильм, а целое путешествие. Петербург здесь оживает — со своей сыростью, красотой и вечной иронией, — словно сам становится героем. Это история о русском таланте, который способен подковать даже блоху, но так и не научился подковывать собственное сердце. О хрупкости души, которая сильнее стали и, в то же время, уязвимее любой блохи. В этой странной смеси гения и простоты, боли и смеха, спотыканий и чудес — и есть пронзительная правда русского человека», — поделился актер Юрий Колокольников.
«“Левша” увлек меня неожиданным соединением классического литературного сюжета с мощными кинематографическими аттракционами. Это взрывчатая смесь, и я надеюсь, что наш фильм сумеет зимой подковать блоху настоящего успеха, станет блокбастером, а точнее — блох-бастером — и взорвет прокат. Мы к этому стремились, очень старались», — рассказал актер Фёдор Федотов.
Финальные смены проходили в павильоне в Москве, натурные съемки велись в Санкт-Петербурге осенью и зимой 2024 года. Команда фильма трепетно подходила к созданию каждой сцены и принципиально минимизировала количество компьютерной графики. Множество декораций, макетов и площадок было возведено художниками, а также в картине используется настоящий аниматроник — робот-компаньон Левши.

Фильм выйдет в прокат 22 января. Проект создан компанией LEGIO FELIX при поддержке Фонда Кино усилиями продюсеров Ильи Куликова, Андрея Семенова, Руслана Соколова и Владимира Пермякова. Дистрибьютор — «Атмосфера кино», партнер релиза в кинотеатрах — Кинопоиск, фильм выходит при поддержке телеканала ТНТ.

По вопросам аренды музыкальных студий, студий перезаписи, речевых и шумовых ателье: Балтер Татьяна Юрьевна – директор ПК «Тонстудия».
Тел.: +7 (499) 143-9803 Е-mail: tonstudio@mosfilm.ru
Тонстудия, ул. Мосфильмовская 1, с. 27