К 100-летию Киноконцерна «Мосфильм» сотрудниками архива была проведена большая работа по изучению вековой истории главной киностудии страны. Среди многих документов, рассказывающих о том, как рос и строился Мосфильм, можно найти много интересных материалов. Среди них – тема транспортной доступности студии - на первый взгляд не столь грандиозная, но волновавшая в 30-е годы практически всех сотрудников кинофабрики.
Дело в том, что когда в середине 20-х годов было принято решение о строительстве нового большого киногорода, для него специально было выбрано пустынное и окраинное место, где ничто не должно было мешать возведению крупных корпусов и построек.
Потылиха в 30-е годы
Территория будущей студии
Большое ателье на Житной ул. Конец 20-х
Первый павильон на Воробьевых горах. Современный вид
Главное здание, 30-е годы
Но как остроумно заметили знаменитые писатели И.Ильф и Е.Петров, «полному счастью всегда мешает какая-нибудь мерзкая подробность». Такой «мерзкой подробностью» грандиозной стройки на Потылихе стал вопрос о ее транспортной доступности.
Газета «Рабочая Москва» от 6 января 1932 года в статье «Трамвай на Потылиху» писала:
«На Потылихе построена фабрика Союзкино (так в те годы назывался будущий Мосфильм) – по размерам и техническому оборудованию первая в Европе. …. Уже сейчас на фабрике занято несколько тысяч человек.
Между тем работе фабрики сильно мешает отсутствие трамвайной линии на Потылихе. Чтобы доехать до фабрики, нужно затратить минимум 2 часа. Прогулы и опоздания из-за транспорта по отдельным цехам достигают 20 процентов. Единственный транспортный нерв – автобус №7 – имеет конечную остановку в полутора километрах от фабрики.
Трест МГЖД (Московской Городской Железной Дороги, куда входили кроме железнодорожного сообщения, трамваи и затем и метрополитен) согласен провести в нынешнем году трамвайную линию. …Учитывая, что по соседству с кинофабрикой находится ряд крупнейших предприятий, необходимо выдвинуть перед Моссоветом вопрос о продолжении будущей трамвайной линии до самой фабрики».
Трамваи в 30-е годы.
Фото из книги С.А.Тархова «100 лет Московскому трамваю»
«По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было как можно труднее добраться. Нужно прямо сказать, что замысел этот блестяще осуществлен.
Автобус доставляет киноработников и посетителей к мосту Окружной железной дороги и, бросив их посреди обширной тундры, уезжает обратно в город.
Киноработники, размахивая руками…, совершают дальнейший путь пешком и вскоре скрываются между избами деревни Потылихи. Они долго идут по деревне, сопровождаемые пеньем петухов, лаем собак и прочими сельскими звуками, берут крутой подъем, проходят рощу, бредут по проселку, и очень-очень нескоро открываются перед ними величественные здания кинофабрики, обнесенные тройным рядом колючей проволоки. Впечатление таково, будто фабрика Союзкино ожидает неожиданного ночного нападения Межрабпомфильма и приготовилась дать достойный отпор».
Да, отдаленность от города создавала много серьезных проблем. И как оказалось, тройной ряд колючей проволоки должен был дать отпор не киноконкурентам, а местным хулиганам, которые держали всю округу в большом напряжении.
Так в ведомственной студийной газете «За большевистский фильм» от 20 ноября 1932 г. появилась статья «Нужен пост»:
Статья в газете «За большевистский фильм» 20.11.1932
«Хулиганы не дают никому прохода. Очистить Потылиху от преступного элемента.
Многим работникам, живущим в «кино-городке», приходится возвращаться с работы с наступлением темноты: делать же это далеко не безопасно. Идти приходится до Москва-реки, а потом обратно до шоссе на «загородный двор». То и дело сообщают об ограблении, иной раз едущего на лошади. Дело в том, что село Троицкое, расположенное за кинофабрикой, кишит отбывшими срок уголовниками, которые не рискуют больше показываться в городе, но зато совершенно безнаказанно орудуют по всей Потылихе…Жители, проживающие около нашей фабрики поголовно обзавелись собаками, иные же – двумя. Потому что каждую ночь в сени и кладовки ломятся целые группы хулиганов.
Этому надо положить конец. Надо завести один-два милицейских поста на протяжении от химзавода до Троицкого и Воробьевки…..это же не порядок, что уборщицы и швейцары, живущие на Воробьевке, вынуждены ездить домой – через Смоленский рынок и Калужскую площадь (факт). Пройти сейчас пешком до Воробьевки, как только наступает темнота, опасно…»
«- Говорят, что паводок в этом году будет что надо!
- Опять нас отрежет от города.
- Вот увидите, как только пойдет можайский лед и нас отрежет, бухгалтерия объявит выплату гонорара. Они хитрые. Знают, что никто за ним не сможет приехать из города…»
Прокладка трамвайных путей в Москве, начало 30-х годов,
фото с сайта https://pastvu.com/p/8263
Из материалов Объединенного пленума Фрунзенского райкома ВКП9б) и Фрунзенского райсовета Рабочее-Крестьянских и Красноармейских Депутатов 21августа 1932
Статьи в газете «За большевистский фильм» 07.11.1932 и 04.01.1933
Для того чтобы ускорить строительство, затянувшееся из-за острой нехватки рабочих рук, коллектив кинофабрики активно включился в решение «трамвайного вопроса». Из числа работников студии была сформирована и выделена на стройку специальная бригада во главе с опытным прорабом. На общественных началах (т.е. без всякой дополнительной платы) эти люди смогли обеспечить высокие темпы укладки путей. «Каждый болт, каждую гайку, каждый метр рельсов приходилось доставать с большим трудом с затратой колоссальной энергии», но главное – линию удалось продлить практически до проходной киностудии. И пусть пока это была всего лишь одноколейная дорога, где встречные трамваи могли разойтись всего на трех разъездах на всем протяжении от Брянского вокзала, надежда на решение транспортного вопроса превращалась в реальность.
Однако когда до пуска трамвая оставалось совсем немного времени, возникла непредвиденная остановка из-за …отсутствия проводов. И тогда по воспоминаниям ветеранов «Мосфильма» на студии был организован сбор меди. Работники принесли из дома медную посуду и утварь - и, наконец, в 1933 году трамвайная линия длиной 4,5 км от Брянского вокзала до Потылихи была полностью открыта.
Трамвай на Бережковской набережной, середина 30-х,
фото с сайта https://transphoto.org/photo/577706/
«Трамвай пущен. Проведение линии недешево обошлось выделенной бригаде нашей фабрики. Общественный прораб т. Гиндин дневал и ночевал на строительстве. Чего стоило добиться неуклонного выполнения работ! Зимой, при мерзлом грунте, было снесено 45 столбов телефона и перенесены на другое место, где они не мешали прохождению линии. Сто двадцать новых трамвайных мачт было врыто в мерзлую почву по обеим сторонам линии».
Статья в газете «За большевистский фильм» 03.02.1933
В планах дальнейшего развития трамвайного сообщения значилось создание мощной трамвайной магистрали в обход всего центра, куда должно войти новое трамвайное кольцом за рекой Сетунь, трасса от Брянского вокзала до Потылихи, и маршрут по Воробьевым горам через Калужскую заставу в сторону Павелецкого вокзала.
27 мая 1937 году в заметке о выполнении наказа избирателей газета «За большевистский фильм» писала: «Пленум Киевского Районного Совета РК и КД ( рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов), проходившего 16-20 апреля 1937 года, утвердил большой план работ на 1937 год. В частности по строительству на Потылихе в июне начнутся работы по расширению дороги и прокладке двухпутной трамвайной линии от №№ 40–4 к №35 и до Калужской заставы. Вся работа должна быть закончена к осени 1937г».
Но, как оказалось, у трамвая появился слишком серьезный конкурент. Еще в 1933 году на улицы Москвы вышли первые троллейбусы. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, по которому трамвайные пути на многих улицах должны быть демонтированы, и на их место приходили более экономичные и маневренные машины.
Троллейбус на улицах Москвы,
фото из журнала "За рулем" №22, 1936 г.
Уже в июне 1937 года в той же газете появилось сообщение: «В виду развернувшегося строительства автомагистрали на Потылихе от Бережковской набережной до Калужской заставы (в настоящее время это Воробьевское шоссе) трамвайная линия №35 от Ленинских гор до Потылихи снята. Будет сделана двухпутка по Бережковской набережной через Потылиху до Ленинский гор, после того как будет проведена автотрасса для автобусного и троллейбусного движения».
Но трамвайные пути на Воробьевых горах больше восстановлены не были. Более того, в конце 1937 года был отменен и многострадальный трамвай до Потылихи, и по улице (которую уже в 1939 году назовут Мосфильмовской) в августе 1938 года от Киевского вокала до киностудии «Мосфильм» начнет движение троллейбус №4.
И снова работники киностудии проявили хозяйское отношение к транспортному вопросу. Мастер макетно-бутафорского отдела Николай Виганд выступил с инициативой позаботиться о пассажирах, которым приходится ждать троллейбус под открытым небом. «Хорошо бы из отходов или старых фундусных щитов сколотить станцию.…Это избавит многих работников от простуды и сбережет студии немало рабочих дней».
Статья в газете «За большевистский фильм» 23.09.1938