Версия для слабовидящих
3

Трамвай на Потылиху

Главы
28 февраля 2024
Гаянэ Амбарцумян
3124
К 100-летию Киноконцерна «Мосфильм» сотрудниками архива была проведена большая работа по изучению вековой  истории  главной киностудии страны. 

К 100-летию Киноконцерна «Мосфильм» сотрудниками архива была проведена большая работа по изучению вековой истории главной киностудии страны. Среди многих документов, рассказывающих о том, как рос и строился Мосфильм, можно найти много интересных материалов. Среди них – тема транспортной доступности студии - на первый взгляд не столь грандиозная, но волновавшая в 30-е годы практически всех сотрудников кинофабрики.

Дело в том, что когда в середине 20-х годов было принято решение о строительстве нового большого киногорода, для него специально было выбрано пустынное и окраинное место, где ничто не должно было мешать возведению крупных корпусов и построек.

Потылиха в 30-е годы

Территория будущей студии

И действительно, после тесноты и скученности небольшой кинофабрики в бывшем ателье Ханджонкова на Житной улице в центре Москвы, где на площади 400 кв.м. съемки проходили в три смены, новый Главный корпус на Воробьевых горах поражал своими масштабами. В нем комфортно разместились четыре больших павильона, из которых легендарный Первый павильон площадью 1858 кв.метров и сегодня считается одним из крупнейших в Европе.

Большое ателье на Житной ул. Конец 20-х

Первый павильон на Воробьевых горах. Современный вид

Государство уделяло большое внимание строительству киностудии, которая вольготно раскинулась на высоком берегу Москвы-реки. Уже в 1931 году сюда переехали основные цеха и службы. И хотя не все помещения были еще окончательно отделаны, электропроводка во многих местах оставалась временной, в павильонах не везде были настелены полы – кинематографисты с энтузиазмом приступили к съемкам.

Главное здание, 30-е годы

Но как остроумно заметили знаменитые писатели И.Ильф и Е.Петров, «полному счастью всегда мешает какая-нибудь мерзкая подробность». Такой «мерзкой подробностью» грандиозной стройки на Потылихе стал вопрос о ее транспортной доступности.

Газета «Рабочая Москва» от 6 января 1932 года в статье «Трамвай на Потылиху» писала:

«На Потылихе построена фабрика Союзкино (так в те годы назывался будущий Мосфильм) – по размерам и техническому оборудованию первая в Европе. …. Уже сейчас на фабрике занято несколько тысяч человек.

Между тем работе фабрики сильно мешает отсутствие трамвайной линии на Потылихе. Чтобы доехать до фабрики, нужно затратить минимум 2 часа. Прогулы и опоздания из-за транспорта по отдельным цехам достигают 20 процентов. Единственный транспортный нерв – автобус №7 – имеет конечную остановку в полутора километрах от фабрики.

Трест МГЖД (Московской Городской Железной Дороги, куда входили кроме железнодорожного сообщения, трамваи и затем и метрополитен) согласен провести в нынешнем году трамвайную линию. …Учитывая, что по соседству с кинофабрикой находится ряд крупнейших предприятий, необходимо выдвинуть перед Моссоветом вопрос о продолжении будущей трамвайной линии до самой фабрики».


Трамваи в 30-е годы.
Фото из книги С.А.Тархова «100 лет Московскому трамваю»

В фельетоне «Сквозь коридорный бред», И.Ильф и Е.Петров (которые были тесно связаны с киностудией и написали сценарий знаменитого фильма Г.Александрова «Цирк») сказано:

«По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было как можно труднее добраться. Нужно прямо сказать, что замысел этот блестяще осуществлен.

Автобус доставляет киноработников и посетителей к мосту Окружной железной дороги и, бросив их посреди обширной тундры, уезжает обратно в город.

Киноработники, размахивая руками…, совершают дальнейший путь пешком и вскоре скрываются между избами деревни Потылихи. Они долго идут по деревне, сопровождаемые пеньем петухов, лаем собак и прочими сельскими звуками, берут крутой подъем, проходят рощу, бредут по проселку, и очень-очень нескоро открываются перед ними величественные здания кинофабрики, обнесенные тройным рядом колючей проволоки. Впечатление таково, будто фабрика Союзкино ожидает неожиданного ночного нападения Межрабпомфильма и приготовилась дать достойный отпор».

Да, отдаленность от города создавала много серьезных проблем. И как оказалось, тройной ряд колючей проволоки должен был дать отпор не киноконкурентам, а местным хулиганам, которые держали всю округу в большом напряжении.

Так в ведомственной студийной газете «За большевистский фильм» от 20 ноября 1932 г. появилась статья «Нужен пост»:

Статья в газете «За большевистский фильм» 20.11.1932

«Хулиганы не дают никому прохода. Очистить Потылиху от преступного элемента.

Многим работникам, живущим в «кино-городке», приходится возвращаться с работы с наступлением темноты: делать же это далеко не безопасно. Идти приходится до Москва-реки, а потом обратно до шоссе на «загородный двор». То и дело сообщают об ограблении, иной раз едущего на лошади. Дело в том, что село Троицкое, расположенное за кинофабрикой, кишит отбывшими срок уголовниками, которые не рискуют больше показываться в городе, но зато совершенно безнаказанно орудуют по всей Потылихе…Жители, проживающие около нашей фабрики поголовно обзавелись собаками, иные же – двумя. Потому что каждую ночь в сени и кладовки ломятся целые группы хулиганов.

Этому надо положить конец. Надо завести один-два милицейских поста на протяжении от химзавода до Троицкого и Воробьевки…..это же не порядок, что уборщицы и швейцары, живущие на Воробьевке, вынуждены ездить домой – через Смоленский рынок и Калужскую площадь (факт). Пройти сейчас пешком до Воробьевки, как только наступает темнота, опасно…»

Отдаленность студии от конечной остановки автобуса объяснялось и тем, что дорога до Окружного моста была грунтовой, и автобус при первой же непогоде с трудом мог преодолеть полутора-километровый путь по высокому косогору. А разливы и паводки Москвы-реки так размывали дорогу, что И.Ильф и Е.Петров остроумно отмечали в другом фельетоне «Здесь идет заседание»:

«- Говорят, что паводок в этом году будет что надо!
- Опять нас отрежет от города.
- Вот увидите, как только пойдет можайский лед и нас отрежет, бухгалтерия объявит выплату гонорара. Они хитрые. Знают, что никто за ним не сможет приехать из города…»

В начале 30-х годов перед молодым советским государством стояло слишком много первостепенных задач, поэтому работники кинофабрики решили сами активно включиться в решение транспортного вопроса.

Прокладка трамвайных путей в Москве, начало 30-х годов,
фото с сайта https://pastvu.com/p/8263

Возглавила эту борьбу депутат в Моссовет актриса Софья Ильинична Левитина. Она сумела «довести идею» до Первого секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича и председателя исполкома Моссовета Николая Булганина, которые отвечали за изменение облика Москвы в 30-е годы. В результате ее усилия увенчались успехом, и решение дополнить единственный маршрут автобуса новой трамвайной линией было принято. Трест МГЖД включил в план строительство нового пути. Теперь маршрут трамвая №40, который проходил по все Москве через районы Таганки, Солянки, Арбата до Брянского (с 1934года – Киевского) вокзала, теперь был продлен до Окружного моста ( ныне - МЦК и Третье Транспортное кольцо).

Из материалов Объединенного пленума Фрунзенского райкома ВКП9б) и Фрунзенского райсовета Рабочее-Крестьянских и Красноармейских Депутатов 21августа 1932

В 1932 году началось строительство трамвайных путей вдоль Бережковской набережной. Пока шла работа по прокладке этой линии, работники кинофабрики вместе с представителями других предприятий на этой стороне Москвы-реки просили городские власти сделать временный короткий маршрут от Смоленской площади и пустить по нему хотя бы единственный вагон.

Статьи в газете «За большевистский фильм» 07.11.1932 и 04.01.1933

Для того чтобы ускорить строительство, затянувшееся из-за острой нехватки рабочих рук, коллектив кинофабрики активно включился в решение «трамвайного вопроса». Из числа работников студии была сформирована и выделена на стройку специальная бригада во главе с опытным прорабом. На общественных началах (т.е. без всякой дополнительной платы) эти люди смогли обеспечить высокие темпы укладки путей. «Каждый болт, каждую гайку, каждый метр рельсов приходилось доставать с большим трудом с затратой колоссальной энергии», но главное – линию удалось продлить практически до проходной киностудии. И пусть пока это была всего лишь одноколейная дорога, где встречные трамваи могли разойтись всего на трех разъездах на всем протяжении от Брянского вокзала, надежда на решение транспортного вопроса превращалась в реальность.

Однако когда до пуска трамвая оставалось совсем немного времени, возникла непредвиденная остановка из-за …отсутствия проводов. И тогда по воспоминаниям ветеранов «Мосфильма» на студии был организован сбор меди. Работники принесли из дома медную посуду и утварь - и, наконец, в 1933 году трамвайная линия длиной 4,5 км от Брянского вокзала до Потылихи была полностью открыта.

Трамвай на Бережковской набережной, середина 30-х,
фото с сайта https://transphoto.org/photo/577706/

Газета «За большевистский фильм» 3 февраля 1933 года писала:
«Трамвай пущен. Проведение линии недешево обошлось выделенной бригаде нашей фабрики. Общественный прораб т. Гиндин дневал и ночевал на строительстве. Чего стоило добиться неуклонного выполнения работ! Зимой, при мерзлом грунте, было снесено 45 столбов телефона и перенесены на другое место, где они не мешали прохождению линии. Сто двадцать новых трамвайных мачт было врыто в мерзлую почву по обеим сторонам линии».

Статья в газете «За большевистский фильм» 03.02.1933

В планах дальнейшего развития трамвайного сообщения значилось создание мощной трамвайной магистрали в обход всего центра, куда должно войти новое трамвайное кольцом за рекой Сетунь,  трасса от Брянского вокзала до Потылихи, и маршрут  по Воробьевым горам через Калужскую заставу в сторону Павелецкого вокзала.

27 мая 1937 году в заметке о выполнении наказа избирателей газета «За большевистский фильм» писала: «Пленум Киевского Районного Совета РК и КД ( рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов), проходившего 16-20 апреля 1937 года, утвердил большой план работ на 1937 год. В частности по строительству на Потылихе в июне начнутся работы по расширению дороги и прокладке двухпутной трамвайной линии от №№ 40–4  к №35 и до Калужской заставы. Вся работа должна быть закончена к осени 1937г».

Но, как оказалось, у трамвая появился слишком серьезный конкурент. Еще в 1933 году на улицы Москвы вышли первые троллейбусы. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, по которому трамвайные пути на многих улицах  должны быть демонтированы, и на их место приходили более экономичные и маневренные машины.

Троллейбус на улицах Москвы,
фото из журнала "За рулем" №22, 1936 г.

Уже в июне 1937 года в той же газете появилось сообщение: «В виду развернувшегося строительства автомагистрали на Потылихе от Бережковской набережной до Калужской заставы (в настоящее время это  Воробьевское шоссе) трамвайная линия №35 от Ленинских гор до Потылихи снята. Будет сделана двухпутка по Бережковской набережной через Потылиху до Ленинский гор, после того как будет проведена автотрасса для автобусного и троллейбусного движения». 

Но  трамвайные пути на Воробьевых горах больше восстановлены не были. Более того, в   конце 1937 года был отменен и многострадальный трамвай до Потылихи,  и по улице (которую уже в 1939 году назовут Мосфильмовской) в августе 1938 года от Киевского вокала до киностудии «Мосфильм»  начнет движение троллейбус  №4.

И снова работники киностудии проявили хозяйское отношение к транспортному вопросу. Мастер макетно-бутафорского отдела Николай Виганд выступил с инициативой позаботиться о пассажирах, которым приходится ждать троллейбус под открытым небом. «Хорошо бы из отходов или старых фундусных щитов сколотить станцию.…Это избавит многих работников от простуды и сбережет студии немало рабочих дней».

Статья в газете «За большевистский фильм» 23.09.1938

Сегодня, когда на Мосфильмовскую улицу можно добраться многими удобными маршрутами и этот район стал практически центром города, мы должны поблагодарить энтузиастов-мосфильмовцев 30-х годов не только за создание фильмов, но и за их бережное отношение к студии и каждодневный лишенный комфорта труд, благодаря которому Мосфильм вскоре стал главной киностудией страны.