30 января 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения советского режиссера Леонида Гайдая (1923 - 1993). Человека, без искромётных комедий которого невозможно представить советский кинематограф, а сегодня, по сути, уже и нас самих.
По отзывам коллег и друзей внешне Леонид Гайдай не производил впечатления весёлого, жизнерадостного человека, скорее наоборот – высокий, худой, неизменно серьёзный, даже мрачноватый, очки в толстой роговой оправе. Наложило ли отпечаток сибирское происхождение – будущий режиссер родился в Амурской губернии в семье эсера-политкаторжанина, или свой суровый след на некогда улыбчивом и в юности даже полноватом, судя по немногочисленным фотографиям, парне оставила война и тяжелое ранение – остаётся только гадать. Его внешнюю закрытость и сдержанность очень точно в одном интервью описал Карен Шахназаров, защищавший у Леонида Иовича диплом – режиссер был председателем государственной экзаменационной комиссии во ВГИКе. Просмотрев выпускную работу практически с каменным лицом, всенародно признанный к тому моменту постановщик поставил дебютанту, уже обескураженному кажущейся со стороны мэтра строгостью … «пятёрку». А потом опосредованно передал начинающему кинематографисту: «Фильм очень понравился!»
С этой удивительной серьёзностью на лице Леонид Гайдай смешил соотечественников своими фильмами почти четыре десятилетия. Став в итоге самым любимым и цитируемым, поистине народным режиссёром. Хотя свой неповторимый стиль и узнаваемый режиссерский почерк выработал не сразу.
Леонид Гайдай на съемках картины "Жених с того света" (1958)
Начав в 1956 году, по сути, с драмы «Долгий путь» (совместно с В. Невзоровым), начинающий кинематографист по совету Михаила Ромма пробует себя в противоположном жанре. Попытку принято считать неудачной – после цензурных правок «Жених с того света» (1958) с Ростилавом Пляттом в главной роли превратился в короткометражку, но то, что молодой мосфильмовец умеет смешить, причем умно и остро (а порой и беспощадно – в лучших традициях русской сатиры) уже ясно. Следующую картину «Трижды воскресший» (1960) по пьесе Александра Галича также можно отнести к периоду творческого поиска – важно, однако обратить внимание на то, что молодой Гайдай проявляет интерес к литературе. Дальше он обнаружит феноменальную остроту своего читательского зрения и весьма интересные трактовки литературной первоосновы в экранизациях О. Генри – «Деловые люди» (1962), И. Ильфа и Е. Петрова - «Двенадцать стульев» (1971), М. Зощенко - «Не может быть!» (1975) и, конечно же, М. Булгакова – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Но прологом подлинного триумфа и всенародной любви стала всё же легендарная троица: Трус, Балбес, Бывалый. Впервые появившееся в короткометражках «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961) и «Самогонщики» (1961), трио Вицин – Никулин - Моргунов перекочевало и в последующие полные метры — «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в ставшую кассовым рекордсменом «Кавказскую пленницу» (1966). В этих картинах впервые обнаруживается, укрепляется и кристаллизуется метод Гайдая-режиссера – карикатура, гротеск, эксцентрика, звуковые эффекты, как самостоятельный комедийный приём. И, конечно, замечательная музыка Александра Зацепина, песни, которые тоже стали народными. За внешними гэгами, впрочем, просматриваются и объемные внутренние смыслы – и это не только сатира на обывателя, высмеивание неискоренимого «мещанства» или бытового абсурда. С невозмутимым выражением лица Гайдай, как всякий большой художник, через комичное фиксирует на плёнку сам дух времени – остро и верно чувствует свою эпоху и как бы возвышается над ней. Высмеивает ли он её при этом? Едва ли. В этом хмуром застегнутом на все пуговицы человеке – внутри огромный заряд добра и теплоты.
Легедарное трио - Трус, Балбес, Бывалый
Отдавая должное успеху, но в то же время, понимая всю опасность возможных самоповторов и неизбежных клише, Леонид Гайдай совместно со сценаристами и творческими единомышленниками Яковом Костюковским и Морисом Слободским задумывает и гениально воплощает на экране «Бриллиантовую руку» (1969). Внешне пародию на шпионское кино, а на самом деле - дружеский шарж на советского человека, с нежностью и иронией выведенного в лице никулинского Семён Семёныча Горбункова. Ключ к пониманию этой картины, вероятно, лежит в реакции на картину иностранной публики. Дело в том, что лента, мгновенно разошедшаяся на цитаты на родине, не "сыграла" в зарубежном прокате. Зрители её просто не поняли! Ещё бы: «Наши люди – в булочную на такси не ездят!» Переводи – не переводи на различные языки реплику управдома Варвары Плющ в лице блистательной Нонны Мордюковой, всё равно смысл её поймём только мы. Ведь это наше – родное. Смеяться над собой, конечно, можно по-разному, но смех Гайдая неизменно добрый.
В 1970-е режиссер обращается к литературной классике, черпает вдохновение и по-своему переосмысливает произведения признанных мастеров юмора – Зощенко, Ильфа и Петрова, не совсем удачно (по собственной же оценке) подступается к гоголевскому «Ревизору» - картина «Инкогнито из Петербурга» (1977) не снискала особой популярности. Лучшим фильмом того периода по праву считается картина «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) - экранизация пьесы Михаила Булгакова 30-х гг «Иван Васильевич». Помимо очередной кладези цитат, прочно вошедших в народный обиход, зритель при достаточном уровне интеллекта разглядит в ленте глубочайший кинематографический и культурный пласты – шуточную полемику с эйзенштейновским «Иваном Грозным», ироничный взгляд режиссера на природу власти в целом, и многое другое.
Восьмидесятые годы в творчестве режиссера считаются временем экспериментов и общепризнанных неудач, хотя до уровня того же «Спортлото-82» (1982) или «Опасно для жизни» (1985) большинству сегодняшних комедий очень и очень далеко. Но пресса тех лет, мгновенно позабыв прошлые заслуги мастера комедии, корила Гайдая за «перепев собственных некогда удачных песен». Последнее десятилетие режиссер много снимал для киножурнала «Фитиль» - многие сюжеты до сих пор с первых кадров узнаются как «гайдаевские». Когда у режиссера есть стиль - не нужно и титров!
С Георгием Вициным на съемках "Опасно для жизни!" (1985)
Не понятые и не оцененные в полной мере последние картины Гайдая «Частный детектив, или операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), вероятно, ещё ждут зрительского признания – с кино такое случается. Важно понимать, что в 1990-е фильмы Гайдая зажили своей особенной жизнью и во многом просто спасли не только отечественный кинематограф (который попросту исчез), но и нас самих. Сохранили как общество, как страну. Что смотрели наши дети, что смотрели мы сами? Гайдая! Откуда черпали надежду? Сохраняли нравственные ориентиры? Кто помогал нам не унывать? Гайдай!
И до сих пор смотрим. Без комедий Гайдая не обходится ни одна эфирная сетка телевизионных каналов – и в будни, и в праздники. Особой жизнью фильмы Леонида Иовича живут в Сети - на официальном YouTube-канале «Мосфильма» совокупное количество просмотров гайдаевских картин исчисляется сотнями миллионов! Грандиозная, ни с чем несравнимая, популярность и зрительская любовь. И это, казалось бы, через тридцать лет после распада СССР…
Леонид Иович, вам не удалось нас обмануть. Как вы ни хмурились, какую бы строгость на себя ни напускали, мы знаем – вы тоже искренне нас любили.
К 100-летию Леонида Гайдая
1956 «Долгий путь»
1958 «Жених с того света» (короткометражный)
1960 «Трижды воскресший»
1961 «Пёс Барбос и необычный кросс» (короткометражный)
1961 «Самогонщики» (короткометражный)
1962 «Деловые люди»
1965 «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1969 «Бриллиантовая рука»
1971 «Двенадцать стульев»
1973 «Иван Васильевич меняет профессию»
1975 «Не может быть!»
1977 «Инкогнито из Петербурга»
1980 «За спичками»
1982 «Спортлото-82»
1985 «Опасно для жизни!»
1989 «Частный детектив, или операция «Кооперация»
1992 «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»