Версия для слабовидящих
3

Рождение кинообраза

Главы
18 марта 2024
Анна Резанова
1766
Об одном эскизе А. Борисова к фильму "Служебный роман"

Как известно, за создание обстановки, в которой должны взаимодействовать персонажи, отвечает художник-постановщик. В советском кино к  декорациям и костюмам относились с особым вниманием. Эскизы декораций утверждались режиссером, затем Художественным советом студии и только после этого сдавались в разработку в Архитектурно-конструкторское бюро при Отделе декоративно-технических сооружений (ОДТС), а эскизы по костюмам - в отдел подготовки съемок.
Кроме задач, поставленных режиссером по интерьеру, художник мог от себя добавить какие-то интересные детали для раскрытия  характера героя или сюжета. Замечательный художник "Мосфильма" Александр Борисов, работавший на картине Эльдара Рязанова "Служебный роман", придумал все интерьеры статистического учреждения, в том числе приемную директора Калугиной.
Как же художник видел  секретаря Калугиной Верочку - героиню актрисы Лии Ахеджаковой? Изюминка Верочки  -  "неисправимая" тяга ко всему модному.  Но персонаж не так интересен, если в нем отсутствует внутренний конфликт. У Верочки такой конфликт как раз есть: она не очень счастлива в личной жизни, но мечтает о детях.  А. Борисов обозначил в эскизе эту сторону жизни Верочки, разместив на стене возле стола  табличку, вырезанную из газеты "Правда" о знаменитостях, которые родились у их родителей в довольно позднем возрасте. Так, папе Петра Первого - Алексею Михайловичу было 43 года, отцу П.И.Чайковского - 45 лет, отцу С.В.Ковалевской - 49...
Эта трогательная деталь не попала в картину.  Вместо нее создатели фильма дополнили интерьер Верочки репродукцией  "Джоконды"  Леонардо да Винчи, выполненной по сюжету с помощью "вычислительной машины Боровских".
"Мона Лиза" является довольно распространенным кинообразом,  соединяющем в моменте вечное и современное, сиюминутное. И чем нелепей копия, тем острее мы должны чувствовать этот момент. Так создавали кино...