«С моей первой ролью в кино, была вот какая история… У нас в ГИТИСе было место, которое студенты окрестили „предбанником“. По обыкновению, там собирались те, кто сбежал с лекции, не подготовился к семинару, завалил зачет. В этой студенческой компании постоянно мелькали
какие-то люди, очень странные с виду. Попадешь им на глаза — они на тебя и сквозь дырочку посмотрят, и через ладошку, и присядут, и подпрыгнут. Это ассистенты режиссеров: они вечночем-то озабочены, вечночто-то ищут,чего-то хотят. И вот, когда я „отдыхал“ в нашем институтском „предбаннике“, подбегает ко мне девушка и тычет мне в грудь с вопросом: „Артист?“. „Артист“, — вздрогнув от неожиданности, отвечаю я. „Какой курс?“ — продолжает напирать она. „Первый“, — как из пистолета выстреливаю я. „В кино хочешь сниматься?“ Тут я мгновенно столбенею и мямлючто-то невразумительное. „Значит, будешь!“ — решает она и испаряется. Убежденный в том, это глупый розыгрыш, я тут же забыл весь этот бред. Но спустя неделю вдруг получаю телеграмму о том, что я утвержден на одну из главных ролей в фильме Одесской киностудии „Про Витю, про Машу, и морскую пехоту“. Вот таким был мой дебют в кинематографе…»
В 1974 году Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в театр Ленком на роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Так началось долгосрочное и плодотворное сотрудничество актёра с режиссёром Марком Захаровым.
«Я был влюблен в него как в артиста, и мне очень хотелось, чтобы Саша снимался в моих телевизионных работах…. когда речь уже зашла о съемках на „Мосфильме“ (фильм „Обыкновенное чудо“), вот тогда мне объяснили, что нужны кинопробы. Евгения Павловича Леонова и Олега Янковского утвердили без проб, а Саше я сказал, что нужно будет попробоваться. На что он ответил: „Я с удовольствием это сделаю, потому что я сейчас… вот вы меня ругаете… я опаздываю… я все время пробуюсь, а снимается потом Костолевский…“ Была проба… Потом он очень хорошо сыграл, замечательно держался в седле, скакал на лошади по подмосковному карьеру, другой натуры у нас не было, кино малобюджетное снималось, в основном в декорациях. С этого началось его блистательное кинематографическое восхождение на высокую орбиту. Потом появилось еще кино — „С любимыми не расставайтесь“, по пьесам Володина, потом другие роли, и наконец он стал не просто узнаваем и популярен, он стал любим миллионами. Представить то, что тебя любят миллионы, — очень трудно, но это было так, он был кумиром», — писал Марк Захаров об Александре Абдулове в предисловии к книге Александра Абдулова «Хочу остаться легендой» (Издательство
Зебра-Е , 2008).
Помимо ролей в телефильмах «12 стульев» (1976) и «Обыкновенное чудо» (1978) Александр Абдулов снимался и в последующих мосфильмовских кинокартинах Марка Захарова: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).
В числе наиболее известных ролей Александра Абдулова на студии «Мосфильм» — Робер из эксцентричного детектива Аллы Суриковой «Ищите женщину» (1982); Володя Смирнов в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) Геральда Бежанова; Лядащев в телефильме «Гардемарины, вперёд!» Светланы Дружининой (1987); Сережа в картине «Леди Макбет Мценского уезда» (1989) Романа Балаяна; «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) режиссера Сергея Соловьева. Снятые на «Мосфильме» картины с участием актера доступны для бесплатного просмотра на официальных ресурсах киноконцерна: в
«Среди великого множества моих актерских привязанностей есть одна особенная, может быть, даже странная дружба. Я говорю о Саше Абдулове, удивительно многообразной и довольно сложной человеческой личности, которая в сердцевине своей может быть определена очень просто и ясно. Саша — чистой воды Актер. Он, мне кажется, ни при каких обстоятельствах, ни при каких условиях, ни даже при
каких-нибудь невиданных превращениях в другой жизни вкакую-нибудь „козочку“, скажем, в этой жизнивсе-таки не мог быть никем иным — только актером. Иное для негокак-то даже, наверное, биологически невозможно. Правда, сейчас он владеет едва ли не десятком других профессий, владеет вполне уверенно, иногда даже виртуозно, но все это благодаря именно своей химически чистой актерской природе».
Кроме ролей в театре и кино Александр Гаврилович Абдулов был в числе тех, кто в
«Он рожден был стать звездой и очередь к судьбе за обещанным не выстаивал. Взлетев по закону обыкновенного чуда и мгновенно искупавшись в славе, он в блеске ее лучей и в отрыве от земли придал своей жизни такие неистовые обороты по всем направлениям, что оказаться долгой она не могла. Однако в сумасшествии страстей, увлечений и просто дел, на которые он себя без всякой жалости тратил, вряд ли существовало для него
что-то важней актерства. Был в нем неутолимо жаден, обожал до полной неразборчивости в профессиональных связях, но всерьез остался своими главными ролями: романтическими — у Марка Захарова, гротескными — у Сергея Соловьева. Хотя поклонники наверняка не дадут в обиду ни «Чародеев», ни «Гения», ни «Карнавал», — писал об Александр Абдулове критик журнала «Сеанс» Дмитрий Савельев.