По результатам отборочных испытаний на курс зачислено девятнадцать слушателей. Мастером курса выступает известный советский и российский кинооператор игрового кино, народный артист РФ Владимир Михайлович Климов. В фильмографии именитого кинематографиста – более 50-ти полнометражных фильмов и сериалов, среди которых «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), «Трагедия в стиле рок» (1988), «Вор» (1997), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2004), «Брежнев» (2005), «Крым» (2017) и мн. др., работа с такими мэтрами кино, как Александр Зархи, Савва Кулиш, Пётр Тодоровский, Павел Чухрай, Карен Шахназаров и др. Владимир Климов – обладатель многочисленных кинематографических наград, в числе которых премия «Золотой орёл», премия Гильдии кинооператоров «Белый квадрат» и др.
Mosfilm.ru: Владимир Михайлович, расскажите о новой группе. Как вам ребята?
- Хорошие, энергичные. Всего девятнадцать человек. У некоторых уже есть какой-то опыт. Многие уже где-то работали, кто-то даже был осветителем. В основном все ребята молодые, очень хорошо впитывают информацию. Павел Петров (наставник курса – прим.) занимается с ними техникой, а я стараюсь дать им более глобальные вещи, само понимание профессии осветителя, её основы.
- Вы ранее выступали Мастером курса в обучении операторскому искусству. Какая задача стоит перед вами сейчас?
- Моя профессиональная задача — подготовить осветителя, который будет говорить с оператором на одном языке. Подготовить сознательных специалистов. К сожалению, многие сегодня работают в этой профессии по принципу «принеси-подай», а это плохо. Оператору важно работать с теми, кто не только понимает, что ты хочешь, но и сам предлагает решения. Да, работа осветителя физически тяжела. Помню, как в одном сериале мы каждый день укладывали и сматывали в снег по 500–700 метров кабеля. Но когда люди видят результат, понимают, для чего они это делают, работа сразу становится легче. Это как на войне — понимание цели придает сил. Я хочу, чтобы мои ученики видели этот результат, видели, как их труд преображает картинку на экране. Всегда подчеркиваю: логика осветителя и оператора разная. Задача осветителя — осветить, а оператора — создать образ. Поэтому осветитель в определенном смысле должен «служить» замыслу оператора.
- Как вы строите занятия? Сочетаете теорию с практикой?
- Да, конечно. Мы изучаем теорию и сразу же закрепляем её на практике. Например, сегодня я специально заказал из Дома костюма и реквизита античные бюсты — гипсовые модели. На них студенты будут отрабатывать разные виды света и световые схемы. Сначала на одной фигуре, потом задача усложняется: нужно будет осветить две-три фигуры вместе, что требует уже совсем другого подхода, других схем.
- То есть ваша цель — чтобы они не просто технически «подсветили» объект, а увидели, какой образ рождается с помощью света?
- Именно. Главное — чтобы они понимали, как это делается. У меня, например, строгий запрет на свет «от камеры» — он сразу делает изображение плоским. Есть и другие важные принципы. К примеру, сам принцип освещения кажется простым, но крайне важно понимать, куда падает тень. Приборов могут быть десятки, а тень должна быть одна. Это распространенная ошибка. Светят, например, пятью приборами — и у актера пять разных теней на стене! Во французской школе это иногда допускается, но в нашей, отечественной, это всегда считалось дурным тоном, признаком того, что человек просто не умеет светить.
- Получается, оператор без осветителя – никуда…
- Потому что свет — это основа операторской профессии. Не случайно Феллини, который был гением визуального повествования, говорил, что свет – это и есть кино! Кино – это визуальное искусство в чистом виде. Поэтому я настоял на том, чтобы слушатели курса первым делом посмотрели картину «Летят журавли», гениально снятую оператором Сергеем Урусевским. Это эталонная картина, где принципы освещения были революционными! И они актуальны до сих пор. Я показываю эту работу ребятам как раз затем, чтобы они поняли: главная заслуга оператора картины в том, что он вернул кинематограф в его изначальную стихию — изобразительную. Он доказал, что изображение может быть активным соучастником действия.
- Научите этому на практике?
- Когда мы переместимся в павильон, поставлю перед ними задачу - воссоздать сложные световые решения из фильма «Летят журавли». С курсом вторых операторов мы снимали, здесь будем светить. Возможности декорации позволяют нам решать самые сложные задачи.
- На съёмочной площадке бригадира бригады осветителей сейчас называют «Гаффер». Как вы относитесь к такому неологизму?
- У нас в этом плане есть разночтение с Западом. Когда я снимал американский проект, они в титрах «гафером» указали второго оператора. То есть у них другое понимание этой должности, а позиции «второго оператора» нет вообще. А мастера по свету были отмечены как «Electrician» и т.д. Конечно, многие термины у нас в России обретают свой, особый смысл. Мы всегда идём своим путём, и это, наверное, хорошо. Но лучше всегда использовать слова и термины из родного языка.
- Владимир Михайлович, каким для вас должен быть результат обучения? Что должно произойти, чтобы вы сказали - курс удался?
- Для меня большим счастьем будет увидеть их в будущем на съёмочной площадке, работать с ними рядом. Они очень хорошо воспринимают информацию, впитывают всё как губка. И это меня искренне радует!
Наставник курса «Осветитель» Павел Петров — опытный специалист индустрии со стажем работы бригадиром по свету. Начав карьеру в кинорентале с должностей механика и осветителя, он обладает глубоким пониманием технической части съёмочного процесса. В его портфолио входят проекты в кино («Пальма-2», «Северный полюс»), сериалах («Тест на беременность»), а также масштабные работы в рекламе и музыкальной индустрии.
Mosfilm.ru: Павел, какие основные задачи вы ставите в рамках своего учебного плана?
- Моя главная цель — дать ребятам крепкую базу, чтобы, приходя на проект, они чётко понимали, что, как и зачем делать, а не действовали наугад. Что для этого необходимо? Во-первых, понять инструменты. Чтобы слушатели курса детально разобрались, что такое свет и как он работает. Во-вторых, освоить оборудование. Научить обращению с техникой, привить уважение к инструменту — это основа нашей работы. В-третьих, дать основу для роста. Было бы здорово, если кто-то из них заинтересуется темой настолько, что захочет углубляться в неё дальше, ведь это очень обширная и интересная область!
- В учебном классе много осветительной техники, начали сразу с практики?
- Стараемся совмещать. Первые два занятия были теоретическими: мы прошли азы и историю светового оборудования — от газового освещения в театрах до современных технологий. А сейчас уже работаем с современной техникой, которая используется в интерьерных съёмках. Ребята осваивают аппаратуру, которая составляет основной парк световой техники на «Мосфильме». Постараемся поработать со всем, что есть на студии!
КУРС «АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА ПО АКТЁРАМ»
Параллельно стартовал учебный курс – «Ассистент режиссера по актёрам». Ассистент режиссера по актёрам – одна ключевых позиций на съемочной площадке. Именно этот человек отвечает за встречу прибывающих актёров, их размещение, подготовку к съемкам, обеспечение комфортного пребывания на площадке и пр. По итогам собеседований в группу было зачислено тринадцать слушателей.
Мастером курса, уже во второй раз, выступает Татьяна Анатольевна Конышева – одна из наиболее востребованных кастинг-директоров российской киноиндустрии. В профессии Татьяна Анатольевна с начала 2000-х годов – за это время успела успешно поработать с самыми крупными режиссерами и продюсерами отечественного кинематографа (Star media, ArtPictures, МАРС-фильм, ВГИК-Дебют, «Вертикаль» и мн. другие). В её фильмографии – десятки самых разножанровых картин и сериалов.
Mosfilm.ru: Татьяна Анатольевна, по каким критериям вы лично определяете, что человек подходит для обучения на курсе?
- Для меня важно первое впечатление от общения: как человек строит речь, насколько он эмоционален, энергичен. Это критически важно, потому что с артистами нужно уметь работать, а в производстве — ими еще и управлять. На съёмочной площадке или в группе, когда ты ассистент режиссёра по подбору, необходимо проявлять компетентность, уметь подать себя и артиста эмоционально и убедительно. Конечно, здесь также срабатывает интуиция и чувство человеческой совместимости.
- Ваша программа как мастера курса как-то изменилась по сравнению с прошлым годом? На чём теперь акцент?
- Да, мы решили сделать больший акцент на подготовке ассистентов по кастингу. На прошлом курсе мы много занимались ролевыми играми, моделируя съёмочную площадку, и я горжусь, что многие выпускники остались в профессии.
Сейчас же фокус смещён на практическую работу: мы вместе разбираемся в образах и типажах, учимся вести подбор по конкретным описаниям и задачам. Работаем с базой, ищем актёров на сайтах театров, учитывая жанр и формат проекта. Слушательницы курса с большим интересом включаются в эту работу.
- Ваши формы взаимодействия с аудиторией всегда разные? Вы читаете теорию, а потом разбираете реальные ситуации со съёмочной площадки?
- Конечно. Я всегда делюсь своим опытом, но не могу же я только о нём и рассказывать. Я постоянно придумываю для них что-то интересное, чтобы «раскрутить» их. Кроме того, практикую приглашение коллег — опытных кастинг-директоров. Наша индустрия большая, и у нас много прекрасных специалистов. Я считаю, что это очень ценно для студентов — услышать разных профессионалов. Также я ввела ноу-хау. Раньше на защите диплома студенты делали каст по одному общему произведению. Потом я решила предложить новый формат, при котором каждый приносит свой проект: кто-то сказку, кто-то отрывок из романа, а кто-то и своё собственное произведение. И они полностью защищают его: логлайн, синопсис и, главное, — свой «дрим-каст» (идеальный подбор актёров). Буду продолжать эту практику, потому что она себя оправдала. Это очень развивает фантазию и воображение. Студенту нужно не просто подобрать актёра, но и обосновать, почему именно этот человек идеален на роль. Это вызывает гораздо больший интерес и дискуссии.
- Материала много, как вы обычно его закрепляете?
- После каждого занятия я даю домашнее задание. Например, «описание персонажей». Я беру за основу реальные проекты из своей практики — у меня вся история переписки сохранена — и ставлю перед ними конкретную задачу. Я-то уже знаю, кого в итоге утвердил режиссер на роль. И мы смотрим, у кого из студентов видение и мышление совпало с выбором профессионалов. Это очень показательно. Затем мы все варианты разбираем детально. Кроме того, я учу их всей текущей работе: как правильно писать письма, что такое вызывной лист, КПП и так далее. Я даю им не только теорию, но и живой опыт, и всегда организую обратную связь.
- А сколько времени отводится на подготовку к итоговой защите? Когда они начинают к ней готовиться?
- Теоретический экзамен в виде билетов мы начнем готовить недели за две. Но главное — это творческая часть, защита их собственного кастинг-проекта. К ней мы подходим заранее, где-то за месяц. Я ставлю задачу выбрать произведение и начать работу. Чтобы подготовить их к реальной работе, я приглашаю ведущих агентов с большим опытом в кинопроизводстве. Они рассказывают о взаимодействии с кастинг-директорами. Это бесценный опыт.
Важно! Информацию о новых наборах на курсы и специальностях ищите только на официальных медиа-ресурсах киноконцерна – на официальном сайте «Мосфильма» и онлайн-ресурсах киностудии («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Дзен, YouTube).
Курсы подготовки специалистов были открыты на «Мосфильме» в 2000-м году. Идея создания принадлежит генеральному директору Киноконцерна, кинорежиссеру Карену Шахназарову, который уделяет большое внимание учебному процессу и сам проводит творческие встречи со слушателями. За время существования курсов более двух тысяч человек получили киноспециальности, подавляющее большинство продолжают работу в кинематографе. Фамилии выпускников курсов «Мосфильма» можно увидеть в титрах художественных фильмов и сериалов рядом с фамилиями прославленных мастеров отечественного кино. Обучение на курсах – бесплатное. Не упустите свой шанс попасть в мир большого кино!