Версия для слабовидящих
3

«Хитровка. Знак четырёх» и «Город Зеро»: об отзывах на Blue-ray-релизы в США

Главы
24 апреля 2025
Редакция новостей
2902
В 2025 году американской компанией-дистрибьютером Deaf Crocodile были выпущены на Blu-ray фильмы Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх» (In the Moscow Slums , 2023) и «Город Зеро» (Zerograd ,1988,повторный релиз в формате Blu-ray). Американский интернет-портал PopMatters выпустил двойную рецензию, посвящённую выходу российских фильмов на цифровом носителе. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи.

Имран Хан, 8 апреля 2025 г. Оригинальный текст (https://www.popmatters.com/karen-shakhnazarov-surreal-absurdist-films)

Российский режиссер Карен Шахназаров сохраняет сюрреализм в этих абсурдных фильмах
Фильмы советского и российского режиссера Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх» и «Город Зеро» — сюрреалистические, абсурдистские фильмы, насыщенные импрессионистскими красками.
«Хитровка. Знак четырёх» (2023) Карена Шахназарова - своеобразный и перевернутый с ног на голову детектив из России - основан на романе Артура Конан Дойла «Знак четырех» (1890), но интерпретирует свой исходный материал совершенно неожиданно. Это вольная адаптация, поскольку она также включает сюжеты писателя Владимира Гиляровского. Фильм не совсем точно следует оригинальному повествованию Дойла, но достаточно искажает его, чтобы мы увидели, насколько далеко может простираться творческая свобода режиссера, его размах.
«В московских трущобах» (альтернативное название американского релиза), несмотря на свои странные отклонения, нацелен на ​​коммерческую доступность в стиле проектов от Netflix, которые в наши дни занимают большую часть рынка развлекательного контента в США. Карен Шахназаров поддерживает свою детективную авантюру с маниакальной энергией, выраженной в насыщенных импрессионистических цветах и ​​кучке очаровательно неприятных персонажей.
То, что фильм снят именно русским режиссером, добавляет особые ноты к атмосфере картины, которая в свою очередь стремится к литературной серьезности на уровне Ивана Бунина, но часто значительно отстает. То, что остается после триумфов и безумств «Хитровки», — это приятно хорошая история; привлекательная для глаз и не кичащаяся своей остроумностью.
На дворе 1902 год, театральный режиссер Станиславский (которого играет Константин Крюков), репетируя пьесу, изо всех сил пытается вжиться в роль нищего бродяги. Владимир Алексеевич (Михаил Пореченков, играет писателя Гиляровского, чьи работы частично вдохновили этот фильм) — журналист-расследователь, Станиславский обращается к нему за помощью – он хочет узнать ближе людей из трущоб Москвы, чтобы лучше понять своего персонажа. Писатель с радостью соглашается и ведёт молодого человека на экскурсию по трущобам Хитровки. Константин видит множество интересных людей и обычаев. Внезапно они сталкиваются с убийством (жертвой оказывается друг Владимира). С долей воодушевления и в творческом азарте герои отправляются разгадывать тайну, которая становится все более запутанной. Появляются новые персонажи: злодей- англичанин и его странный приспешник, убивающий дротиками, красивая и загадочная женщина, которая обладающая информацией о загадочном преступлении...
Оживленная сумасбродная сюжетная чепуха проводит двух мужчин по живописным маршрутам дореволюционной Москвы. Временами темпы повествования заставляют зрителя внимательно отслеживать его лабиринтные повороты. Однако Карен Шахназаров подогревает зрительский интерес с помощью некоторых действительно странных сцен, которые выглядят как пьеса Агаты Кристи на фоне сценического искусства Вилли Вонки.
В «Хитровке», возможно, лучше было бы вырезать последние десять минут, которые текут немного слишком неторопливо, но режиссер, тем не менее, подробно доносит свою мысль до зрителя, сохраняя саспенс. Это, безусловно, лёгкое развлечение, но с некоторой подлинной привлекательностью; возможно, с несколькими эзотерическими вкраплениями, главный ингредиент здесь — чистый сахар. Простая, но приятная сладость.
На привлекательность фильма хорошо работают двое из главных актеров: Константин Крюков и Анфиса Черных (в роли прекрасной, загадочной женщины и возможного любовного интереса Станиславского). Дополняя поразительные пейзажи – как естественные, так и созданные искусственно, с помощью изысканно оформленных декораций - эти магнетические актеры делают фильм ещё слаще для глаз.
Взгляд Карена Шахназарова на Кафки, Агаты Кристи и Монти Пайтона
Не такой яркий, как «Хитровка. Знак четырёх», но столь же нестандартный, «Город Зеро»(1988) являет собой более тихое, но в то же время сумасбродное действие. Рекламные аннотации для релизов Blu-ray (выпущенные Deaf Crocodile) сравнивают «Город Зеро» с произведениями Кафки, Агаты Кристи и Монти Пайтона. И это справедливо. «Город Зеро» сочетает в себе выигрышную формулу всех трех, сохраняя при этом свою уникальную идентичность. Его цикличная композиция отсылает к кошмарным лабиринтам Кафки («Замок» (1926), «Процесс» (1925), отчетливо политический подтекст убеждает нас, что «Город Зеро» также является любопытным и весьма игривым комментарием к хрущевской оттепели, которая ознаменовала сдвиг в русском искусстве, освободив художников и режиссеров на время от диктата советской власти.
Во время командировки в качестве представителя компании, производящей кондиционеры, Алексей Варакин (Леонид Филатов) оказывается в странном городе и вскоре оказывается втянутым в сюрреалистические дела его обитателей. Странности следуют друг за другом: Варакин встречает секретаршу, которая работает обнаженной (к равнодушию всех окружающих), обедает в ресторане, где десертный торт сделан в форме его головы, бродит по таинственному подземному музею, получает пугающее предсказание от пятилетнего мальчика, знакомится с несколькими представителями российской рок-н-ролльной субкультуры 1950-х годов. Кроме того, выясняется, что отец Варакина, возможно, был одним из первых участников зарождающейся советской контркультуры (как танцор рок-н-ролла).
«Город Зеро» особо не маскирует тему творческой свободы при советской власти. В фильме читается очевидное заявление о значимости рок-музыки и силы её воздействия. При этом подтекст подобного заявления не выглядит тяжеловесным. Ряд тонких штрихов делают фильм Карена Шахназарова привлекательным для просмотра. Очарователен, к примеру, эпизод, в котором Варакина ведут по музею - он представляет собой одновременно жуткий и забавный ряд витрин, в которых манекены (на самом деле, реальные люди) очерчивают важные маркеры хронологии истории России. Рок-н-ролльные интермедии поддерживают странность и юмор ситуаций.
Как и «Хитровка», «Город Зеро» заканчивается каким-то блужданиями героя, которые нарушают ритм и настроение, сохраняющиеся в фильме на протяжении трех четвертей хронометража. Это оплошность, которая немного портит удовольствие, кажется странной, но это уникальная самобытная черта повествовательного стиля Карена Шахназарова.
Два фильма Карена Шахназарова для домашнего просмотра
Deaf Crocodile представляет фильмы «Хитровка. Знак четырёх» и «город Зеро» на Blu-ray с очень четким и плавным переводом, что особенно подчеркивает использование цвета в этих фильмах. «Хитровка. Знак четырх» (In the Moscow Slums) купается в роскошных оттенках, с глубокими бордовыми, изумрудно-зелеными и рубиново-красными тонами. «Город Зеро» (Zerograd) немного более сдержан в своей палитре, но в нескольких эпизодах сверкает ярко и свежо, что свидетельствует о том, что по итогам его реставрации справедливость восторжествовала.
Перевод для «Город Зеро» немного смягчен, но это старый фильм, снятый на кинопленку, а не на «цифру» (как «Хитровка»). В «Хитровке. Знак четырёх» звук воспроизводится очень хорошо, как и в «городе Зеро», за исключением нескольких мест, в которых диалог звучит немного отрывисто. Это, скорее всего, результат технических проблем, присущих источнику.
Оба фильма имеют русскоязычную звуковую дорожку с английскими субтитрами. Оба релиза содержат множество дополнений (интервью, видео-эссе, комментарий к фильму «Хитровка. Знак четырёх» и буклет с эссе к фильму «Город Зеро»), которые позволят глубже погрузиться в кинематографический мир Карена Шахназарова. Это кино для любопытных.