Карен Шахназаров: «Считаю, что перечень из 100 лучших отечественных фильмов должен стать частью обязательной школьной программы»
Главы
26 августа 2025
Редакция новостей
13645
В рамках исполнения поручения Президента РФ по итогам заседания Совета по культуре и искусству подготовлен перечень из 100 лучших отечественных фильмов для школьной программы. Список направлен для рассмотрения в Минпросвещения РФ. О том, какие картины в него включены, а также самом принципе формирования перечня кинокартин и возможных нюансах интеграции нового предмета в учебный процесс Mosfilm.ru рассказал кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Карен Шахназаров, кинорежиссёр, генеральный директор Киноконцерна "Мосфильм"
Mosfilm.ru: Карен Георгиевич, тема показа отечественной киноклассики в школах на слуху уже не первый год. При этом даже тем, кто следит за вопросом, непонятно: списки фильмов то появляются, то исчезают. При этом они каждый раз разные! И само поручение, в рамках которого Совету по культуре должен быть представлен список из 100 фильмов, насколько известно, уже не первое… Как заместитель Председателя президентского Совета по культуре и искусству, проясните, пожалуйста, ситуацию?
Карен Шахназаров: Начну с того, что это действительно уже не первое поручение главы государства. Пять лет назад я озвучивал эту идею на президентском Совете по культуре и искусству, и Владимир Владимирович её поддержал. Ещё в то время Президентом была поставлена задача сформировать такой список, но годы шли, а по сути никаких конкретных решений ответственными лицами не принималось. Да периодически возникали некие списки из двухсот и даже трехсот наименований, куда включались и советские, и российские картины, и мультипликация и даже документальные ленты. Я, конечно, в силу вовлеченности в данную тему, внимательно знакомился с этими предложениями, но все они существовали как бы «сами по себе». О том факте, что вопрос что называется «буксует» я неоднократно обращал внимание и в своих выступлениях, и в беседах со СМИ и на последней личной встрече с Президентом в октябре 2024 года также об этом говорил. Владимир Владимирович ещё раз поддержал данную инициативу, отметив, что подобный список нужен, что изучать историю отечественного кино необходимо со школьной скамьи, что это крайне важно. В итоге, в этом году в марте по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству было озвучено совершенно четкое поручение сформировать перечень, включающих в себя 100 лучших отечественных фильмов, для их демонстрации в общеобразовательных организациях, а также представить предложения по включению в основные общеобразовательные программы тем, направленных на знакомство учащихся с классическим кинематографом. Я нарочно подробно воспроизвожу формулировку поручения, потому что это важно – речь идёт об основном общем и среднем образовании. Ответственными за поручение назначены – я и Министр просвещения Сергей Кравцов. Срок до 30 августа текущего года. Надеюсь, в этот раз все сложится, как надо.
- Отечественное кино – это огромный пласт картин разных жанров, разных направлений, разной художественной ценности. Можно сказать, настоящая Атлантида кинематографа. Выбрать лучшее, всего сто фильмов – крайне сложная задача. По каким принципам формировался список?
- Вы правы, отечественное кинематографическое наследие огромно. И, собственно, на мой взгляд, предыдущие списки, по крайней мере, те, что попадали мне в руки, демонстрировали определенный сумбур в подходах к их составлению. Иногда создавалось впечатление, что это продукт некоего ожесточенного спора педагогов и киноведов, в котором каждый пытался отстоять своё: одни экранизации литературных и исторических произведений, другие – какие-то значимые для киноискусства картины. Отсюда, вероятно, и 200-300 наименований! При всем уважении к различным экспертным сообществам, в их подходах мне лично был непонятен сам принцип. В чем должен быть стержень, основа списка, его «алгоритм»? – вот вопрос, который мы задали себе, когда приступили к работе над списком. Я предложил коллегам совершенно простой и понятный принцип: включить в перечень картины признанных мастеров, классиков отечественного кино. То есть, оттолкнулись, прежде всего, от имен. Таковых в истории нашего кино, согласитесь, накопилось немало: С. Эйзенштейн, Г. Александров, И. Пырьев, М. Ромм, М. Калатозов, С. Бондарчук, Г. Чухрай, А. Тарковский, В. Шукшин, Л. Гайдай, Г. Данелия, Н. Михалков и многие, многие другие. Определившись с персоналиями, мы выбрали фильмы – от каждого большого мастера по одной-две ленты. Всё то, что прошло испытание временем и по-прежнему актуально. Понятно, что у каких-то режиссеров в фильмографии есть и другие достойные для включения в список картины, но мы ограничены числом в сто фильмов – в каких-то моментах выбор был не простым, тем не менее, он сделан и мы уверены в каждом пункте нашего списка.
- Не боитесь упреков в субъективности выбора?
- Нет, не боюсь. Любой выбор субъективен! Но сам принцип составления списка – включение в него картин мэтров отечественного кино – бесспорен. Ведь ту же литературу школьники изучают по произведениям классиков. То есть читают книги тех авторов, чей вклад в развитие данного вида искусства общепризнан. Тот же принцип мы предлагаем и здесь. Конечно, что-то кому-то может нравиться, а что-то наоборот, не нравится, но есть вещи, которые образованному человеку просто необходимо знать. Причем в рамках обязательной школьной программы. Напомню, что образовательный процесс – это не развлечение, это приобретение базовых знаний. Кино, как искусство визуальное, имеет сегодня огромное воздействие на людей – считаю, что с лучшими фильмами отечественного кинематографа молодое поколение должно знакомиться со школьной скамьи.
- То есть, Вы выступаете за то, чтобы показы фильмов из списка стали частью обязательной общеобразовательной дисциплины?
- Безусловно. С момента появления этой темы в публичном поле, я наблюдаю определенную дискуссию – в какой форме это можно реализовать? Звучат мысли о внеклассном просмотре кино, были предложения о просмотре в рамках уроков литературы или истории. Представленный нами перечень фильмов подразумевает, что это должна быть совершенно отдельная самостоятельная учебная дисциплина. Это не замена и не дополнение к урокам литературы и истории, не факультативный «классный час» с кинопоказом. Кино – это самостоятельный вид искусства, подразумевающий отдельный подход к его изучению. Кстати, именно поэтому в нашем списке крайне мало именно экранизаций литературных произведений. Мы предлагаем самостоятельные художественные произведения, произведения киноискусства. Изучают же в школе литературу, музыку, изобразительное искусство? Каждая дисциплина отдельно, по своей программе! Так и с кино – пусть это будет предмет «История отечественного кинематографа». Уверен, детям будет интересно!
- Став отдельным предметом или курсом в обязательной образовательной программе, «История отечественного кинематографа» обязательно потребует учебника или хотя бы методического учебного пособия. Вы думали об этом? Насколько это может быть затратно? Вообще кто будет преподавать этот предмет школьникам?
- Да, конечно, это потребует написания отдельного учебника или методического пособия, определенных рабочих материалов к данному курсу. Но это уже другой вопрос. Для начала необходимо утвердить сам предмет, методология преподавания – это следующий этап. Во всех школах, я это знаю, есть энтузиасты, есть замечательные педагоги, как правило, гуманитарии, преподаватели литературы и истории, которые любят кино. Доплачивайте этим людям – и они будут с удовольствием этими показами заниматься! У меня проходит много встреч в самых разных образовательных организациях, меня часто приглашают – всегда и везде я встречаю учителей-пассионариев, настоящих подвижников. Они уже давно и так сами, на свой страх и риск, что-то детям демонстрируют. Так вот вы их и возьмите и, как говорится, используйте, привлекайте!
В части технического оснащения классов - я не думаю, что с этим будут какие-то большие проблемы. Сегодня, как правило, в каждом образовательном учреждении, есть современные залы с необходимым оборудованием. Уверен, что у Минпросвещения есть все ресурсы, возможности и компетенции для грамотной интеграции нового предмета в учебный процесс. Это, кстати, в том числе и вопрос хранения цифровых копий картин в единой электронной базе или платформе для школ, чтобы они были доступны к показу в любой момент. Для школ в отдаленных районах, где нет высокоскоростного интернета, фильмы могут быть предоставлены на материальных носителях. Со своей стороны «Мосфильм» готов представить свои фильмы в лучшем качестве, после покадровой цифровой реставрации – в современном качестве изображения и звука. Для молодого поколения это важно.
- Почему в список вошли фильмы до 1991 года (включительно)?
- Во-первых, потому что эти картины уже прошли, что называется, испытание временем. Актуальность картин из мосфильмовской фильмотеки подтверждают огромные цифры просмотров на официальных онлайн-ресурсах «Мосфильма» – в YouTube, RUTUBE, VK-видео. Кроме того, эти фильмы востребованы телевидением, многие ленты часто и с большим успехом демонстрируются на фестивалях детского, подросткового, военного, патриотического, семейного кино во всех российских регионах. Я ежедневно подписываю десятки разрешений на некоммерческие показы. Что касается лент других студий, также включенных в список, это тоже весьма известные, а порой и всенародно любимые картины – тот же знаменитый сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» или киносага Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Классика всегда актуальна – это не фигура речи, мы можем подтвердить это цифрами статистики просмотров.
Во-вторых, здесь важны и вопросы авторского права. Все права в отношении фильмов, снятых до 1992 года, принадлежат киностудиям – их не так много. На фильмы, созданные позднее, распространяются иные правовые требования. Современные российские картины, среди которых также немало достойных лент, зачастую имеют множество правообладателей – готовы ли они передать свои фильмы для показа на безвозмездной основе Министерству просвещения? Не возникнут ли при этом непреодолимые трудности? Насколько может затянуться этот процесс? В нашем же варианте решить вопросы авторского права можно достаточно быстро и без лишних административных или правовых препятствий.
Отмечу также, что перечень 100 лучших отечественных фильмов – это не что-то единожды зафиксированное и обязательное к исполнению без изменений на десятилетия вперед. Система образования, как и любая сфера нашей жизни, меняется с учетом требований сегодняшнего дня – так что со временем список может обновляться и дополняться.
- Что дальше? В какой стадии решение о перечне фильмов в данный момент?
- Список был представлен экспертной рабочей группе Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Перечень был рассмотрен, и после некоторых корректировок одобрен. После чего список с подробной пояснительной запиской был официально направлен в Министерство просвещения РФ. Думаю, в ближайшее время ведомство озвучит свою позицию по нашим предложениям. Мы же свою часть поручения Президента выполнили.