Версия для слабовидящих
3

К истории одной фотографии. У истоков «Мосфильма». Кинематограф 1920-х годов. Часть 1

29 августа 2023
Анна Резанова
150
Часть 1. Б.А.Михин, Ч.Г.Сабинский, А.Е.Разумный, Лео Мур.


К столетию киностудии «Мосфильм» сотрудниками Информационного центра «Мосфильм-инфо» проводится работа по воссозданию истории студии. В музейном архиве «Мосфильм-инфо» сохранился уникальный альбом с фотографиями Первой Госкинофабрики.

  

На одной из фотографий запечатлены кинематографисты, стоящие у истоков будущей киностудии «Мосфильм» - режиссеры, операторы, художники, помощники режиссеров. В прошлом эта фотография была атрибутирована сотрудницей Информационного центра – Галиной Владимировной Голиковой (заведовала музейным архивом до 1999 г.). Нам хотелось бы прокомментировать этот уникальный снимок и рассказать о некоторых людях, которые создавали советское кинопроизводство и первые фильмы новой страны.



Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино.jpg

Режиссеры, операторы, помощники режиссеров Первой фабрики Госкино

Верхний ряд: Н.Ольшванг, В.Витольский, Г.Александров, А.Крюков, В.Хватов, В.Пудовкин, А.Головня, А. Никулин, Б.Свешников, Н.Васильковский;

Средний ряд: В.Рахальс, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов, Б.Михин, Ч.Сабинский, Л.Мур, А.Роом, Г.Гольдштейн, С.Варламов;

Нижний ряд: Т.Блюм, Э.Тиссэ, А.Левицкий, А.Разумный, С.Митрич.


  

В центре снимка – первый директор национализированной Госкинофабрики – Борис Александрович Михин (1881-1963).



Борис Михин в своем кабинете на кинофабрике.jpg

Б.А.Михин в своем кабинете на кинофабрике


  

В 1923 году Б.А.Михин был назначен заведующим производственным подотделом Госкино. 


В своих мемуарах он писал: «Шел 1923 год. Я был назначен заведующим производством Госкино и вместе со взятыми мною на учет оставшимися специалистами ютился в двух маленьких комнатах национализированного особняка в Малом Гнездниковском переулке» (Михин Б.А. Первое знакомство // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. -М.: Искусство, 1974)


Б.А.Михин начал поднимать национализированные фабрики – Третью (бывшую - И.Н.Ермольева) и Первую (бывшую – А.А.Ханжонкова). Именно заслугой Б.А.Михина было привлечение на производство талантливого коллектива С.А.Эйзенштейна, поставившего в то время в театре Пролеткульта спектакль по пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты». 

Михин вспоминал: «Так или иначе, но я заинтересовался высказываниями Эйзенштейна и решил было пойти посмотреть его спектакль, но вскоре мне пришлось передать заведование производством своему товарищу Иванову, а самому идти на 3-ю кинофабрику налаживать ее и ставить по собственному сценарию первую картину Госкино — «На крыльях ввысь». За всеми этими делами я так и не смог найти времени, чтобы посмотреть «Мудреца». Производство между тем начало разворачиваться. В ход была пущена и 1-я фабрика — бывшая Ханжонкова, на которую я был назначен директором. Надо было подумать о творческих кадрах для моего нового детища. Здесь я вспомнил об Эйзенштейне и побежал смотреть его спектакль. «Мудрец» мне пришелся не очень-то по вкусу…Но коллектив Эйзенштейна, его, так оказать, «труппа» мне понравилась. В то время она состояла из ряда лиц, с которыми я и сейчас встречаюсь на «Мосфильме». Это были нынешние режиссеры Гоморов и Левшин, актер М. Штраух и другие. Ребята все славные и большие энтузиасты своего дела. 

После целого ряда раздумий и обсуждений я решил добиваться привлечения Эйзенштейна вместе с его коллективом на работу в кино. Эта было нелегким делом. Руководители Пролеткульта Додонова и Плетнев не хотели выпускать Эйзенштейна из своих рук. Как директор 1-й фабрики Госкино я пользовался самостоятельностью в привлечении необходимых кадров. К тому же в вопросе об Эйзенштейне я получил поддержку начальства. После длительных переговоров с правлением Пролеткульта о привлечении С. Эйзенштейна на работу в кино, наконец, удалось добиться положительного решения при условии, что постановка С. Эйзенштейна будет осуществляться Первой кинофабрикой совместно с Пролеткультом. Было решено создать первую картину, посвященную революционному рабочему движению в России. Будущему фильму было присвоено название «Стачка». Сценарий писали В. Плетнев, С. Эйзенштейн, И. Кравчуновский и Г. Мормоненко (Александров»). (Михин Б.А. Первое знакомство // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. -М.: Искусство, 1974))


Б.А.Михин был не только режиссером, организатором кинопроизводства, но и талантливым художником, одним из создателей фундусной системы строительства декораций. Среди фильмов режиссера-постановщика Б.А.Михина в 1920-е годы: «На крыльях ввысь» (1923),. «Абрек Заур» (1926), «Князь Церен» (1928).


Рядом с Б.А.Михиным - один из самых популярных кинодеятелей дореволюционной России и первых лет СССР - Чеслав Генрихович Сабинский (1885-1941).

Сабинский.jpg

Чеслав Сабинский




Окончив в 1908 г.  Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Ч.Сабинский сразу пришел в кино, до 1911 года заведовал художественной частью на киностудии Братьев Патэ в Москве, с 1911 по 1913 год - в кинокомпании П.Тиман и Ф. Рейнгардт, позднее работал в Товариществе И. Ермольева. Ч.Сабинский написал ряд сценариев, часть из которых поставил в качестве режиссера, участвовал в постановке более 100 фильмов. Одна из заслуг Ч.Сабинского - реформирование организации кинодекорационного пространства. 


Еще до революции Ч.Сабинский ввел в кинопроизводство объемную декорацию вместо рисованного однопланового задника, реалистический реквизит, бутафорскую лепку, фундусную систему, макеты:

«…Опыт устраивать на дверях и окнах снимаемого павильона толщинки, а не выписывать их на одной плоскости, как это делалось раньше, - это новшество было чуть ли не революцией в кинопроизводстве не только у нас, но и за границей. Вслед за этим усовершенствованием, тем же Сабинским был произведен опыт замены рисованного реквизита, сперва театральным, а затем настоящим реалистическим, а в дальнейшем применена лепка, и, наконец, устройство щитов (принцип фундуса), паркета, полировки и обклеивания павильона настоящими обоями…». (Лихачев Б.С. История кино в России.- Ленинград, 1927.—с. 145-146).

Среди фильмов режиссера-постановщика Ч.Сабинского в 1920-е годы: «Враги» (1924), «Старец Василий Грязнов» (1924), «Черное сердце» (1925), «Ветер» (1926)


Еще одним кинематографистом, стоявшим у истоков советского кино, был Александр Ефимович Разумный (1891-1972).


Разумный.jpg

А. Е. Разумный



А.Е.Разумный оставил воспоминания, которые так и назвал «У истоков… Воспоминания кинорежиссера», где подробно рассказал о зарождении и развитии советского кино, изложил все перипетии и особенности съемок в непростых условиях становления советской власти. Сотрудничество А.Е.Разумного с советской властью началось с кинокартины «Восстание» в 1918 г. А.Е.Разумный – один из операторов, участвовавших в съемках похорон В.И.Ленина. Среди фильмов режиссера-постановщика А.Разумного в 1920-е годы: «Долина слез» (1924), «Банда батьки Кныша» (1924), «Бегствующий остров» (1929).


Как и многие кинодеятели того времени, А.Е.Разумный был «многостаночником», мастером на все руки и помимо режиссерской, операторской работы великолепно рисовал, он оставил серию графических портретов режиссеров, операторов, художников, сценаристов.


Лео Мур портрет Разумного.jpg

Лео Мур – портрет А.Е.Разумного.




Лео Мур (Леонтий Игнатьевич Мурашко) (1889-1938) – один из первых режиссеров Первой Госкинофабрики. Среди фильмов режиссера-постановщика Лео Мура 1920-х годов: «Теплая компания. Жизнь беспризорных» (1924), «Волки» (1925), «Мамут и Айше» (1926), «Песнь на камне» (1926).



​Благодаря своей работе в киностудиях США, в том числе у Дэвида Гриффита Лео Мур после возвращения в СССР смог передать этот опыт деятелям молодого зарождающегося советского кинематографа. Л.Мур – автор нескольких книг о кино: «The capital of Filmland. Столица Kиноландии», «Азбука киномонтажа», «Бумажные броненосцы. (Фельетоны о сценариях)» и воспоминаний о США – «Страна Господа Бога».

Лео Мур о монтаже 1925.jpg

Лео Мур о монтаже. Журнал «Советский экран», 1925 г, №3


Вторая часть