Версия для слабовидящих
3

К 100-летию киностудии. «Мосфильм: История. Люди. Тайны»

10 июля 2023
Редакция новостей
122

Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны», посвященных 100-летию киностудии «Мосфильм», которое будет отмечаться 30 января 2024 года. О сюжетах – кинематографических и жизненных, происходивших за стенами кинофабрики на Мосфильмовской в «музыкальные» 1930-е годы – в нашем материале.

 

БЫТОВЫЕ ТРУДНОСТИ – НЕ ПОМЕХА ДЛЯ КИНОИСКУССТВА


Энтузиазм и горящие глаза творцов Госкинофабрики на Житной в 1920-х предъявили Советской России и всему остальному миру новых киногениев - Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Роома и др. Залы рукоплескали «Броненосцу «Потемкин», а мировые киношколы внимательно изучали русскую теорию «монтажа аттракционов». Так что создание для первопроходцев кино лучших условий – строительство принципиально новой в техническом и архитектурном отношении кинофабрики - выглядело вполне логичным и своевременным шагом. Но старт съемок в 1932 году на Московской объединенной фабрике «Союзкино им. 10-летия Октября» все равно довольно продолжительное время был сопряжён со множеством технических и бытовых трудностей.


Главный корпус 1930-е.jpg
Главный корпус киностудии - начало 1930-х гг.


Работникам киностудии первое время приходилось работать в холодных павильонах, где продолжали стелить полы, а аппаратура подключалась к временной электропроводке. Добираться до нового кинокомплекса тоже было непросто - от конечной остановки автобуса у Окружного моста на набережной Москвы-реки приходилось подниматься двадцать минут пешком в гору по грунтовой дороге. Мимо злободневной темы не могли пройти известные остроумцы – Илья Ильф и Евгений Петров, опубликовав в журнале «Огонёк» фельетон «Сквозь коридорный бред» (№11, 1932 г.):


«Ехать надо далеко.

   По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было как можно труднее добраться. Нужно прямо сказать, что замысел этот блестяще осуществлен.

   Автобус доставляет киноработников и посетителей к мосту Окружной железной дороги и, бросив их посреди обширной тундры, уезжает обратно в город.

   Киноработники, размахивая руками и продолжая интересную беседу… совершают дальнейший путь пешком и вскоре скрываются между избами деревни Потылихи. Они долго идут по деревне, сопровождаемые пеньем петухов, лаем собак и прочими сельскими звуками, берут крутой подъем, проходят рощу, бредут по проселку, и очень-очень нескоро открываются перед ними величественные здания кинофабрики, обнесенные тройным рядом колючей проволоки. Впечатление таково, будто фабрика Союзкино ожидает неожиданного ночного нападения Межрабпомфильма и приготовилась дать достойный отпор.

   Мимо павильона-сторожки, по фасаду которого выведена большая гранитная надпись «Выдача пропусков», все проходят не останавливаясь, так как пропусков здесь не выдают. Выдают их в другой сторожке, на полкилометра дальше, где, однако, о пропусках ничего не сказано. Нет ни гранитной надписи, ни даже извещения, нацарапанного химическим карандашом…

…..В коридоре тоже идет своеобразное заседание. Сюда, в коридор, люди приходят с утра и уходят отсюда только вечером.

   Здесь любят и умеют поговорить. Высказываются смелые суждения, критикуются начинания, кого-то ругают, что-то хвалят, без конца обсуждают неудобства географического положения фабрики.

— Говорят, что паводок в этом году будет что надо!

— Опять нас отрежет от города.

— Вот увидите, как только пойдет можайский лед и нас отрежет, бухгалтерия объявит выплату гонорара. Они хитрые. Знают, что никто за ним не сможет приехать из города.

— Ну, я вплавь доберусь!..»



Ильф-петров.jpg
Писатели Евгений Петров и Илья Ильф - 1930-е гг.

Работники киностудии неоднократно просили власти Москвы, чтобы в район Потылихи провели общественный транспорт. Моссовет постановил провести трамвайную линию до проходной кинофабрики, но решение этого вопроса все время откладывалось из-за нехватки проволоки. К 1939 году небольшая улица Кипятка, разделяющая Потылиху и село Троицкое-Голенищево, была расширена и заасфальтирована. Сменив несколько названий, улица стала Мосфильмовской – и по ней наконец-то стал курсировать общественный транспорт. В том числе и трамвай, медь для линии электропередачи которому, мосфильмовцы, между прочим, собрали сами.


Опыта строительства столь масштабных объектов в стране тогда не было, поэтому в 1930-е коллективу киностудии приходилось сталкиваться ещё с множеством многочисленных переделок и исправлений. Однако общий энтузиазм тех лет и искренняя любовь к киноискусству помогали преодолевать все трудности. После окончания рабочей смены, работники самых разных цехов брали в руки лопаты и шли на стройку – отношение к студии в те годы было, как к родному дому.


В КИНО ПРИХОДИТ ЗВУК


Впрочем, все вышеперечисленные трудности меркли по сравнению с другой серьезной проблемой, с которой в начале 1930-х пришлось столкнуться молодому кинопроизводству. Сейчас в это сложно поверить, но факт остается фактом - проект гигантской кинофабрики не был рассчитан на появление в кино… звука! Павильоны имели разборные стены для увеличения пространства и по этой причине были абсолютно не приспособлены для съемок с записью синхронного звука. Кроме того звуковой кинематограф требовал наличия бесшумной осветительной и киносъемочной аппаратуры, технических решений процесса озвучивания и т.д. Производство звуковых картин в этих условиях стоило работникам студии немало труда. Серьезные работы по акустической отделке и звукоизоляции первый четырех съемочных павильонов удалось осуществить только во второй половине 1940-х годов.


062.jpg
Павильонные съемки в 1930-е гг.


Тем не менее, в звуковое кино медленно, но верно завоевывает советский экран. Сначала в виде опыта с экспериментальным звуковым киносборником. Первый выпуск данной «Звуковой сборной программы» открылся речью Луначарского о значении звукового кино, фильмом Абрама Роома «Тип-топ - звуковой изобретатель», а также маршем Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам». Для второго выпуска первопроходец звукового кино Николай Экк снял сказку Алексея Толстого «О свинье, которая картину писала», в сборнике прозвучал романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», в него был включен документальный фильм Дзиги Вертова «Симфония Донбасса».


Как и в Голливуде, приход звука вызвал огромный интерес к музыкальному кино и в СССР. Стремительно восходит звезда режиссера Григория Александрова – вслед за невероятно успешными «Веселыми ребятами» - весьма эксцентричным и во многом новаторским фильмом на музыку И. Дунаевского - он выпускает искрометные комедии «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», в которых блистает всенародная любимица Любовь Орлова. Вообще 1930-е – время появления на кинонебосклоне настоящих советских кинозвезд - Марины Ладыниной, Николая Крючкова, Бориса Андреева, Людмилы Целиковской, Михаила Жарова и многих других артистов. В картине Константина Юдина «Девушка с характером» (1939) зрителей покорила Валентина Серова, в «Подкидыше» (1939) Татьяны Лукашевич незабываемые образы создали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Блистательный актёрский состав в музыкальной комедии «Трактористы» (1939) собрал Иван Пырьев.


036.jpg
Григорий Александров (в центре) на съемках фильма "Веселые ребята"


Дебютировав немой «Пышкой» Михаил Ромм в 1930-е создаёт легендарные «Тринадцать» (1936), а также «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), положившие начало «ленинианы» в советском кино. Фильмы Александра Птушко «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939) поражали зрителей техническими новшествами комбинированных съемок, технологией «объемной мультипликации», позволявшей одновременно действовать в кадре артистам и куклам. Огромным зрительским интересом пользовалось и «серьёзное кино» - историко-патриотические фильмы «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна, «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) Всеволода Пудовкина – к тому времени уже ведущих мастеров киностудии «Мосфильм» (официальное название с 1936 года). В кино ищут себя будущие театральные деятели. В 1930 году немым фильмом «Путь энтузиастов» дебютировал в качестве режиссера Николай Охлопков. В 1934 году Рубен Симонов поставил комедию «Весенние дни» («Энтузиасты») - о любви и дружбе молодых рабочих.


placat1.jpg
Оригинальный плакат картины "Минин и Пожарский" (1939)


ВОСПЕВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЭПОХИ – ПОЧЕМУ БЫ И… ДА!


1930-е годы стали для киноискусства периодом перехода от спонтанной революционной героики и романтики к обязательному воспеванию эпохальных достижений молодой страны Советов. Задачу восхваления советского строя во многом облегчало само время, переживаемое кинематографом, и его формы - доминирование музыкальной составляющей. Через песню, особенно в исполнении Утёсова, или торжественный марш Дунаевского легче было донести до зрителя мысль, что «СССР – лучшая страна на свете!» Впрочем, как показало время, идеологическая сторона ни в коей мере не умаляла художественных достоинств картин тех лет. Кроме того, не стоит забывать, что и мировой кинематограф в те годы обязательно что-нибудь воспевал: французское кино – богемную парижскую жизнь, американское – Бродвей и лихих ковбоев и пр. Бодрость духа, оптимизм, вера в свою страну и народ – в то время являлись, как бы сейчас выразились, «общими трендами» в кино.


049.jpg
В 1930-е в советском кино царила внешне лёгкая и беззаботная атмосфера


Однако к концу улыбчивого музыкального кинодесятилетия на экране уже довольно остро чувствуется тревога. В финале «Трактористов» герои поют марш советских танкистов, в котором есть и такие слова: «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин». Это – предчувствие приближающейся большой войны и клятва верности вождю. В «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна потенциальных врагов СССР с экрана уже недвусмысленно предупреждают: «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет!»


000091.jpg
На съемках картины "Александр Невский" (1938)


К сожалению, не обошли мосфильмовцев и политические репрессии, пик которых пришелся на 1937 год. Ранее во вредительстве и контрреволюции был обвинен и расстрелян автор архитектурного проекта «Мосфильма» Евгений Брокман. А в 37-м был арестован и расстрелян «за шпионаж» талантливый оператор и теоретик кино Владимир Нильсен, снявший «Веселых ребят» и «Цирк» Александрова, «Бежин луг» Эйзенштейна, работал он и на съемках «Волги-Волги», но сам фильм увидеть уже не успел. Параллельно была уничтожен и сам фильм «Бежин луг» после просмотра Сталиным черновых материалов картины. По материалам, на свой страх и риск сохраненных монтажером, Наум Клейман и Сергей Юткевич впоследствии смонтировали «фотофильм», дающий отдаленное представление о грандиозном замысле его создателя.


0005Бежин.jpg
Сергей Эйзенштейн на съемках уничтоженной впоследствии картины "Бежин луг"


НОВАТОРСКИЙ ПОДХОД И ОРДЕН ЛЕНИНА


С первых лет со дня своего основания «Мосфильм» превратился в настоящую научно-исследовательскую площадку, где совершенствовались технологии, методы организации съемочного процесса и различное оборудование. Специалисты киностудии долгие годы вносили весомый вклад в развитие кинопроизводства, работая в тесном контакте с Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ), различными конструкторскими бюро киноаппаратуры, заводами по производству кинопленки. На Мосфильме были изобретены основные способы комбинированных съемок, разработаны новые материалы для создания объемных декораций, модернизировалась киносъемочная, осветительная и звукозаписывающая техника. Многие инженерно-технические специалисты студии имели патенты на изобретения и правительственные награды.


Достигнутые киностудией успехи в конце 1930-х годов были высоко оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1939 года «за выпуск выдающихся по своим идейно-художественным и техническим качествам кинофильмов» студия была награждена орденом Ленина. К тому моменту в штате «Мосфильма» числилось более двух десятков режиссеров. К примеру, в производственном плане на 1937 год, помимо мультипликационных лент, было предусмотрено двенадцать игровых картин, включая «Бежин луг» Эйзенштейна, «Волга - Волга» Александрова, «История одного солдата» Ромма, «Жутов мост» Барнета и др. Средний бюджет одной картины составлял 1,5 тыс. рублей.


061.jpg
Натурные съемки - 1930-е гг.


Некогда далекая и глухая Потылиха к концу 1930-х превратилась в настоящий киногород, в котором кипела и бурлила творческая жизнь. Впервые в истории весь процесс кинопроизводства был собран в одном месте, включая все звенья и этапы - от подготовки сценариев до выпуска отпечатанной здесь же кинокопии для проката. Увы, всё в одночасье изменила война…


О кино-мобилизации, о легендарных «Боевых киносборниках», снимаемых «Мосфильмом» в эвакуации, и о возвращении киностудии в столицу еще до завершения Великой Отечественной - в следующем материале Mosfilm.ru, посвященному грядущему столетию киностудии.


Фото: Мосфильм-Инфо