Версия для слабовидящих
3

К 100-летию киностудии. «Мосфильм: История. Люди. Тайны»

17 июля 2023
Редакция новостей
1792

Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны», посвященных 100-летию киностудии «Мосфильм», которое будет отмечаться 30 января 2024 года. О кино-мобилизации в 1941-м году, о легендарных «Боевых киносборниках», снимаемых «Мосфильмом» в эвакуации, и о возвращении мосфильмовцев в столицу еще до завершения Великой Отечественной, а также истории создания эмблемы киностудии - в нашем материале.


«МОСФИЛЬМ» В ЭВАКУАЦИИ


С первых дней войны «Мосфильм», вслед за другими киностудиями страны, был объявлен объектом особой важности. Правительство СССР уже успело в полной мере оценить агитационные и духоподъемные возможности кинематографа – в этом плане киностудия действительно имела стратегическое значение. С конца июля 1941 года мосфильмовцы, как и все москвичи, постоянно дежурили на крышах, чтобы засыпать песком зажигательные бомбы, которые сбрасывали на столицу самолеты нацистов. Параллельно на огромном предприятии начинается подготовка к эвакуации, хотя окончательное решение о ней будет принято только в сентябре, когда немецкие войска уверенно продвигались к Москве. Понятно, что кинопроизводство необходимо было перемещать в глубокий тыл – звучали предложения то о Куйбышеве (ныне Самара – прим.), то о Новосибирске. Однако эти города уже приняли основной поток эвакуированных – не только сотни тысяч людей, но и промышленные предприятия. В итоге выбор пал на Алма-Ату – там с 1934 года работала местная студия кинохроники, а это пусть и небольшая, но уже готовая техническая база.


p156.jpg
Сергей Эйзенштейн на съемках в "полевых условиях"


14 октября 1941 года «Мосфильм» двумя длинными эшелонами покинул Москву. Нелегкий путь до Алма-Аты занял две недели – разгрузка эшелонов с людьми и оборудованием происходила фактически в «чистом поле». Бытовые условия были приближены к фронтовым – несмотря на солнечную погоду, ночи в казахских степях стояли холодные, хранить аппаратуру поначалу было просто негде, да что говорить - если под съемочную площадку, по предложению режиссера Александра Птушко, приспособили большой шатёр, сделанный из ткани для дирижабля! И все же, несправедливо было бы говорить о том, что столица Казахстана приняла кинематографистов нерадушно. В распоряжение деятелей киноискусства поступил местный Театр оперы и балета, зрительный зал которого сразу же был превращён в съемочный павильон, самая крупная гостиница, новый жилой дом и около тысячи ордеров на уплотнение. Ведущие мастера советского киноискусства – режиссеры, операторы, актёры – разместились в новом трёхэтажном доме на углу улиц Кирова и Пролетарской. Строение быстро окрестили «лауреатником» - за количество «звёздных» жильцов.


В конце 1941 года на базе эвакуированных «Мосфильма и Ленфильма» была создана Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС), проработавшая с 1941 по 1944 годы. Её художественным руководителем некоторое время был москвич Сергей Эйзенштейн, затем ленинградец Фридрих Эрмлер. Производство фильмов было налажено в самые сжатые сроки и шло практически круглосуточно несмотря на технические трудности, нехватку квалифицированных специалистов и актёров, сложный быт. Порой в целях экономии одну и ту же декорацию использовали в разных картинах, из-за дополнительных транспортных расходов были резко ограничены съемки на натуре, максимально ограничили потребление электроэнергии для осветительных приборов.


«Жизнь в Алма-Ате – труднейший отрезок времени, очень сложный и необыкновенно интересный… Тогда уже ввели карточки, по ним мы получали хлеб. Я почему-то очень хорошо помню Пудовкина. У него в руках авоська, в ней буханка черного хлеба, который он пытался на что-нибудь выменять или продать, как все остальные… Алма-Атинская кинофабрика была крошечной студией с одним большим павильоном и несколькими маленькими. Работали в три смены. Уже была зима но в павильонах не топили. Мы с Крючковым снимались ночью в «Парне из нашего города», у нас изо рта шёл пар. И мы мечтали о стакане горячего чая, даже не чая, а просто кипятка…» - вспоминала Народная артистка СССР Лидия Смирнова.

001a.jpg
Лидия Смирнова на съемках фильма "Парень из нашего города"


Уже к началу 1942 года были готовы первые полнометражные фильмы на военную тематику – «Парень из нашего города» Александра Столпера и Бориса Иванова, «Секретарь райкома» Ивана Пырьева. Всеволод Пудовкин снял сатиру «Убийцы выходят на дорогу» по пьесе Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Был выпущен и документальный агитфильм «Фашизм будет разбит» режиссера Эсфиль Шуб, который показывали бойцам на передовой. Сохранять бодрость и уверенность в победе советским людям помогали и «Боевые киносборники», в которых снимались популярнейшие артисты - Борис Чирков, Николай Крючков, Марина Ладынина, эстрадные певцы Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, будущий известный сатирик Аркадий Райкин снялся в роли фронтового киномеханика. С нечеловеческой нагрузкой работали все члены съемочных групп – от уборщиц до лауреатов сталинских премий. Некоторые, как артист Борис Блинов, буквально «сгорали» на съемках – актёр ушёл из жизни, заболев тифом, однако успев сыграть одну из главных ролей в фильме «Жди меня». Всего на ЦОКС было снято двадцать полнометражных фильмов разных жанров и десять короткометражек.


Но не только героическим кино жил советский зритель – на фронте и в тылу людям нужно было и отдыхать. Неудивительно, что большой популярностью пользовались и довоенные комедии, а также фильмы на исторические сюжеты. Вторжение Гитлера, к примеру, прервало работу над комедией «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. Режиссер в числе многих мосфильмовцев записался добровольцем на фронт, но практически перед отправкой на фронт его отозвали -Сталин лично распорядился закончить картину и выпустить ее на экраны.


МОСФИЛЬМОВЦЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВНОВЬ МОСКВА


950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию и в дивизии народного ополчения, в числе которых была и 21 дивизия народного ополчения Киевского р-на Москвы. Её солдаты участвовали в битве за Москву, в боях под Сталинградом. За мужество и героизм, проявленные на Волге дивизия была преобразована в Гвардейскую – позже участвовала в освобождении Чернигова, боях на Висле и под Варшавой, форсировании Одера под Берлином. Дивизия была награждена Орденом Суворова II степени. Войну прошли ставшие впоследствии известными и всенародно любимыми режиссеры Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Леонид Гайдай, Юрий Озеров, Владимир Басов, Александр Алов, актеры Владимир Гуляев, Михаил Глузский, Станислав Чекан и многие другие.


685 работников киностудии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта… Но и те, кто работал в эвакуации на ЦОКС в составе фронтовых бригад выезжали с концертами на фронт и в госпитали, рискуя жизнь не раз попадали под обстрелы и бомбёжки – так что зачастую играть в кадре артистам не приходилось, почти все они видели ужасы войны воочию. В честь погибших участников Великой Отечественной войны на центральной площади киностудии в 1965 году был открыт памятный обелиск-стела «Друзьям нашим, отдавшим жизнь за Отчизну». В главном корпусе открыта экспозиция, посвящённая боевому пути мосфильмовцев на фронтах Великой Отечественной.


IMG_5736.jpeg


С октября 1941-го и почти весь 1942-й год в зданиях на Воробьевых горах работал лишь один цех специального назначения, в котором инженеры, мастера и подростки 11-15 лет выполняли военные заказы — изготавливали детали для понтонных мостов и десантных лодок, а также следили за сохранением оборудования, не вывезенного в эвакуацию. «Мосфильм» ни на один день не прекращал работу, хотя в случае прорыва немцев в город, был разработан план уничтожения студии – в качестве горючего материала даже была заготовлена резаная плёнка.


Уже в конце 1942 года, как только немецко-фашистские войска отбросили от столицы, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». В 1943 году директором студии в Москве был назначен Владимир Головня, ему пришлось заниматься вопросами возобновления работы всех производственно-технических и подсобных цехов, когда из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений сотрудники, а на самом «Мосфильме» было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. К концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой, люди работали в три смены, понимая, что вся страна должна отдавать все силы победе. Кинофильмов в то время снималось мало, но продолжали выпускаться «Боевые киносборники», включающие в себя и кинохронику, и игровые сюжеты. Снимались в них и Любовь Орлова, и Зоя Фёдорова – в то время главные и любимые актрисы страны.


003.jpg
Зоя Фёдорова - 1940-е гг.


Несмотря на сложности военного времени кинопроизводство на «Мосфильме» развивалось. В 1943—1945-м годах студия выпустила фильмы, которые до сих пор изучаются во многих киношколах мира: «Кутузов» (реж. В. Петров), «Иван Грозный» (реж. Сергей Эйзенштейн), «Небо Москвы» (реж. Юлий Райзман), «Свадьба» (реж. Исидор Анненский), «Человек № 217» (реж. Михаил Ромм), «В шесть часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев), «Без вины виноватые» (реж. В. Петров), «Близнецы» (реж. Константин Юдин) и др. Новаторские подходы съемки, уникальная аппаратура, собственные технические изобретения позволили «Мосфильму» снять один из первых цветных советских фильмов - «Иван Никулин - русский матрос» (реж. Игорь Савченко). За лучшее использование цвета сразу после войны Каннский фестиваль наградил премией и фильм Александра Птушко по сказке Бажова «Каменный цветок». За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны коллектив «Мосфильма» был неоднократно награжден переходящим Красным Знаменем Государственного комитета Обороны СССР, которое в итоге было передано на вечное хранение киностудии, где оно бережно хранится и сейчас.


ScanImage001.jpg
Фрагмент стенограммы Художественного совета по приемке картины "Иван Грозный" - 1944г.


ЭМБЛЕМА КИНОСТУДИИ «МОСФИЛЬМ»


Отгремели праздничные салюты в честь безоговорочной капитуляции нацистской Германии. СССР - стране, победившей в самой страшной войне в истории человечества, необходимо было восстанавливаться, причем в сжатые сроки – фултонская речь Черчилля чётко обрисовала дальнейшее противостояние сверхдержав в рамках «Холодной войны». Людей необходимо было мотивировать на подвиги – теперь уже трудовые, и правительство понимало, что кино в деле поддержания морального духа народа-победителя будет играть ведущую роль. Власть даёт установку – снимать как можно больше жизнеутверждающих и светлых картин. А «Мосфильм» как главная киностудия страны должен обрести соответствующий государственным задачам символ – заставку, эмблему, логотип.


Для утверждения подобного символа была создана специальная комиссия, в состав которой вошли известные деятели культуры и искусства. В её ряды была включена и скульптор Вера Мухина – автор монументальной композиции «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Выдающаяся скульптура – настоящий гимн людям созидательного труда, получила во Франции высшую награду, а её автор - мировое признание. После триумфального успеха за границей композиция была перевезена в Москву и установлена перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Жизнеутверждающий пафос скульптуры, символизирующий несокрушимый союз рабочего класса и крестьянства, часто использовался и ранее – на плакатах и фотографиях, в фильмах («Светлый путь» 1940, реж. Григорий Александров, «Здравствуй, Москва!» 1945, реж. Сергей Юткевич и др.) – так что сомнений у комиссии не было.


Макет.png
Уменьшенная копия скульптуры 


Специально для «Мосфильма» Вера Мухина изготовила метровую копию «Рабочего и колхозницы», а 2 июля 1947 года она впервые появилась в заставке фильма Григория Александрова «Весна». С тех пор скульптура на фоне Спасской башни Кремля является незыблемым символом киностудии «Мосфильм» - хотя за прошедшие десятилетия не раз видоизменялась. Сегодня она выполнена при помощи цифровых технологий – тем не менее, изображение сохранило преемственность с оригиналом.


С 1947 года.png
Вариант марки с 1947 года

1960-1990.png
1960 - конец 1980-х гг.

1998 - 2001.png
1998 - 2001 гг.

2002 - 2012.jpg
2002- 2012 гг.

2012 - наст. время.png
2012 - наст. время


Любопытно, что в 1990-е годы наследники Веры Мухиной предъявили «Мосфильму» претензии относительно якобы бесплатного использования киностудией знаменитой скульптуры. Однако киностудия сохранила специальный договор, который подтверждает, что Вера Мухина создала для «Мосфильма» уменьшенный макет своей знаменитой работы. За копию скульптуры автору было выплачено денежное вознаграждение, что опять-таки подтверждается документами…


ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ – БОЛЬШОЙ «МОСФИЛЬМ» И «МАЛОКАРТИНЬЕ»


В 1946 году правительством было принято решение о расширении и серьезной реконструкции киностудии. Этот проект вполне укладывался в общую государственную политику - страна тратила огромные силы на восстановление народного хозяйства. В Институте по проектированию кинопредприятий и кинотеатров (ГИПРОКИНО) было создано специальное бюро, сотрудники которого под руководством главного архитектора Г. Лаврова разработали в 1948 году проект так называемого «Большого Мосфильма».


Одним из инициаторов этого проекта был Михаил Калатозов (режиссер, снявший на «Мосфильме» такие фильмы как «Верные друзья» (1954), «Летят журавли» (1957), «Красная палатка» (1969) и др.). В 1943-1945 гг. он занимал пост полномочного представителя Комитета по делам кинематографии в США. После возвращения в СССР Калатозов был назначен на должность заместителя Председателя Комитета по делам кинематографии СССР, и ему было поручено разработать предложения по восстановлению разрушенной в годы войны кинопромышленности СССР. Главным объектом этого восстановления был определен именно «Мосфильм». По совместительству Калатозов также был назначен исполняющим обязанности директора студии (до конца 1946 года), чтобы досконально изучить работу «Мосфильма» и представить план его реорганизации. Именно предложения Калатозова легли в основу плана «Большого Мосфильма».


проект БОЛЬШОГО МОСФИЛЬМА 1948.jpg
Проект "Большого Мосфильма"


В соответствии с проектным заданием и распоряжением Совета Министров СССР строительство должно было начаться в 1949 году. Утвержденный проект был выполнен в стиле так называемого «сталинского ампира» - все новые объекты были украшены различными скульптурами, на территории студии были запланированы большой сквер, площадь с фонтаном и др. Строительство оказалось масштабным и дорогостоящим, к тому же с появлением новых технологий в кинопроизводстве изменились требования к техническому оснащению студии. Поэтому полностью проект реализован не был, возвели только несколько объектов, из них наиболее характерными являются здания 2-го и 3-го блоков павильонов, расположенных вдоль Мосфильмовской улицы.


Другими яркими примерами «сталинского ампира» является парадный въезд на студию со стороны Воробьевых гор и чугунная ограда с пышным декором и массивными колонами.


Проходная.jpg
Конец 1940-х гг.


Ещё во время войны Сталин жестко потребовал от кино воспитывать новые поколения зрителей на примере великих соотечественников – репертуар кинотеатров стал наполняться биографическими лентами из жизни полководцев, писателей, композиторов, экранизациями классики. Осенью 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором кинематографическая отрасль подвергалась необоснованной критике «за безыдейность творчества», «искажение советской действительности», «заискивание перед Западом» и пр. Среди запрещенных к показу лент оказались фильмы различных киностудий – «Большая жизнь» (2-я серия), «Простые люди», «Адмирал Нахимов» и другие замечательные картины, в том числе и вторая серия «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, снятая на «Мосфильме». Любопытно, что фильм получил Сталинскую премию за первую серию, а затем подвергся разносу за продолжение, в котором глава СССР, вероятно, усмотрел скрытые намеки на свою собственную политику. Нападки критики и общая гнетущая атмосфера вокруг картины стоили Сергею Эйзенштейну жизни, умершему от инфаркта в 1948 году. В биографической ленте «Глинка» Лео Арнштама партийное начальство не устроил образ Пушкина в исполнении Петра Алейникова – вторую картину на эту же тему позже снял Григорий Александров, создавший в итоге помпезный музыкальный фильм «Композитор Глинка» (1952).


p151.jpg
Сергей Эйзенштейн на съемках картины "Иван Грозный"


С конца 1940-х годов были серьезно ужесточены цензура и контроль за производством фильмов, это время оказалось самым творчески тяжелым для советского кино и в частности для «Мосфильма». Используя ленинскую формулировку, Сталин потребовал от кинематографистов снимать «меньше, да лучше», при этом доходы от кинопроката должны были возрастать. Кино выходит в основном «фанфарное» - либо о трудовых свершениях («Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской»), либо о величии отдельных личностей. Например, в финале эпопеи «Падение Берлина» Иосиф Сталин в белом кителе прилетает в Берлин на самолёте (чего в действительности не происходило).


029.jpg
Михаил Геловани в роли Сталина в фильме "Падение Берлина" (1949)


Политика «малокартинья» привела к тому, что на студии с каждым годом сокращалось производство новых фильмов. В 1946 году было снято двадцать два фильма, в 1948 – восемнадцать, в 1951 - семь – из которых художественными фильмами были только три картины. Кроме существенного сокращения кинопроизводства, эта политика привела к серьезной проблеме с кадрами - творческая молодежь была вынуждена менять профессии, многим известным режиссерам - таким как Юлий Райзман, Борис Барнет, Михаил Ромм, Ефим Дзиган и другим, пришлось искать работу на республиканских киностудиях Советского Союза.


О том, как складывались для «Мосфильма» 1950-е, разделившиеся с уходом из жизни Сталина «пополам» - на время окриков партийных постановлений и первое предвестие оттепели – в следующих материалах Mosfilm.ru, посвященных грядущему 100-летию киностудии.

Фото: Мосфильм-Инфо