К 100-летию киностудии «Мосфильм», которое будет отмечаться 30 января 2024 года, Mosfilm.ru запускает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны». Мы расскажем о значимых вехах в истории прославленной студии, о великих именах и фильмах, ставших частью отечественной и мировой культуры. Заглянем по другую сторону экрана – раскроем ранее неизвестные факты, опубликуем архивные документы, вспомним, как создавался и развивался «Мосфильм» и каков он теперь - спустя целый век!
Первый киносеанс в России состоялся 4(16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум» - через год после выхода на экраны в Париже фильмов братьев Люмьер. Своим рождением и становлением российское кинопроизводство обязано, прежде всего, потомственному дворянину и участнику Русско-японской войны Александру Алексеевичу Ханжонкову (1877 - 1945). Умелый организатор, талантливый и деятельный человек, Ханжонков многое в российском и мировом кино сделал впервые. Созданное им в 1911-м году акционерное общество «А. Ханжонков и К» построило в Москве на Житной улице первое в России киноателье площадью 400 кв м и оборудованное по последнему слову техники. Первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», созданный в ателье Ханжонкова, был показан царскому двору в Ливадийском дворце - Николай II принял картину благосклонно, позже фильм с успехом прошел по всей России и был закуплен к показу многими иностранными фирмами. Специальный научный отдел ателье Ханжонкова снимал документальное, научно-популярное кино и просветительские фильмы. Кроме того, Ханжонков запечатлел на пленку похороны Льва Толстого, сохранил для истории лица актеров МХАТа - Станиславского, Качалова, Книппер и др.
А.А. Ханжонков (1877 - 1945)
Параллельно с 1915 года в Москве, основав собственное кинопредприятие, молодое искусство весьма успешно развивал Иосиф Николаевич Ермольев (1889 - 1962). За год до этого молодой человек выкупил участок земли с двумя доходными домами и садом возле Брянского вокзала (ныне – Киевский вокзал). На месте снесенных зданий был построен летний киносъемочный павильон площадью около 1,5 тыс. кв м – любопытно, что стены здания были подвижными – это позволяла изменять внутреннее пространство. Вскоре рядом было возведено и капитальное двухэтажное строение - павильон на 2,5 ыс. кв м с лабораторией для пленочных работ. До 1918 года ателье Ермольева успело выпустить более 120 немых фильмов. Многие из них были весьма успешны у публики – «Отец Сергий», «На бойком месте», «Петербургские трущобы», «»Пиковая дама» и др. В ателье трудились режиссеры Яков Протазанов и Владимир Гардин, артисты Иван Мозжухин и Ольга Гзовская и другие.
И.Н. Ермольев (1889 - 1962)
Простота и доступность кинематографа, возможность влияния на массы была по достоинству оценена Владимиром Лениным, провозгласившим: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…» Неудивительно, что правительство РСФСР в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кинопредприятия. Самые крупные ателье не раз переименовывались, переходили из одной госструктуры в другую и только к 1923 году были преобразованы в Фабрики Госкино. Ателье Ханжонкова на Житной стало 1-й Фабрикой Госкино, ателье Ермольева в Брянском переулке – 3-й Фабрикой Госкино. Объединение «Госкино», возникшее на их основе в том же году, и стало прообразом будущего «Мосфильма».
Датой рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года, когда на экраны молодой страны Советов вышел первый фильм новой киностудии – полнометражная немая картина «На крыльях ввысь» режиссера и одновременно директора нового объединения Бориса Михина (1881 - 1963). В немой ленте снялась будущая актриса Малого театра Мария Блюменталь-Тамарина. Это был кинорассказ об инженере Глаголеве, сконструировавшем новый самолет, на котором потом его сын Борис успешно бил «белых». «Киножурнал АРК» охарактеризовал ленту как первый «советский детектив», «агитационную фильму на авиационную тему». «Киногазета» № 1 за 1924 год признала «фильму» - так тогда называли кинокартины - сравнительно удачной:
«С выпуском картины не торопились, и отделана она довольно тщательно... нет бьющих в глаза технических ляпсусов. Умело вклеены куски хроники. Из натурщиков лучше всех, бесспорно, летчик Б. Глаголев. Он прост, естествен, чувствует себя на аэроплане, как дома».
Тогда же на студию приходят работать Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Абрам Роом, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров, операторы Эдуард Тиссэ, Анатолий Головня, художник и будущий режиссер Сергей Юткевич и другие кинематографисты, имена которых будут вписаны в историю отечественного и мирового кинематографа золотыми буквами. Но пока у них ещё всё впереди…
Режиссер Абрам Роом вспоминал:
«Я пришел туда в 1924 году: все только еще складывалось. Тиссэ уже был там, Эйзенштейн пришел чуть позже. Директором был Михин, он же и поставил за три недели первый шестичасовый фильм "На крыльях ввысь". Потом его сменил Капчинский, он привлек множество новых людей - режиссеров, операторов, писателей. Молодым легко доверяли постановки. Это было деревянное здание, очень наивное, очень старое. В нем было тесновато, не всегда удобно, но уютно. Без зарплаты, как на работу, приходили Бабель, Шкловский, Асеев, Брик, брались за все: помогали делать надписи, делились идеями, критиковали беззастенчиво. Это был наш дом на Житной: названия менялись каждые два года, а мы звали его просто "Житная" и долго потом вспоминали этот неповторимый аромат начала, юности искусства.
Маленький просмотровый зал был поделен ситцевой занавеской на две части, в одной половине я монтировал "Бухту смерти", за занавеской работал Эйзенштейн. Иногда мы отбрасывали занавеску и смотрели друг у друга, что получается. Споры начинались невообразимые. Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно на Житной сделаны фильмы, ставшие основой нашего кино. Все было кустарно, все делалось руками и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук..."
Уже в первое десятилетие новой студии, которое регулярно меняло свои названия (1933 год - Московская фабрика «Союзфильм», 1934 год – «Москинокомбинат», затем «Кинофабрика «Мосфильм», наименование «Киностудия «Мосфильм» за студией окончательно закрепилось 4 января 1936 года – прим.) были сняты фильмы, которые пережили своё время, а некоторые стали признанными шедеврами. Первая «фильма» в этом ряду – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» - комедия Льва Кулешова, высмеивающая «предрассудки» иностранца, угодившего в новую социалистическую Россию. И сразу, следом - «Стачка» Сергея Эйзенштейна, а через год - его же «Броненосец "Потемкин». А ведь были ещё: «Луч смерти» (Лев Кулешов, 1925), «Третья Мещанская» (Абрам Роом, 1927), «Октябрь» (Сергей Эйзенштейн, 1927), «Арсенал» (Александр Довженко, 1928), «Потомок Чингиз-хана» (Всеволод Пудовкин, 1928), «Привидение, которое не возвращается» (Абрам Роом, 1929), «Старое и новое» (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1929), «Тихий Дон» (Ольга Преображенская, Иван Правов, 1930), «Государственный чиновник (Иван Пырьев, 1930).
На съемках фильма "Броненосец "Потемкин" (1924)
Судя по сохранившимся фотографиям технический уровень небольшой студии на Житной был очень скромным. Да и откуда ему взяться? Позади Революция, лихолетье Гражданской войны, молодая нищая страна… И всё же – у киностудии есть все необходимые цеха. От костюмерной и реквизиторской до павильона. Появилась пусть и крошечная, но своя лаборатория обработки плёнки. Есть даже собственная футбольная команда! Главное не в материальном – на чистом энтузиазме на глазах рождается школа кино! На Житной собирается созвездие талантов – романтиков-первопроходцев кинематографа, на опыте которых потом будут учиться поколения кинематографистов всего мира.
Съемки в павильоне
Во второй половине 1920-х небольшая кинофабрика на Житной улице уже не могла обеспечивать стремительно растущие потребности кинопроизводства: в одном павильоне приходилось строить декорации сразу к двум-трем картинам (немое кино оставляло такую возможность), а за монтажными столами работали в несколько смен. Не говоря уже о том, что печать пленок, пошив костюмов и многие другие работы производились в разных районах Москвы. Новые горизонты, открывающиеся перед кинематографом, требовали и более широкого размаха. И волей советской власти – он последовал.
В 1927 году советское правительство принимает решение о строительстве нового здания для киностудии – объявляется конкурс. Из двадцати одной заявки был выбран проект, разработанный архитекторами и инженерами Совкино под руководством Евгения Брокмана (1882 - 1931).
Стоит отметить, что перед этим событием режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссе были командированы в Европу, а затем и в США, чтобы воочию увидеть и оценить уровень западного кинопроизводства. В те годы в Америке как раз строился Голливуд - будущая «фабрика грёз». Но неверным было бы утверждение о том, что советский проект киностудии копировал американский – схожим был лишь принцип концентрации всех этапов съемочного процесса в одном месте.
Район Потылихи на рубеже 1920-1930-х гг.
20 ноября 1927 года на Ленинских (Воробьёвых) горах близ хутора Потылиха состоялась официальная церемония закладки первого камня новой кинофабрики.
«Правление Всероссийского Фото-Кинематографического Акционерного Общества Советское Кино "СОВКИНО" приглашает Вас на торжество закладки новой кинофабрики имени товарища Л.Б. Красина, имеющей быть в воскресенье 20-го ноября 1927 года на Ленинских горах (хутор Потылиха) в 11 часов дня. Правление Совкино.
Маршруты следования к месту закладки ф-ки:
1. Трамвай №№ 4, 15, 17, 31 и Б до Смоленского рынка и от Смоленского рынка до села Потылихи автобус № 13, от конечной остановки которого до места закладки кинофабрики 10 мин. ходьбы.
2. От Калужской заставы на Ленинские Горы трамвай № 7, от конечной остановки которого через село Воробьево до места закладки 20 мин. ходьбы».
Это подробное объявление, напечатанное тиражом в несколько сотен экземпляров, зафиксировало исторический момент закладки крупнейшей в Европе киностудии. В то время этот подмосковный район представлял собой сельскую местность – с огородами, дачами и садами. Главный корпус киностудии согласно задумке архитектора с высоты птичьего полёта напоминал самолёт и был выполнен в доминирующем в то время стиле конструктивизма. Здание стало первой очередью большого строительства – корпус включил в себя четыре павильона, административные помещения, актерские комнаты и монтажный цех. Причём «обживать» новое здание кинематографисты начали ещё в момент строительства.
Главный корпус "Мосфильма" - начало 1930-х
Торжественное открытие новой кинофабрики состоялось 9 февраля 1931 года. Впрочем, самые современные и технически «продвинутые» павильоны (например, стены между 2-м и 3-м павильонами могли раздвигаться - прим.) всё-таки пришлось переформатировать под нужды стремительно развивающегося звукового кино – прежде всего, в вопросе звукоизоляции. Несмотря на сопутствующие трудности, в 1932 году на Московской объединенной фабрике «Союзкино им. 10-летия Октября» (так она стала называться после объединения с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице) начались съемки.
О сюжетах – кинематографических и жизненных, происходивших за стенами кинофабрики на Мосфильмовской в 1930-е годы, Mosfilm.ru расскажет в следующих публикациях, посвящённых грядущему 100-летию киностудии.