Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны», посвященных 100-летию киностудии «Мосфильм», которое будет отмечаться 30 января 2024 года. О том, как складывались для «Мосфильма» 1960-е, став в истории советского кино и «Мосфильма» самыми плодотворными и романтичными – в нашем материале.
Разговор о «Мосфильме» 1960-х не представляется возможным вне контекста «Оттепели» - периода в истории СССР после смерти Сталина, продолжавшегося около десяти лет, с относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творчества. Кинематограф тех лет стал реакцией на само время, полное надежд и мечтаний. Кроме того, пришёл момент серьёзного осмысления больших исторических событий – Великой Отечественной войны, осуждения культа личности и репрессий. Параллельно страна живёт большими проектами - первый полёт человека в космос, развитие науки, массовое строительство бесплатного жилья в городах и пр. Всё это вдохновляло, заставляло переосмысливать привычное, говорить о том, что раньше замалчивалось и экспериментировать - как всю отечественную культуру, так и кинематограф в частности.
В 1960-е «Мосфильм» ежегодно выпускает не менее десятка первоклассных фильмов – это настоящий «взрыв» после сталинского «малокартинья». Стили и направления – самые разные, но сосуществуют режиссеры мирно – без каких-либо «манифестов» и «программ», их новаторство во многом интуитивно, а общий прорыв подобен стихии - в каждом жанре рождаются свои шедевры, которые переживут эпоху.
Георгий Данелия на съемках фильма "Я шагаю по Москве" (1964)
К началу 1960-х продолжают работу, а некоторые возвращаются к активным съемкам и собственным замыслам, признанные мастера «Мосфильма» - Иван Пырьев, Михаил Ромм, Михаил Калатозов, Юлий Райзман, Александр Птушко, Александр Зархи, Борис Барнет, Александр Столпер и др. Параллельно с мэтрами (часто и бережно опекаемые ими) снимают, по большей части дебютируя, и молодые режиссеры: Марлен Хуциев, Георгий Данелия, Игорь Таланкин, Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько, Элем Климов, Эльдар Рязанов, Владимир Наумов, Владимир Мотыль, Александр Митта и многие другие. У всех за спиной – профессиональное образование, как правило, ВГИК, но и не только. За плечами Сергея Бондарчука, Григория Чухрая, Владимира Басова, Леонида Гайдая, Александра Алова, Юрия Озерова, Василия Ордынского и других – Великая Отечественная война. Стоит отметить, что в советское кино врывается и целая когорта операторских имён – Сергей Урусевский, Вадим Юсов, Георгий Рерберг и другие. Ярко заявляет о себе талантливый сценарист Геннадий Шпаликов.
Разные, порой совершенно противоположные по своим художественным взглядам, все они связаны временем больших надежд и самим мироощущением, разлитым в воздухе - торжеством юности, товарищества и светлых идеалов. Неслучайно героям картин тех лет становились именно молодые люди с их романтизмом и внутренней свободой. В кино приходит Чувство – атмосфера в фильмах нередко затмевает собой сюжет, как правило, незамысловатый. Образы на экране – красивые, лиричные, порой наивные, но в тоже время предельно ясные - превалируют над самой историей. Вся эта поэтика, очевидно, перекликалась с ярким кинематографом 1920-х – приёмами, открытыми ранее Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко.
"Я - Куба" (1964) - операторская работа С. Урусевского
Развитие техники – появление мобильной камеры «Конвас-автомат» породило и новую эстетику съемки – зритель не просто созерцал, но и впервые был вовлечен в действие на экране. Впрочем, для режиссеров 60-х все это - лишь инструменты для решения собственных задач. Герои фильмов больше не разговаривают идеологически правильными монологами, а обретают нормальную человеческую речь. Человек, его личное «я» - вот центральная тема картин первой половины 1960-х. Пусть даже если фильм повествует о борьбе заводского коллектива за производственный план или о научных изысканиях учёных-атомщиков. Впервые в советском кино героем стал интеллектуал – думающий и, как правило, противоречивый человек. Кинематограф «оттепели» прославил актеров нового типа, явил зрителю свежие лица – Иннокентия Смоктуновского, Алексея Баталова, Татьяну Лаврову и многих других.
Удивительно, но примерно тем же путем в то же время, экспериментируя, идут ведущие мастера мирового кино – например, Федерико Феллини. Формально автономное советское кино 1960-х, на самом деле, является неотъемлемой частью мирового кинопроцесса - вслед за итальянским неореализмом, французской «новой волной» и «новым Голливудом».
Почти каждая мосфильмовская картина 1960-х переосмысливала привычные темы, ломала устоявшиеся каноны, открывала неожиданные смыслы. К примеру, совершенно особым взглядом на восстановление послевоенной деревни взглянул режиссер Алексей Салтыков. Его фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в роли жесткого борца за судьбу родного колхоза в полной мере отразил стремление советского кино тех лет к «правде жизни». Егор Трубников своей яростной волей затмевал даже самых строгих "киношных" председателей, к тому же, после идиллических «Кубанских казаков» страна впервые увидела на экране разруху и нищету…
Михаил Ульянов в фильме "Председатель" (1964)
Изменился ракурс кинематографического осмысления Великой Отечественной войны. Не оспаривая героического подвига и вклада в Победу полководцев и всего советского народа, режиссеры обратили своё внимание на конкретные человеческие судьбы. В «Живых и мёртвых» Александра Столпера война была показана глазами военного корреспондента Серпилина, Григорий Чухрай в «Чистом небе» исследует послевоенную судьбу летчика, побывавшего в плену и вынужденного отстаивать свое честное имя. Совершенно новый взгляд на войну – глазами ребёнка - явил Андрей Тарковский в «Ивановом детстве». Пока не впрямую, осторожно, сквозь сюжет задавались и неудобные вопросы – например, о катастрофическом для СССР начале войны. Особняком в этом ряду стоит масштабная киноэпопея «Освобождение» (1967 - 1971) Юрия Озерова — своеобразная подробная «экранизация» основных сражений и политических событий Великой Отечественной войны. Так или иначе эта тема остается для всех без исключения режиссеров главным нравственным камертоном и в том или ином виде присутствует во многих картинах вне зависимости от их жанра.
Споры «физиков и лириков», выражавшие дух времени, не прошли мимо внимания кинематографистов. Михаил Ромм, в сталинское время снимавший фильмы-биографии, в 1962 году буквально «выстрелил» картиной-манифестом «Девять дней одного года». Лента стала новаторской – и по форме, и по содержанию. Помимо переосмысления нравственных принципов существования человека - на смену физической силе героев пришла мощь интеллекта, фильм был построен по принципу «бесфабульного» монтажа. Картина Ромма во многом задала и новый канон «производственного фильма» - в данном жанре на заре своей карьеры, к примеру, успешно работал Владимир Басов («Битва в пути»).
На съемках фильма "Девять дней одного года" (1962)
Вообще картины, снятые в 1960-е старшим поколением режиссеров «Мосфильма», успевших получить по несколько Сталинских премий, заслуживают отдельного внимания. Автор экранизации «Поднятой целины» Юлий Райзман с приходом «оттепели» снял смелую для того времени драму «А если это любовь?», разрушившую все тогдашние зрительские представления о советских школьниках. Оказалось, что юные строители коммунизма могут существовать в собственном хрупком эмоциональном мире, который легко могут разрушить черствые взрослые.
1960-е – прорыв и настоящий расцвет комедии. Мастерами жанра очень быстро становятся Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Причем каждый работает в собственной стилистике. Гайдай тяготеет к эксцентрике – трюкам, гэгам, музыке; Данелия добавляет комедии загадочную приставку «лирическая» (на самом деле это собственный несравнимый ни с кем режиссерский почерк); молодой Эльдар Рязанов играется с оттенками жанра – каждый новый его фильм не похож на другие. «Берегись автомобиля», «Операция «Ы», «Я шагаю по Москве» - удивительно, но почти каждый фильм, снятый в это десятилетие, до сих пор всенародно любим! Позже, когда задор «шестидесятников» пойдёт на спад, а к власти придёт Леонид Брежнев, в картинах появятся полунамёки, комедии начнут балансировать на грани сатиры - «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Тридцать три», «Человек ниоткуда». Границы допустимого власть обозначит быстро – в 1966-м фильм «Скверный анекдот» Алова и Наумова по мотивам произведений Достоевского – надолго ляжет на полку...
Николай Бурляев в фильме "Иваново детство" (1962)
Помимо массового кинематографа параллельно начинает существовать и «кино не для всех» в лице Андрея Тарковского. Начиная с «Андрея Рублева» (1966), лишенного широкого проката за религиозно-философскую направленность и натурализм, картины режиссера существовали как бы отдельно – для узкой зрительской прослойки. Впрочем, в череде блестящих мосфильмовских дебютов тех лет - Владимира Мотыля с «Белым солнцем пустыни», Ларисы Шепитько с «Крыльями», Андрея Кончаловского с «Первым учителем», за внимание зрителя режиссерам действительно приходилось бороться – к чему сам Андрей Арсеньевич особого рвения не проявлял, откровенно заявляя, что «не видит в массовости никакого смысла».
Сергей Бондарчук, напротив, воплотил в жизнь беспрецедентный проект — зрелищную эпопею «Война и мир» (1965–1967), ставшую одной из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве. В 1968 году советский фильм получил кинопремию «Оскар», став, по мнению американских киноакадемиков, лучшей картиной на иностранном языке. В этой же номинации лента завоевала американский «Золотой глобус» и была номинирована на британскую премию BAFTA. Кроме того, киноэпопея победила на Московском международном кинофестивале, став лидером советского проката в год премьеры первой серии.
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, "Война и мир" (1965 - 1967)
В 1960-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране Телевизионное объединение, где появилось быстро ставшее популярным многосерийное кино. За тридцать лет его существования на киностудии были сняты популярные телефильмы, среди которых: «Вызываем огонь на себя» (1963-1964) и «Операция «Трест» (1967) режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» (1969) Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» (1979) Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» (1984-1986) Александра Прошкина и многие другие.
В 1960-е годы советское правительство предприняло попытку сделать кинопроизводство более прибыльным. Председатель Совета министров СССР Андрей Косыгин продолжил начатую еще Никитой Хрущевым политику, направленную на частичную децентрализацию управления и на расширение самостоятельности организаций, в том числе, в части распоряжения прибылью от своей деятельности.
На съемках фильма "Берегись автомобиля" (1966)
В результате в 1965 году в системе кинопроизводства была создана специальная структура - Экспериментальная Творческая киностудия (ЭТК), которая должна заниматься производством фильмов на хозрасчетной основе с учетом материальной заинтересованности всех работников. Так, авторский гонорар выплачивался только в том случае, если картина полностью себя окупала в прокате, если же она приносила серьезную прибыль, гонорар для создателей возрастал в два-три и более раз. Художественным руководителем ЭТК был назначен кинорежиссер Григорий Чухрай, вместе с ним инициатором нововведения выступил чиновник Госкино Владимир Познер, заведовать литературной частью ЭТК был приглашен знаменитый писатель-фронтовик Константин Симонов.
ЭТК работала на принципах самоокупаемости и самофинансирования, не имела собственного штата работников и материальной базы - это была чисто творчески-административная структура. С режиссерами и съемочной группой заключали договоры для работы над конкретным фильмом, заказы на производство картин размещались на других больших киностудиях.
Самостоятельная хозрасчетная деятельность не означала, что ЭТК была лишена контроля и цензуры Госкино. К тому же, к 1968 году негласный период «оттепели» формально закончился. После ввода советских войск в Чехословакию, в СССР были возвращены жесткая централизация управления и контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. В 1968 году ЭТК, которая базировалась на Мосфильме, была на основании приказа Госкино СССР реорганизована в хозрасчетное Экспериментальное Творческое Объединение (ЭТО). Впоследствии ЭТО было ликвидировано и вместо него было образовано Шестое Творческое Объединение писателей и киноработников.
И хотя экономический эксперимент не прижился, за годы существования ЭТК и ЭТО были сняты прекрасные фильмы: «Белое солнце пустыни» (1969) Владимира Мотыля, «Не горюй!» (1969), «Афоня» (1975) Георгия Данелия, «12 стульев» (1971) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Леонида Гайдая, «Табор уходит в небо» (1976) Эмиля Лотяну, «Раба любви» (1975) Никиты Михалкова и др.
На примере лучших картин «Мосфильма» второй половины 1950-х – середины 1960-х можно отчетливо проследить, как менялось мироощущение главных режиссеров эпохи - как на смену романтике приходило недоумение, а затем и разочарование. Преодолев «сталинский стиль», советское «оттепельное» кино смогло выработать свой собственный язык, отличительными чертами которого можно считать жизнеподобие и романтизм, яркий визуальный ряд, однако позже позитивные интонации меняются – вчерашняя экранная юность словно «устаёт». И от окружающих её жизненных обстоятельств, и от самой себя в этих обстоятельствах. Это ещё не крушение иллюзий, но первый шаг к уходу в более глубокую рефлексию, которую продемонстрируют герои кинематографа 1970-х.
Фото - Мосфильм-Инфо