Mosfilm.ru продолжает серию публикаций «Мосфильм: История. Люди. Тайны», посвященных 100-летию киностудии «Мосфильм», которое будет отмечаться 30 января 2024 года. О том, как складывались для «Мосфильма» 1950-е, разделившиеся с уходом из жизни Сталина «пополам» - на время давления и жесткой цензуры и первое предвестие оттепели – в нашем материале.
Первая половина 1950-х вошла в историю «Мосфильма», да и всего советского кинематографа, как один самых творчески трудных периодов времени. Впрочем, все виды искусства – от музыки до литературы – переживали давление идеологического пресса. Одно за другим выходили партийные постановления, регламентирующие деятельность творцов «от» и «до». Отклонившихся – таких как Шостакович, Прокофьев, Хачатурян – «прорабатывали», например, за «формализм». Кто-то, как Михаил Зощенко, получал статус «мещанина и пошляка от литературы» и отлучался от тиражей, наград и привилегий. Кино, как «важнейшее из искусств», разумеется, было на особом контроле со стороны ЦК и лично Сталина. В целом, сама атмосфера конца 1940-х начала 1950-х мало способствует творчеству – на «Мосфильме» продолжается период «малокартинья» с его редкими, в большинстве своем историко-биографическими фильмами.
В 1950-м «Мосфильм» выпускает шесть картин. В основном это фильмы, соответствующие духу времени даже своими названиями: «Заговор обреченных» Михаила Калатозова, «Смелые люди» Константина Юдина, «Секретная миссия» Михаила Ромма. Добавить к этому экранизацию официозного романа С. Бабаевского «Кавалер Золотой звезды» Юлия Райзмана, биографическое житие «Жуковский» Всеволода Пудовкина, трудовую сагу о строительстве нефтепровода на Дальнем Востоке «Далеко от Москвы» Александра Столпера – вот и весь годовой «портфель» студии.

"Заговор обречённых" - 1950 г.
Однако производство не простаивало – в 1951-м на «Мосфильме» снимались торжественные концерты с участием звезд Большого театра, спортивные праздники - «Песни молодости», «Спортивный праздник молодежи», «Мы за мир». Игровых фильмов в тот год было снято всего три – «Незабываемый 1919 год» Михаила Чиаурели - о подвигах Сталина в период Гражданской войны, комедия «Спортивная честь» Владимира Петрова и биографическая картина «Пржевальский» Сергея Юткевича. В 1952-м съемки концертов и праздников сменили фильмы-спектакли МХАТа – «На дне», «Школа злословия», «Анна Каренина», Театра Советской Армии «Учитель танцев», Театра имени Пушкина «На бойком месте»... В прокат вышло всего лишь два игровых фильма – «Композитор Глинка» Григория Александрова и экранизация «Ревизора» Владимира Петрова.

Оригинальный плакат фильма "Незабываемый 1919 год"
В марте 1953-го умирает Иосиф Сталин – в советском кинематографе, и на «Мосфильме» в частности, начинаются первые робкие перемены. Конечно, в производство по инерции ещё идут историко-биографические ленты, заложенные в план съемок ранее – «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма, «Вихри враждебные» Михаила Калатозова – о Дзержинском и т.д. В то же время, по прошествии десятилетий, нельзя не отметить, что фильмы этого жанра имели определенное значение, познакомив широкие массы зрителей с биографиями выдающихся деятелей прошлого. Хотя даже в своих лучших образцах историко-биографические фильмы 1940-1950-х все равно не смогли подняться до вершин, которые были заданы зачастую теми же самыми режиссерами в 1920-1930-е годы. По мнению кинокритика Валерия Кичина, первой ласточкой-предвестником оттепели, вероятно, можно считать фильм Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских «Свадьба с приданым». На советский экран после перерыва вернулась музыкальная комедия – яркий фильм-спектакль. Это - определенно, знак грядущих перемен.

На съемках картины "Свадьба с приданым" - 1953 г.
С 1954-го года производство фильмов начинает неуклонно расширяться. Руководство «Мосфильма» понимает – для того, чтобы обеспечить его устойчивый рост, необходимо активнее вовлекать в кинематограф молодёжь, прежде всего – режиссеров. В эти годы на студию шумно и деятельно входит поколение художников, которых сформировала и закалила война. 1954-1956-ый – годы обнадёживающих дебютов. В коридорах «Мосфильма» можно было встретить Григория Чухрая, Владимира Наумова, Александра Алова, Владимира Басова. Появились и подающие надежды комедиографы - Эльдар Рязанов, начавший как режиссер музыкального кино, и Юрий Чулюкин, пробовавший себя в бытовой комедии. Уже заявил о себе – пока как актёр – Сергей Бондарчук.
В 1954 году директором киностудии «Мосфильм» был назначен известный кинорежиссер Иван Александрович Пырьев (1901 - 1968) – к тому моменту уже обладатель шести Сталинских премий, трех орденов Ленина и других самых высоких званий и наград. Эту должность он занимал только до 1957 года, однако как человек большого таланта и неуемного темперамента, Пырьев-директор оставил после себя хорошую память.

Иван Пырьев (1901 - 1968)
Именно в это время было начато строительство «Большого «Мосфильма», которое так долго откладывалось. Правда, проект 1948 года был, как мы уже отмечали, существенно переработан и изменен. В итоге на территории студии появились два блока соединенных друг с другом блока павильонов, здание отдела декоративно-технических сооружений, Тонстудия и другие объекты. Сократив огромные ненужные затраты на декорирование зданий и территории студии, вырученные средства были вложены в техническое оснащение «Мосфильма». Благодаря оптимизации были внедрены новые технологии, получено современное кинооборудование, многократно расширены производственные мощности, что дало возможность резко увеличить кинопроизводство.

Строительство 2-го и 3-го блоков
Заслугой директора студии была поддержка молодых режиссеров - так Григорию Чухраю был поручен фильм «Сорок первый» (1956), режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов были переведены в Москву с Украины, Эльдар Рязанов, который занимался съемкой документально-хроникальных картин, после дебютной «Карнавальной ночи» (1956) стал признанным мастером кинокомедии, а еще недавно репрессированным сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду, которые попали в ссылку еще студентами ВГИКа, Пырьев помог запустить в работу их первый сценарий фильма «Случай на шахте восемь» (1957).
Среди заслуг и достижений Пырьева – разработка проекта создания творческих объединений, которым давались широкие полномочия в кинопроизводстве. Такие Объединения появились в структуре Киностудии «Мосфильм» в 1957 году. Получив действительно реальные полномочия, они стали сами организовывать кинопроизводство: заказывать сценарии, решать производственные вопросы, утверждать актерские пробы, обсуждать отснятый материал и готовые картины. Положительный опыт «Мосфильма» стал заделом к созданию аналогичных структур на всех киностудиях СССР.
1956-1957 годы окончательно обозначили перелом, который произошел в советском кино. При всех различиях, новое поколение режиссеров-дебютантов, вчерашних фронтовиков, объединяла внутренняя общность, позволяющая говорить об их единой творческой платформе. В центре их внимания снова был Человек, его судьба и переживания. Кинематографу предстояло вернуть на экран современника – человека, прошедшего войну, дать глубокий анализ его характера, исследовать духовный климат советского общества. И такие фильмы не заставили себя долго ждать.

На съемках фильма "Сорок первый", 1956 г.
Григорий Чухрай снял драматичную балладу «Сорок первый» (1956), в которой впервые сочувственно был показан белый офицер, и весьма неоднозначно смотрелась революционная принципиальность героини, застрелившей возлюбленного. Михаил Калатозов явил советскому зрителю, а позже всему миру шедевр - драму «Летят журавли» (1957). Лента отличалась новаторским подходом к военной теме в кино – и не только в части операторской работы Сергея Урусевского. Фильм выбивался из ранее принятой героической концепции, резко контрастировал с ранее снятыми торжественными эпопеями. В «Судьбе человека» (1959) Сергея Бондарчука война была показана через жизнь обыкновенного человека – пережившего многое, но не сдавшегося и не сломавшегося. «Баллада о солдате» (1959) того же Григория Чухрая – стала гимном советскому солдату, целому поколению молодых людей, принявших в свои юные годы все тяготы и ужасы войны.
Поэтика в обыденном, простота и скромность героев, их высокое чувство долга, нравственность и духовная зрелость, сохранение человечности и сострадания – по достоинству были оценены зрителем и в СССР, и на Западе. Среди наград фильма «Баллада о солдате» - призы Миланского и Лондонского фестивалей; картина «Летят журавли» получила Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, «Судьба человека» - награды кинофестивалей в Австралии и Чехословакии, «Серебряного льва» первой степени Венецианского кинофестиваля получила «Попрыгунья» Самсона Самсонова.

Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова в Каннах
На волне зрительского успеха на «Мосфильме» стремительно растет число снимаемых фильмов - к 1959-му их выпускается уже до 25 в год. Хотя мощностей студии хватает и на большее количество. Растёт и жанровое разнообразие картин – появляются первые кинодетективы «Дело №306», «Дело «Пёстрых» и др. На рубеже десятилетия были возведены новые здания производственного корпуса, монтажного цеха, блока малогабаритных павильонов. Всё готово для ещё одного мощного всплеска творческой энергии! И он последует в 1960-е, став в истории советского кино и самого «Мосфильма» самым впечатляющим. Об этом – в следующих материалах Mosfilm.ru, посвященных грядущему 100-летию киностудии.
Фото и материалы: Мосфильм-Инфо, "РГ"