Версия для слабовидящих
3

Фонотека «Мосфильма» станет одной из крупнейших в мире

Главы
07 ноября 2024
Редакция новостей
3839
«Мосфильм» продолжает модернизацию и пополнение фондов своей уникальной фонотеки. В настоящий момент идёт оцифровка большого массива звуковых данных, записанных на магнитную плёнку в период с 1950-х по 2000-е гг. Параллельно осуществляется систематизация и каталогизация библиотеки шумов. Подробнее в материале Mosfilm.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЛЁНОЧНОГО НАСЛЕДИЯ
Задача перед специалистами Тонстудии стоит масштабная, если не сказать грандиозная – необходимо оцифровать около 3 тыс. звуковых роликов, записанных в течении нескольких десятилетий. Это в буквальном смысле тяжелая физическая работа – материалы хранятся на магнитной пленке 6,25 мм (1/4 дюйма), каждая единица хранения (пленочный ролик) проходит оцифровку в режиме реального времени. Работа с аналоговым звуком требует специальной техники – для оцифровки магнитной плёнки был приобретен, настроен и откалиброван профессиональный студийный магнитофон Mechlabor STM-300 (Венгрия).
«Оцифровка подобных исходников – дело не быстрое. Во-первых, сама плёнка находится в разном состоянии износа, в зависимости от года выпуска, бывает, что сыпется, рвётся. Приходится специальным скотчем склеивать. Во-вторых, зарядил в пленку в магнитофон – уже не отойдёшь. Ориентируешься на сопроводительную документацию и на сам звук – где-то скорость воспроизведения 19, а где-то 38 см/сек – следить за качественным воспроизведением записи приходиться очень внимательно», - рассказал ведущий инженер Тонстудии Михаил Калинин.

Ведущий инженер Михаил Калинин у студийного магнитофона

Самая «ранняя» запись, которую на данный момент удалось обнаружить специалистам Тонстудии в обширном пленочном звуковом архиве - датируется 1957 годом, но впереди огромная работа – не исключено, что фонотека пополнится шумами, записанными ещё раньше.
«Звуки самые разные – начиная от природных звуков до промышленных шумов. Встречаются уникальные записи – шум какого-нибудь трубогибочного станка 1960-х годов. Сейчас такой звук просто негде записать! Кроме того, это уникальный звук, его так просто не синтезируешь», - добавил Михаил Калинин.
В силу производственных возможностей, в среднем одному инженеру за день удается оцифровать три пленочных исходника. Но как подчеркивает Михаил, важна не только качественная оцифровка – это, можно сказать, подготовительный этап. Гораздо больший объем работ предполагается после загрузки данных. Дело в том, что каждая единица хранения (плёночный ролик) имеет несколько звуковых фактур. После того, как три тысячи роликов будут преобразованы в цифровые файлы – каждый из них нужно будет «разрезать» ещё на несколько частей. Только по приблизительным подсчётам фонотека «Мосфильма» расширится на 15-17 тысяч звуковых клипов! А ведь каждому необходима сопроводительная информация, подробное описание…
ФОНОТЕКА «МОСФИЛЬМА»: ОТ АНАЛОГА ДО «ЦИФРЫ»
Собственная уникальная фонотека создавалась на «Мосфильме» с 1940-х годов. Если на заре звукового кино звук писался на киноплёнку, то ближе к 1950-м – на 35-мм перфорированную магнитную ленту. Подобный формат требовал огромных трудозатрат: зарядка в магнитофон, поиск нужного фрагмента, копирование в режиме реального времени и т.д. Когда-то в фонотеку «Мосфильма» выстраивались очереди – для получения необходимых звуковых дорожек режиссёрам монтажа приходилось «записываться» за неделю.
В начале 2000-х годов обширные фонды стали постепенно оцифровывать – информация с тысяч километров магнитной плёнки переводилась в электронный формат. Процесс растянулся почти на четыре года и сопровождался множеством трудностей, которые, впрочем, удалось успешно преодолеть. Специалистами Тонстудии была проделана гигантская исследовательская работа! К 2004-му году коллекция звуков «Мосфильма» была полностью переведена в электронный формат – однако архивы пополняются и оцифровка плёнки периодически возобновляется.

Сейчас в мосфильмовской фонотеке насчитывается около 150 тыс. звуковых клипов. Сюда входит архив музыкальных записей и библиотека всевозможных шумов. Последняя категория звуков на языке профессионалов называется «фоновой». Это могут быть природные, городские, промышленные шумы. Музыкальный архив содержит уникальную коллекцию записей, сделанных к кинофильмам разных лет. Кроме того, помимо собственных фондов «Мосфильмом» в разные годы были закуплены различные цифровые библиотеки звуков.

После модернизации программного обеспечения электронной библиотеки медиаданных Тонстудии – все работы с фонотекой осуществляются на базе системы управления серверами отечественного производства Nordbox.

В настоящий момент, в систему хранения интегрируется шумотека Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Шумотека содержит около 20 тыс. фактур и является плодом многолетнего труда профессиональных звукооператоров и звукооформителей. Тематически библиотека очень разнообразная – от звуков природы до записей радиоэфиров с голосами Левитана и Сталина. Ценное профессиональное наследие «Мосфильму» в мае текущего года передала звукооформитель Ирина Цатурова, долгие годы проработавшая на ЦСДФ.

«К настоящему моменту мы интегрировали около 700 файлов. Плюсы системы Nordbox состоят в том, что она позволят автоматически быстро переносить данные. К тому же, система делает удобные «превью» - можно быстро ознакомиться с тем, что представляет из себя тот или иной звуковой клип. Однако, несмотря на то, материалы ЦСДФ грамотно подписаны и структурированы, они все равно нуждаются в более точной систематизации. Для удобства поиска наша новая база требует подробной каталогизации, порой детального описания. Так что приходится вручную подробно прописывать категории шумов, придумывать уточняющие теги и так далее. То есть всё, как говорится, необходимо разложить «по полочкам», - рассказал инженер Тонстудии Леонид Мокринский.
Таким образом, по завершению всех работ, цифровая фонотека «Мосфильма» станет одной из крупнейших не только в России, но и среди мировых киностудий. К тому же, пополнение фонотеки - процесс регулярный. В цифровую базу данных загружаются оригиналы фонограмм, записанные звукорежиссёрами в процессе съёмок того или иного фильма, производство которого осуществляется на базе Киноконцерна «Мосфильм».

По вопросам использования материалов фонотеки: Татьяна Балтер, директор ПК "Тонстудия"
Тел.: +7 (499) 143-9803, email: tonstudio@mosfilm.ru