Версия для слабовидящих
3

Бал в кино. «Мосфильм» представляет уникальную выставку исторического костюма

Главы
27 апреля 2024
Редакция новостей
3203

В мосфильмовском «Центре кино» открылась новая экспозиция, посвященная теме бала в отечественном кинематографе. Автор – известный художник-постановщик Сергей Февралев, впервые соединивший в одной выставке образы балов, светских раутов, званых вечеров из знаменитых мосфильмовских картин.


Справедливо считается, что для кинематографистов бал — это обширный и благодатный материал, позволяющий создать масштабное, динамичное экранное полотно. И за сто лет существования киностудии «Мосфильм» балы – помпезные, домашние, шуточные, летние, балы-маскарады и пр. – не раз воссоздавались в кино с особой тщательностью, вниманием к малейшим деталям. И всё же, как рассказал Mosfilm.ru автор выставки Сергей Февралев, в общем массиве фильмов киностудии (более 2 тыс. – прим.) сцены балов - настоящая редкость, если, конечно, не считать знаковых, всем известных эпизодов из таких картин как киноэпопея «Война и мир».
Сергей Февралев, автор выставки: «Удивительно, но при всем огромном количестве картин, снятых на «Мосфильме» за сто лет, сцены балов – огромная редкость. За эту тему брались единицы. Мы обстоятельно поработали в фондах «Дома костюма и реквизита», достали, как говорится, всё, что могли. Концепция не предполагает какой-то определенный исторический период, образ бала – собирательный. Мы решили вообще пристальнее рассмотреть саму культуру бала, ориентируясь на фильмы, а их, повторюсь, по сути, было совсем немного».
На втором этаже мосфильмовского «Центра кино» можно увидеть женские и мужские костюмы из картин: «Война и мир» (1965 - 1967) - три женских бальных платья, костюм чиновника, мужской бальный костюм, парадный генеральский мундир; «Анна Павлова» (1983) - платья героини Галины Беляевой; «Анна Каренина. История Вронского» (2017) - два военных костюма и четыре женских бальных платья; «Цареубийца» (1991) - платья дочерей императора Николая II, костюм генерала; «Михайло Ломоносов» (1986) - бальное платье императрицы Екатерины II; «Гардемарины, вперёд!» (1987) - бальное платье героини Татьяны Лютаевой.
Самые старые костюмы, представленные на выставке, были задействованы в съемках киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Бал снимали в знаменитом Первом павильоне «Мосфильма» — огромное помещение позволило задействовать большую массовку и эффектно снять танцующих с большой высоты.
Художник по костюмам Алла Оленева провела большую работу по подбору костюмов, а также их декорированию, а порой и восстановлению. Специально для выставки был пошит костюм лакея.
Алла Оленева, художник по костюмам: «Вещи в большинстве своем сохранились неплохо, просто были переделаны под ежедневное использование – для съемок. Где-то мне пришлось что-то перешить, где-то сменить декоративное оформление на более правильное, учитывая исторический период. На большинстве костюмов было выполнено дополнительное декорирование. В основном, это украшающие элементы - кружева, ленты, цветы. Где-то, как например, на костюмах из «Анны Карениной. Истории Вронского» уже были стеклярусы, оборочки, искусственные цветы. На других костюмах я где-то сама пришивала антикварные кружева, в некоторых случаях для соответствия эпохе потребовалась шитье золотой нитью».
Костюмы выставки помещены в условное пространство декорации фильма «Анна Каренина. История Вронского» (2017). По словам Сергея Февралева, экспозиция получилась сдержанной, даже строгой в силу самой концепции выставки. По сути, это небольшая энциклопедия бала, которому в России было отмерено всего два века.
Сергей Февралев, автор выставки: «Наша выставка больше о культуре взаимоотношений между людьми, нежели о празднике. Балы как культура взаимоотношений – я бы так это сформулировал. В основе нашей концепции культурная традиция – жесткие рамки этикета, культуры и моды того времени. Да, не все было удобно. Да, не все нравилось, но это бал! А любой бал – это строжайший этикет, даже определенный ритуал! Когда ты выходишь в свет – это усиленное внимание к деталям, к поведению и т.д.»
Экспозиция на втором этаже мосфильмовского «Центра кино» станет постоянной. Ознакомиться с ней можно в любой день недели перед сеансом в одном из четырёх кинозалов. Ждём вас на «Мосфильме»!

Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"

Кадр из фильма "Война и мир"

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Сергей Февралёв — один из самых востребованных художников в современном российском кино. В профессии он уже более двадцати лет, успешно работал над созданием таких разноплановых с точки зрения исторических эпох проектов как «Белый Тигр» (2012), «Орда» (2012), «Дорога на Берлин» (2015), «Скиф» (2018), «Анна Каренина. История Вронского» (2017), «Братство» (2019), «1941. Крылья над Берлином» (2022), «Капитан Волконогов бежал» (2021), «Хитровка. Знак четырех» (2023) и многих других. Работа Сергея Февралёва в кино неоднократно отмечена самыми престижными российскими и международными кинематографическими премиями: «Ника», «Золотой Орел», «Белый Слон», «Восток — Запад. Золотая Арка», «Серебряный Хьюго» (Международный фестиваль в Чикаго).