Версия для слабовидящих
3

Александр Лукич Птушко и его «Новый Гулливер»

Главы
17 февраля 2025
Анна Резанова
1404
В 2025 году исполнилось 90 лет со дня выхода на экраны первого полнометражного «объемного» фильма «Новый Гулливер» А.Л.Птушко.

Александр Лукич Птушко заложил основы советской объёмной (кукольной) мультипликации. Наряду с другим художником Николаем Петровичем Ходатаевым, специалистом в области графической мультипликации, А.Л.Птушко работал в мультипликационном «Художественно-производственном объединении №7» кинофабрики. В 1935 году мультобъединение стало именоваться Фабрикой «Мультфильм» и располагало собственной мультипликационной комнатой. Таким образом «Мосфильм» стоял у истоков зарождения советской мультипликации.

Из газет «За большевистский фильм»

Первой мультипликационной постановкой киностудии был графический фильм «Как Мурзилка научил правильно писать адреса» 1926 г. режиссера Н. П. Ходатаева. А.Л. Птушко, пришедший в 1927 году в кино из театра, начал свою работу в качестве художника-конструктора кукол. Его первой режиссерской работой стал комбинированный фильм «Случай на стадионе» (1928 г.) В этом рекламном фильме А.Птушко впервые снял игру живого актера во взаимодействии с кукольным персонажем. Братишкин – кукла из этого фильма – очень полюбился зрителю.
За этим фильмом А.Птушко последовали - «Шифрованный документ» (1928 г., о 3-й лотерее Осовиахима, объемный), «Сто приключений» Братишкина» (1929 г., фильм рекламировал театральные абонементы, объемный), «Крепи оборону» (1930 г., графика) и «Властелин быта» (Объемный,1932 г., фильм о новом быте и высмеивании старого быта).
«Новый Гулливер». Замысел

Рождая фильм во весь опор
Предельно удивляя массу –
Ведет пиратов режиссер
На перепуганную кассу –
И быстро – в несколько шажков,
Большой решимостью украсясь
Возводит Джонатан Птушко
Над Свифтом социальный базис!
(Стихи Б.Ласкина)

Большой успех «Властелина быта» способствовал решению творческой группы А.Л.Птушко создать масштабную картину с большим количеством кукол. Книга Джонатана Свифта «Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях «Сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» была просто подарком для экранизации с использованием любимого комбинированного метода совмещения живого человека с «ожившим» миром марионеток. Кроме того, это произведение было остросоциальным и позволяло переделать его в современный и актуальный для нашей страны 1930-х годов сценарий, в котором противопоставлялись два мира – реальный социалистический мир, метафорически представленный солнечной природой Крыма и пионерским лагерем «Артек», и «ненастоящий», кукольный буржуазный мир, в который мальчик Петя, слушая книгу о Гулливере, попадает во сне. В первоначальном сценарии Г. Рошаль писал: «Вся вещь может быть представлена как сон комсомольца, увлекшегося путешествиями Гулливера».
Трудности съемок…

Фильм «Новый Гулливер» изначально был задуман как короткометражка, сценарий был написан только на три части. Таким образом, к съемкам приступили, не имея полноценного сценария. Вначале съемочная группа выехала в Крым, в пионерский лагерь «Артек» - для съемок натуры. И только после утверждения сценария на 6 частей, художники приступили к созданию кукол…

Жаренов А. Больше внимания // За большевистский фильм.- 1934.- №12
Фильма была пущена фактически без сценария, без подготовительного периода, с расчетом на короткометражную фильму в 3 части. Смета была составлена «на глазок». В экспедицию выехали без всякой подготовки, в результате – перерасход в 21438 рублей. По приезде из экспедиции, сценарий вырос в полнометражную фильму – в 6 частей, потребовалось увеличение сметы, сроков и даже состава группы.
Увеличение съемочного периода, медлительность постройки декорации, несвоевременная сдача эскизов – все это привело к перерасходу по смете на 87512 рублей.
Птушко А. Опыт нашей работы // За большевистский фильм.- 1935.- №3
Не имея окончательного варианта сценария, мы начали снимать натуру, в результате чего на съемку 5 частей фильма (комбинированной мультипликации), включая в это же время и разработку всех эскизов, осталось только 12 месяцев, срок, едва хватающий на изготовление двух частей графической мультипликации.… Но, взяв на себя ударные обязательства «несмотря ни на что сделать картину в срок, не снижая качества», группа начала работать действительно не покладая рук.… В течение 1934 года у нас не было ни одного дня простоя. Снимая по 10-12 часов, мы не имели выходных дней….
Мы сколотили на «Гулливере» большой спаянный коллектив, прошедший большую школу. «Гулливер» - это ВУЗ по объемной мультипликации.…Это экзамен на право дальнейшей самостоятельной работы…

Заготовка кукол
Александр Птушко самостоятельно разработал технологию кукол, основой которых был шарнирный «скелет». Шарнирная конструкция давала больше преимуществ в работе, нежели подобная проволочная основа.

Свой метод изготовления кукол А.Птушко подробно описал в своей работе «Объемная мультипликация». (Мультипликационный фильм. - Москва: Кинофотоиздат, 1936).
Куклы фильма «Новый Гулливер» были малоподвижными, поэтому все манипуляции с «оживлением» этих персонажей происходили за счет возможностей съемки. Для смены эмоций персонажей мультипликаторы применили систему смены пластичных масок.

А. Птушко.
Осмысливая события с классовой точки зрения // Ленинец.- 1935.- №12Для осуществления «Новый Гулливер» были изготовлены две тысячи кукол, десятки разнообразных макетов и декораций. Королевские лилипуты одеты в пышные костюмы XVII столетия.
Куклы рабочих-лилипутов в отличие от королевских сделаны в виде пластических скульптурных фигурок из пластичной массы.
Наши куклы не имеют никаких механизмов для движения. Каким же образом нам удалось «оживить» на экране все эти неподвижные фигуры.
Таким средством «оживления» мертвой природы служит объемная мультипликация, сущность которой заключается в том, что оператор снимает через небольшие промежутки времени отдельные фазы движения различных объектов. Мимика лица достигается путем последовательной смены голов с различными выражениями лица (радость, горе, ужас).
Для отдельных главных героев фильма (король, шеф полиции и др.) пришлось изготовить 200 голов…

Сарра Мокиль за работой с куклами

Сарра Мокиль. Как я работала над куклой // За большевистский фильм.- 1935.- №3
До начала работы по изготовлению объемных эскизов я в течение 2 месяцев провела подготовительную работу, изучая стиль и эпоху Свифта в музеях и картинных галереях.
Установив с режиссером характер и внутренний образ каждого героя, я приступила к непосредственной эскизной работе.
Главные трудности состояли в том, что я по требованию режиссерской экспликации должна была показать современных типов международной политической арены.… Для осуществления мимики у кукол нам пришлось создать целый штат скульпторов, которые должны были впервые в своей практике освоить сложную работу по изготовлению огромного количества фаз различных эмоций…

Куклы-«эксплуататоры» получились с яркими индивидуальными чертами, трогательные, симпатичные и смешные. Их образы вспоминаются с улыбкой и умилением.
Куклы-рабочие
Вероятно, из-за большого числа кукол, а также необходимости скрупулезной работы с масками, фигурки рабочих решили изготовить по единому образцу - из пластического материала. Получилась огромная пластилиновая армия трудящихся. Особенность создания фигурок рабочих состояла не в проработке эмоций, а в проработке их тел, мускулов. Над «армией» трудилась скульптор Ольга Таёжная.

Фото Государственного центрального музея кино

Так родились два мира: наземный мир вельмож, и подземный мир рабочих. Причем цивилизация лилипутов значительно продвинулась в техническом отношении: рабочие занимаются не просто «ручным» трудом, они обслуживают производственные машины высокого уровня. И тут не обошлось без юмора – механизмы имеют антропоморфные черты, труд приносит машинам страдания, они тяжко вздыхают…

Кадр из фильма «Новый Гулливер»

Микропуты были сняты методом «объемных перекладок», для которой куклы закрепляются на специальной основе, позволяющей комплексно управлять фигурками.
Шестнадцать перекладок ног, закономерно сменяемых после каждого снятого кадра у всех туловищ, дают большую экономию во время съемки ходьбы массовок, как в смысле времени, так и в смысле заготовки. (Мультипликационный фильм.- М., 1936.- с. 237)

«Актёрскую» игру кукол, то есть все манипуляции с их движением осуществлял замечательный художник - Федор Карлович Красный. Кроме миниатюрных персонажей в съемке участвовал объемный макет (скульптура) самого Гулливера, так что в сценах, где прямое участие актера Владимира Константинова не требовалось, его заменял такой «дублёр».

Рабочий момент съемок «Новый Гулливер». Ф.Красный за столом справа

Судьба большинства кукол на данный момент неизвестна. Несколько кукол (Аббат, Певица, Министр финансов) были переданы в 1936 году музею театра кукол С. Образцова.
Операторская работа
Перед оператором Николаем Ренковым и его группой помощников стояла сложная и интересная задача съемок огромного числа кукол, их совмещения с игрой актера, соединения в кадре мультипликационной и нормальной съемок. Всё это достигалось при помощи различных комбинированных приемов, в том числе и широко использовавшийся в те годы метод рирпроекции (проекционном совмещении актёров и элементов декорации с фоном на просветно-рассеивающем экране). Впервые наряду с фильмом «Веселые ребята», над которым работал оператор В.С.Нильсен, в советском кинематографе был освоен и технически развит транспарантный метод съемки (позволявшей соединить действие на первом плане с отдельно снятым фоном). Одним из примеров для съемки «Нового Гулливера» послужил американский фильм «Кинг-Конг», в котором все «чудовища» (гигантская обезьяна, ихтиозавры и т.д.) являлись в реальности моделями метрового размера, объединенные с натурой методом транспаранта.
Музыка и озвучивание
Музыку к фильму написал выдающийся композитор Лев Шварц. Песенка «Моя Лилипуточка» на забавные стихи Самуила Болотина была написана в стиле фокстрота. Это был полулегальный танец. В 1920-е годы фокстрот и другие джазовые ритмы считались элементами буржуазной культуры, и яростные активисты вели против них идеологическую борьбу. Но джаз продолжал отвоевывать свою нишу в советской культуре, вначале в пародийной, сатирической форме, а затем в качестве субкультурного компонента – в парках, ресторанах, зонах отдых, на курортах. В 1930-е годы джаз зазвучал в советском кинематографе. Легкомысленная песня «Моя лилипуточка» на долгое время стала шлягером, а ее исполнение кукольным певцом Фо-Ля, которого озвучил Юлий Хмельницкий,- запомнилось многими как один из самых веселых моментов фильма.
При озвучивании фильма возникли некоторые проблемы, особенно, когда потребовалось воспроизвести голоса лилипутов. Для этого была разработана специальная методика и техника записи звука. Сам А.Птушко пояснял публике в доступном ключе, что речь актеров записывалась со скоростью 16 кадров, а демонстрировали запись с нормальной скоростью 24 кадра, из-за чего происходило искажение звука. Птушко А. Опыт нашей работы // За большевистский фильм.- 1935.- №3)
Однако в реальности запись голосов была осуществлена достаточно сложным способом с помощью обработки живых голосов посредством синтезированного (рисованного) звука. В кино начали работать с рисованным звуком с 1920-х годов. Это способ, при котором искусственное нанесение графических звуковых дорожек на кинопленку позволяло создать новые звуки и эффекты.

Звук в фильме «Новый Гулливер» записывался с помощью аппарата для Ш-6. Звукооператору Алексею Коробову пришлось самому переоборудовать этот аппарат для того, чтобы добиться необходимого звучания голосов. (Минин А.А. Гордость комбината // За большевистский фильм.- 1935.- №3)

Звукооператор Алексей Александрович Коробов рассказывал: В апреле 1934 года приступили к озвучанию сцены «ярмарки» и, так как все предыдущие эксперименты с «лилипутскими» голосами ни к чему не привели, то решили всех «лилипутов» заставить говорить высокими голосами, для чего подбирали соответствующих актрис и детей. Эти съемки не дали положительных результатов. Позднее мне пришла мысль записать звук своего рода «мультипликационным» способом, тем более что у меня в предыдущей моей работе был опыт по рапидной съемке звука. Начались эксперименты. Мной были сконструированы все необходимые приспособления и после 3-х, 4-х месяцев удач и неудач «фокус удален», и наши куклы лилипуты так же, как и вся лилипутская музыка зазвучали по-иному, по-новому – масштабно меньше, что вполне с нашей точки зрения соответствовало образу. В этой работе очень помог мне ассистент тов. Ваничкин, который помимо непосредственной работы со мной сумел подобрать талантливый коллектив актеров камерного театра. (Газета Ленинец (г. Ленинград).- 1935 г., 29 марта) Музыковед и композитор С. Бугославский прокомментировал новый метод повышения тонов: В мультфильме впервые применен метод изменения тембрового качества и, так сказать, плотности, количества звуков через повышения тонов всей звуковой фактуры (приблизительно на 3-3½ тона). Получается звуковое впечатление, аналогичное тому, когда грамофонную пластинку пускают со значительно увеличенным числом оборотов диска, однако без ускорения темпа, что дает граммофон в таком случае. Опыт такой новой звукозаписи удался в области речи. Разговор кукол, сделанный с поразительно точным и выразительным соответствием их мимике и артикуляции, получился сходным с тембрами речи живых лилипутов.… Неудачным мы считаем, несмотря на хорошо выполненную синхронизацию звука, подмену речи пионера-мальчика речью женского голоса с альтовым тембром. Речь и особенно пение легко распознаваемого меццо-сопрано сообщило образу пионера черты оперных пажей…(Кино-газета.- 1935 г.- 22 марта)

Критика

Многие рецензенты после выхода фильма на экраны подвергли критике самого персонажа Гулливера в исполнении Владимира Константинова и текст его реплик. Лев Кассиль, восхищаясь остроумием и иронией, с которой были написаны текст песни и речей лилипутов, говорил о неудачах «человеческих» разговоров: Они тяжеловаты и иногда выпадают из общего иронического контекста вещи. Надо вообще признать, что куклы во многом переиграли людей в этом фильме. Лилипуты оказались гораздо убедительнее Гулливера. (Известия В.Ц.И.К.- 1935.- 22 февраля). Негативной оценки вызвали и расхождения в техническом оснащении мира лилипутов. С.Образцов: Ничего кроме недоумения не вызывает у зрителя появление парусных кораблей в конце картины. Во-первых, почему они парусные? Ведь только за минуту до этого кадра постановщик показал нам свехмарсианскую технику лилипутов. Помните военные заводы в подземелье? (Литературная газета.-1935.- 30 марта) 

Несмотря на такие отдельные критические замечания, фильм стал очень популярным и вызывал неизменное искреннее восхищение зрителей всех возрастов.

Участие в кинофестивалях

Фрагменты фильм «Новый Гулливер» (так как окончательно он еще не был готов) были показаны во внеконкурсной программе на Второй международной выставке киноискусства в Венеции, проходившей с 1 по 20 августа 1934 году. «Новый Гулливер» имел большой зрительский успех, и в зарубежной прессе особо подчеркивался его высокий технический уровень. На этом фестивале СССР получил первый приз в рамках конкурса национальных программ кино - кубок за лучшую программу фильмов, которые, «благодаря богатству жанров и большим художественным достоинствам, представляют собой наиболее зрелое техническое достижение». В рамках этой программы СССР представил картины «Гроза» В.М.Петрова, «Петербургская ночь» Г.Л.Рошаля, «Челюскин» А.М.Шафрана и М.А.Трояновского, «Веселые ребята» Г.В. Александрова. На Первом Советском международном кинофестивале 1935 года, который проходил с 21 февраля по 1 марта 1935 года, кинофабрика «Мосфильм» получила Грамоту за фильмы "Летчики" и "Новый Гулливер": «фильмы, сочетающие большое формальное мастерство и развлекательность с идейной насыщенностью и правдивостью». Художница Сарра Мокиль получила Грамоту за «мастерство, проявленное в создании маски и типажа кукол фильма «Новый Гулливер». (Правда.- 1935.- №61 (3 марта).

Грамота 1-го Советского кинофестиваля С.Мокиль за фильм «Новый Гулливер». Государственный центральный музей кино

В апреле 1935 года проходил Первый детский фестиваль в Киеве. На нем А. Птушко также получил грамоту за этот фильм. Фильм «Новый Гулливер» был беспрецедентной по количеству кукол объемной постановкой. Его создатели проделали огромную работу по освоению техники кино – и в области кинооператорского искусства и в области звука.

Создатели фильма

В фильме принимали участие:

Авторы сценария: Рошаль Григорий Львович, Птушко Александр Лукич
Режиссер-постановщик: Птушко Александр Лукич
Оператор-постановщик: Ренков Николай Степанович
Композитор: Шварц Лев Александрович
Художник-постановщик: Швец Юрий Павлович
Автор текста песен: Болотин Самуил Борисович
Звукорежиссер: Харон Яков Евгеньевич
Директор фильма: Минин А. В.
В роли Пети-Гулливера - Константинов Владимир
В роли вожатого пионеротряда - Юдин Иван
В роли боцмана - Бобров Иван Васильевич
В роли капитана - Брест Ф.
Автор диалогов: Болотин Самуил Борисович
Ассистент режиссера: Ваничкин Александр Александрович
Ассистент оператора: практикант Степанов Рубен Михайлович
Ассистент оператора: Вдовенко
Ассистент оператора: Шкаренков Игорь
Ассистент оператора: Фирсов Федор Васильевич
Закадровый голос: Евгенев Б.
Закадровый голос: Дагмаров Михаил
Закадровый голос: роль Фо-ля - Хмельницкий Юлий Осипович
Закадровый голос: Чадук Т.
Закадровый голос: Неусыхин Ака
Закадровый голос: Смысловский Б.
Закадровый голос: роль Певица - Муратова
Звукооператор: Коробов Алексей Александрович
Мультипликация: Ялов Г.
Скульптор: Таежная О.
Художник кукол: Мокиль Сарра Яковлевна
Художник-актёр: Красный Федор Карлович
Художник-живописец: Никулин Андрей Осипович

Шарж А. Жаренова и стихи С.Болотина. Газета «За большевистский фильм», 1934, №26